NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 12:54 ast
10:54 msk

Больше конкуренции?
Правительство не будет ограничивать участие иностранного капитала на рынке немагистральных операторов связи
01.03.2004 / политика и общество

"КонтиненТ", 18 февраля

Уже не первый месяц в Казахстане наблюдается явное оживление на рынке сотовой связи. Операторы GSM начали серьезно снижать тарифы, правда, пока это коснулось только звонков внутри своей сети. Появилась связь третьего поколения 3G – на рынке есть уже два брэнда. Второй из них компания АЛТЕЛ запустила 13 февраля: новая марка сотовой связи стандарта CDMA2000 1Х называется PAThWORD. Напомним, что первый "алтеловский" брэнд этого стандарта – Dalacom – действует уже около двух месяцев. В отличие от него, PAThWORD имеет карточную систему обслуживания. Среди преимуществ связи CDMA компания называет минимальное воздействие на организм, высокую степень конфиденциальности, отсутствие помех, услуги высокоскоростной передачи данных и доступа в Интернет. Абонентам будут предложены тарифные пакеты без абонентской платы, выбор между телефонами с RUIM-картами и без оных, автоматическая дозагрузка единиц. АЛТЕЛ расширяет новую сеть – на сегодня связью третьего поколения Dalacom и PAThWORD уже покрыты 11 крупных городов Казахстана.

Конечно, рынок не случайно так активизировался. С первого января закончились сроки эксклюзивных лицензий для действующих операторов. Агентство РК по информатизации объявило конкурс на новую лицензию стандарта GSM-1800. К участию в тендере, который состоится 10 марта, приглашены как местные, так и зарубежные операторы. Последнее говорит в пользу возможного прихода нового игрока, которым, как предполагают специалисты, может стать один из "грандов" российской сотовой телефонии. Российские эксперты, кстати, уже активно обсуждают такую перспективу. Среди наиболее вероятных претендентов называют компании "МТС" и "МегаФон".

Если к нам придут россияне, то первое, чего следует ожидать, – резкое обострение ценовой конкуренции. В России тарифы на связь GSM заметно ниже, чем в Казахстане. Скажем, популярный в Новосибирске тариф "Оптима-день 4,3" позволяет абоненту GSM звонить за пределы своей сети всего за 0,12 долл. в минуту. Казахстанские операторы берут за исходящий звонок за пределы своей сети значительно больше – от 0,24 до 0,35 долл. в минуту. Отсюда можно делать выводы о конкурентных резервах отечественного рынка. А ведь кроме цены, есть еще и фактор качества связи, которое после появления диапазона GSM-1800 объективно должно стать лучше. В общем, плюсов для потребителя много. И с экономической точки зрения у российских мобильных операторов сегодня хороший момент для того, чтобы начать выдвигаться в Казахстан. В минувшем году они приблизительно на 40 процентов увеличили свою доходность, заработав в общей сложности 4,7 млрд. долл. Так что российские сотовые "гранды" могут себе позволить крупные инвестиции в Казахстане. Ясно, что приход на рынок нового игрока извне оживил бы конкуренцию, а это значит, что пользователь может рассчитывать на расширение технологических возможностей связи, снижение цен, всевозможные распродажи и скидки.

Однако нужно учесть, интересы действующих казахстанских операторов лежат на другой чаше весов. И цена вопроса о новом участнике рынка достаточно высока. Ни "Кар-Тел", ни "GSM-Казахстан", ни АЛТЕЛ не заинтересованы делить бурно растущий рынок с кем-то еще. По официальным оценкам, мобильной связью в республике пользуются 1,5 млн. человек – то есть около 10 процентов населения. Для сравнения: в отдельных регионах России этот показатель достигает 25 проц., а в европейских странах – 50 проц. В общем, у владельцев отечественных сотовых брэндов достаточно резонов попытаться самим выиграть лицензию на стандарт GSM-1800. Вероятен и сценарий появления совершенно новой казахстанской компании. Поживем – увидим, ждать осталось недолго. Во всяком случае, с точки зрения интересов потребителя, чем больше конкуренции, тем лучше. И об этом всем игрокам, как старым, так и новым, не стоит забывать.

-----

Первый вице-премьер выступает против ограничения иностранного участия в телекоммуникационных компаниях Казахстана
Kazakhstan today, 24 февраля

Нет никакой необходимости ограничивать иностранное участие в казахстанских телекоммуникационных компаниях, заявил сегодня, 24 февраля на пресс-конференции в Астане первый вице-премьер правительства Григорий Марченко.

"Это ограничение не нужно, надо быть конкурентоспособными", - подчеркнул вице-премьер. "Мы это уже проходили на финансовом рынке", - напомнил он.

Г. Марченко считает также, что "не правильно ограничивать иностранное участие и в средствах массовой информации".

Как сообщалось ранее, правительство Казахстана в 2004 году планировало ограничить участие иностранного капитала в телекоммуникационных компаниях 49%. В связи с этим правительство внесло в парламент пакет поправок в Законы "О связи" и "О национальной безопасности". Основной аргумент сторонников данного нововведения - соблюдение интересов национальной безопасности и необходимость участия операторов связи в системе оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) правоохранительных органов.

В свою очередь Национальная телекоммуникационная ассоциация (НТА) РК обратилась с письмом к президенту и парламенту РК с просьбой не принимать поправки, ограничивающие долю иностранного участия в предприятиях отрасли. Представители НТА считают, что такое ограничение существенно затормозит развитие отрасли в самом ближайшем будущем. Кроме того, считают противники данных нововведений, ограничение доли иностранного капитала сократит ликвидность активов, вложенных в предприятия, и существенно уменьшит инструменты для инвестиций в будущем. Таким образом, упадет инвестиционная привлекательность рынка телекоммуникаций Казахстана в целом, уменьшатся его темпы роста, будет нарастать техническая отсталость отечественных предприятий, которые прямо зависят от новых разработок. Кроме этого, пострадают и потребители, так как качество связи может ухудшиться, а его стоимость увеличиться.

-----

Коммуникационная отрасль Казахстана демонстрирует темпы роста – председатель АИС РК
Астана. 27 февраля. КАЗИНФОРМ

Информационно-коммуникационная отрасль Казахстана, пройдя период стабилизации, продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Об этом, как передает Казинформ, заявил в пятницу на заседании коллегии Агентства РК по информатизации и связи, его председатель Биржан Канешев. За 2003 год темпы роста отрасли составили 25,8% при росте ВВП в 9,2%.

На сегодняшний день, на казахстанском рынке связи предоставляют свои услуги более 100 операторов фиксированной связи и 4 оператора мобильной связи. Уровень цифровизации местных сетей в прошлом году в республике составил 53%. Этот показатель, по словам Б.Канешева, является опережающим с учетом утвержденной государственной программы по развитию отрасли до 2006 года, в которой планируется достичь 60% доли применения цифровой технологии в местных сетях.

Телефонизация населенных пунктов страны в целом сегодня составляет 84,6% от их общего числа.

-----

Правительство не будет ограничивать участие иностранного капитала на рынке немагистральных операторов связи
Астана. 27 февраля. КАЗИНФОРМ

Правительство Казахстана приняло решение по ограничению участия иностранного капитала только для магистральных операторов связи. Об этом 27 февраля сообщил председатель Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Биржан Канешев, выступая на заседании коллегии своего ведомства. Согласно этому решению, отметил он, введены коррективы в проект закона о связи и в поправки в некоторые законодательные акты, обсуждаемые в Парламенте.

Как сказал Б.Канешев, либерализация телекоммуникационного рынка предполагает "сохранение инвестиционной привлекательности отрасли и необходимость сбалансированного решения вопросов национальной безопасности путем сохранения контроля над важнейшими видами сетей". Он также заметил, что в вопросе либерализации отрасли существуют три главных аспекта – национальная безопасность, политический и экономический аспекты.

В первоначальном варианте Правительства в поправках в некоторые законодательные акты, в том числе в закон "О национальной безопасности РК", присутствует норма, ограничивающая владение, пользование, распоряжение или управление в пределах 49% голосующих акций казахстанской компании, работающей в области связи. Судя по словам Б.Канешева, теперь данное ограничение будет распространяться только для магистральных операторов связи.

В рамках нормативно-правовой работы по дальнейшей либерализации рынка связи, АИС выполнил 23 мероприятия из 25 запланированных(исполнение 95%). В настоящее время утверждены 5 нормативно-правовых актов и разработаны еще 9 проектов, которые будут утверждаться после принятия нового закона о связи. Биржан Канешев выразил надежду, что по итогам запланированного на 10 марта обсуждения законопроекта в Мажилисе, документ пройдет через палату и будет направлен в Сенат.

-----

"Казахтелеком" против снижения тарифов на межгород
Астана. 27 февраля. КАЗИНФОРМ

ОАО "Казахтелеком" выступает против снижения тарифов на междугороднюю связь, передает агентство Казинформ. Как заявил сегодня на коллегии Агентства РК по информатизации и связи (АИС) президент этой компании Абен Бектасов, принятие решения о снижении тарифа на междугороднюю связь вызовет падение доходов "Казахтелекома", что повлияет на возможность реинвестировать средства в развитие сети телекоммуникаций. "Мы предлагаем не трогать междугородний трафик и остановиться только на международном трафике", - подчеркнул глава "Казахтелекома".

Кроме того, по словам А.Бектасова, средства, которые были предусмотрены для компенсации сельским операторам связи "не попали в бюджет". В связи с этим, "Казахтелеком" предлагает рассмотреть вопрос о реинвестировании дивидендов по простым акциям компании в развитие сельской связи. Контрольный пакет акций ОАО "Казахтелеком" принадлежит государству, поэтому, считает А.Бектасов, решение о реинвестировании дивидендов компании в сельскую связь зависит от Правительства. "Если совет акционеров примет такое решение, тогда мы будем вкладывать деньги в развитие сельской связи. Если не примет – тогда мы будем поддерживать только собственные проекты, развитие тех населенных пунктов, которые находятся рядом с нашей оптоволоконной магистралью и которые "попадают" в планы компании", - заявил президент "Казахтелекома". Следует, однако, отметить, что в интервью Казинформу (28.01.04) зампредседателя АИС Дулат Оразалинов сказал, что в бюджете 2004 года заложены 2,5 млрд. тенге, предназначенных на компенсацию убытков сельских операторов.

В целом, по оценке А.Бектасова, сельская связь в республике "по-прежнему не достигла докризисного периода и вряд ли в ближайшее время достигнет" в связи с либерализацией отрасли и установлением равных прав на рынке. В то же время, как сказал руководитель компании, "Казахтелеком" будет "двигаться в сторону коммерциализации и стараться выполнять социальные обязательства при условии поддержки государством национального оператора в тех рамках, которые были определены".

-----

Либерализация с "чистотой" 10МГц?
Канат Шаймерденов, Казинформ, 28 февраля

Как стало известно, Правительство все-таки сняло вопрос о 49% для иностранных инвесторов, которые участвуют или будут участвовать на казахстанском рынке телекоммуникаций. Ограничение, по которому иностранные граждане или компании могут иметь не более 49% доли в компаниях, занимающихся услугами связи, однако по-прежнему сохраняется для магистральных операторов. Как ранее заявлял в интервью Казинформу зампред республиканского Агентства по информатизации связи (АИС) Дулат Оразалинов, ограничение для магистральных операторов "даже не должно обсуждаться", поскольку это тот рубеж, за которым стоят вопросы национальной безопасности.

Выступая на заседании коллегии АИС, председатель Агентства Биржан Канешев сказал, что пересмотр спектра действия ограничительных норм связан с анализом трех основных вопросов проводимой либерализации. Это кроме национальной безопасности и политического момента, естественно, еще и экономический аспект, в частности, касающийся сохранения инвестиционной привлекательности отрасли. Не случайно, что в то время, когда доля иностранных инвестиций в сфере услуг имеет в последнее время тенденцию к увеличению, столь радикальная мера АИС по ограничению этого капитала в активах всех казахстанских операторов связи, вызвала негативную реакцию и у Премьер-Министра. Тем более, если учитывать, что сегодня в Казахстане существуют три оператора связи, доминирующее участие в которых принадлежит именно иностранным компаниям, и само собой, инициатива АИС была воспринята ими, как непоследовательность республики в своей инвестиционной политике.

Тем временем, Агентство по информатизации и связи говорит, что на 95% выполнила объем работ по подготовке нормативно-правовых актов, призванных регулировать отрасль в новых условиях либерализации. Вероятно, что с таким утверждением согласны далеко не все. К примеру, председатель Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Ораз Жандосов скептически отнесся к возможности увеличения тарифа абонентской телефонной платы в апреле (как планирует АИС), ссылаясь на неподготовленность законодательных документов и подзаконных актов по либерализации. Даже если новый закон о связи, которым снимается эксклюзив "Казахтелекома" на межгород, будет принят в марте, де-факто это не может быть поводом незамедлительного повышения абонентской платы. Кроме того, сам "Казахтелеком" выступает против снижения тарифа на междугородний трафик административным путем, понимая, что фактор инертности населения обеспечит спокойствие компании в отношении конкуренции еще на долгое время. Как заявил президент компании Абен Бектасов "мы предлагаем не трогать междугородний трафик", подчеркнув, что любое изменение по тарифам только приведет к падению доходов "Казахтелекома", что плохо повлияет на возможность реинвестировать средства в развитие сети телекоммуникаций.

Более того, судя по словам А.Бектасова, средства на компенсацию операторам связи, которые будут поддерживать сельскую связь "не попали в бюджет". Между тем, по данным АИС в бюджете 2004 года для этой цели должна была быть предусмотрена сумма в 2,5 млрд. тенге. Теперь "Казахтелеком" заявляет, что в условиях равных прав на рынке, существуют два варианта привлечения компании к развитию сельской