NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 23:52 ast
21:52 msk

Государство и религия
Для современного Казахстана, как и для других республик Центральной Азии, характерен процесс возрастания роли религии в общественно-политической жизни, расширения ее социальных, культурных, идеологических функций
28.01.2004 / политика и общество

Бакыт КУПЕНОВА, депутат мажилиса парламента РК, член фракции Гражданской партии, Амангельды АЙТАЛЫ, депутат мажилиса парламента РК, член фракции Гражданской партии.
"Экспресс-К", 27 января

Современная казахстанская политика в отношении религии направлена на объединение людей, а не на разделение или противопоставление их. Реальные шаги государства, уже сделанные в этом направлении, обеспечили необходимые предпосылки для развития религиозных конфессий в стране, поэтому религиозную ситуацию можно охарактеризовать как достаточно стабильную. Отсутствие серьезных конфликтов в межконфессиональных отношениях явилось следствием демократизации общественных отношений в государстве и коренного изменения положения религии в казахстанском обществе.
В настоящее время в Центрально-Азиатском регионе насчитывается до 10 оппозиционных течений различного толка, "мозаичность" религиозной ситуации усложняет духовную жизнь страны, становится чреватой тревожными симптомами, т.к. произошло стремительное усиление влияния религиозного фактора на различные стороны жизни современного казахстанского общества.
Его особенности, на взгляд исследователей, выражаются в следующих основных формах:
1) возрастающая восприимчивость широких кругов населения к религиозному воздействию;
2) расширение социальных функций конфессиональных объединений;
3) активизация миссионерской, идеологической и пропагандистской деятельности в Казахстане исламских религиозно-благотворительных организаций;
4) значительно расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база.
Вместе с тем нельзя отрицать, что для Казахстана, как и для его ближайших соседей, существует реальная угроза стать территорией широкого распространения различного рода экстремистских религиозных течений. Вряд ли нам нужно оставаться в выжидательной позиции, когда вблизи и на рубежах соседних государств ведутся военные действия, существенно активизировались эмиссары нетрадиционного, так называемого радикального ислама, которые хотят создать "фундаменталистский пояс", где Казахстан обозначен как исламское государство.
Налицо явное стремление заменить светскую форму правления в Казахстане на теократическую, и, как показывают последние события в Центрально-Азиатском регионе, они не остановятся перед использованием террористических и военных акций.
АЙТАЛЫ А.А.
Вместе с тем нельзя просто так отмахнуться от позитивных тенденций в этой непростой области. Состоявшийся в сентябре 2003 г. форум исторических и традиционных религий стал для всех нас, людей, исповедующих разные религии, знаменательным событием. Он еще раз продемонстрировал единство духовных стремлений разных религий и народов. Форум религий мира дал серьезный повод людям осознать место их веры в мире, в обществе, в котором они живут.
В письмах в парламент и на встречах люди начали задавать вопросы об основополагающих принципах свободы вероисповедания, о том, как сохранить и приумножить нравственные и культурные ценности народов Казахстана и обеспечить при этом права и свободу совести для всех.
За последние 12 лет в стране произошли глубокие изменения в экономике, социальной и политической жизни, меняется и духовная жизнь, но она меняется не так быстро, скажем, как экономика. Здесь есть свои закономерности. Речь идет о том, что мы жили в тотально идеологизированной, грубо атеизированной, если так можно выразиться, стране.
Следы той идеологии еще свежи. Тотальное отрицание религии уступает место теперь избирательно негативной оценке той или иной религии. Давая оценку той или иной религии, великие люди прошлого всегда помнили восточную пословицу: "Живущему в стеклянном доме не следует бросать камни в дом соседа". Роль исторических и традиционных религий в жизни народов велика. Приобщение людей к исламу или православию не означает только возврат людей к вере в бога. Это познание совершенно новых для нас ценностей, ориентированных на добро, нравственное очищение.
Когда после четырехчасовой дискуссии в Академии наук России о Коране и его переводе на русский язык Иман Валерий Пороховой, 70-летний досточтимый академик, встает и громко говорит: " Если это - Коран, то я - мусульманин, здесь речь идет уже о переориентации взглядов".
По-видимому, казахстанцам нужен новый закон о вероисповедании, который защищал бы их культуру и веру, с которой они исторически сроднились, а не "импортную" и дал уверенность истинным служителям этой веры.
В годы советской власти ислам, православие и другие религии пережили настоящий геноцид, разрушены были церкви, мечети, храмы, сожжена религиозная литература. Служителей культа истребили физически.
Страх вошел в их плоть и кровь, они и сегодня очень робки. Поэтому той свободой вероисповедания, которая была предоставлена законом "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", воспользовались зарубежные религиозные организации, имеющие большой опыт работы в условиях рыночной экономики, пользующиеся финансовой и материальной поддержкой иностранных центров.
Они прекрасно владеют методом психологического воздействия на человека, а также приемами ораторского искусства, умеют работать как с массовой аудиторией, так и с конкретным человеком. До 15 миллиардов долларов в год тратится миссионерами на религиозную деятельность в развивающихся странах.
КУПЕНОВА Б.К.
Что бы мы ни говорили, в Центрально-Азиатском регионе в последнее время наблюдается существенная активизация деятельности иностранных религиозных миссионеров различного толка. Только по официальным сведениям секретариата совета по связям с религиозными объединениями при правительстве РК, сегодня в религиозных объединениях работают 275 иностранных граждан.
Уже ни для кого не является секретом, что в Центрально-Азиатском регионе действует широко разветвленная сеть агентуры экстремистов, созданная по всем правилам конспирации: она состоит из ячеек по 5-6 членов, знающих друг друга только под псевдонимами. Таким образом, подрывная работа среди населения проводится радикалами весьма активно. При этом мы порой совершенно не знаем основ того или иного вероучения, его истории, влияния, степени распространения, в том числе и в нашей стране.
Как показывает анализ статистики, за последние три года по материалам правоохранительных органов было возбуждено 17 уголовных дел, осуждены 4 члена "Хизб-ут-тахрира", семь последователей ваххабизма и сулейманджи. Путем привлечения к административной ответственности пресечена противоправная деятельность 21 приверженца нетрадиционных течений и конфессий, в их числе шесть иностранных граждан, которые выдворены за пределы республики.
Следственными подразделениями органов внутренних дел республики завершено четыре уголовных дела по ст. 164 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды), из них три направлено в суд, одно уголовное дело прекращено.
Органы безопасности нашей страны, а также соседних с нами республик неоднократно задерживали распространителей листовок религиозного экстремистского содержания, периодически изымается большое количество печатных изданий и видеопродукции различных вероисповеданий.
Такие факты достаточно хорошо известны как из сообщений правоохранительных органов, так и из средств массовой информации. Однако есть определенные трудности в недостаточности экспертных учреждений и специалистов, которые могли бы исследовать эту продукцию и дать компетентное заключение о содержании в них идей и призывов к разжиганию религиозной вражды, что несет угрозу безопасности и стабильности в государстве.
В этой связи считаю, что разработка положения о религиоведческой экспертизе аудио, видео, печатной и иной продукции религиозного содержания и создание компетентного экспертного органа будут способствовать своевременной и эффективной деятельности правоохранительных и других государственных органов по предупреждению и пресечению проявлений религиозного экстремизма и сепаратизма.
Следует отметить, что определенное влияние на религиозную обстановку оказывает существующая нечеткость в вопросах контроля деятельности иностранных миссионеров в стране, вызванная отменой "Положения о порядке аккредитации иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся миссионерской деятельностью" постановлением правительства Республики Казахстан № 568 от 27.04.01 года.
На мой взгляд, государство сегодня должно взять на себя более жесткую регулирующую функцию, ее органы, ответственные за данное направление работы, мы должны глубже вникать в содержание и смысл культивируемых учений, сферу их подлинных интересов.
Прежде всего эта работа должна базироваться на единой концепции государственной политики в области религии и межконфессиональных отношений, в этом документе необходимо заложить основные принципы, приоритеты и задачи совершенствования религиозных отношений в республике.
Существующая на сегодняшний день напряженная экономическая и социально-психологическая ситуация в стране является благодатной почвой для внедрения радикальных вероучений. Поэтому должен быть разработан комплекс политических, административных, экономических, социально-психологических мер, направленных на стимулирование стабилизации общества и достижение межнационального согласия.
АЙТАЛЫ А.А.
В сентябре 2003 г. накануне мирового религиозного форума в г. Астане я был участником межпарламентской конференции в Европарламенте в Брюсселе.
Рассуждения многих, особенно американских, ораторов сводятся к следующему: мир становится всеединым, современные информационные технологии, коммуникации, как нивелирующий рубикон, выравнивают культурные, языковые различия настолько, что человечество придет к единой религии, люди будут мыслить одинаково.
Но в мире есть не только глобализационные тенденции, но и тенденции национальные, религиональные, антиглобальные. Поэтому нам важно понять, что традиционные религии - ислам, православие, католицизм и другие - всегда играли роль стержня, символа национальной культуры. Этим объяснятся и озабоченность нашего населения судьбой собственных, т.е. исторических религий, глубоко переплетающихся с национальной культурой и традицией.
Думается, Бакыт Каиркешевна недалека от истины, ведь если признаться честно, наши познания о религии вообще и об исламе в частности находятся на уровне ликбеза. Очень опасно, когда работники правоохранительных органов с весьма ограниченными познаниями в области религии только за то, что тот или иной гражданин читает ту или иную литературу, спешат обвинять людей в экстремизме, искать причины, корни за рубежом, хотя причину этих явлений надо искать в собственном доме.
Социальная несправедливость, безработица, насилие, коррупция в системе власти и бизнесе доводят людей до цинизма, неверия в законы и идеалы, толкают их к поиску истины и справедливости. И здесь-то они могут стать легкой добычей тех, кто преднамеренно хочет сеять семена экстремизма и фанатизма. Поэтому во многих случаях нужно не наказывать, а помогать и защищать от социально и политически чуждых влияний.
Депутаты фракции Гражданской партии РК уже давно думают над инициированием изменений и дополнений в закон о свободе вероисповедания или, быть может, даже инициировать новый закон о свободе совести. Интеллектуальный потенциал у партии для этого достаточен.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана определил приоритетные задачи деятельности КНБ 30.01.2004
Глава государства принял председателя правления банка "Туран-Алем" 30.01.2004
Вопросы вступления Казахстана в ВТО обсуждены в правительстве 30.01.2004
Казахстан может ввести ограничение на экспорт зерна весной 2004 года 30.01.2004
Необходимо ввести пятиуровневую систему образования 30.01.2004
Мастер игры 30.01.2004
Державе нужно помогать 30.01.2004
Рабочий график главы государства 29.01.2004
Даниал Ахметов: Правительство должно быть инициативным 29.01.2004
Рабочий график премьер-министра 29.01.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz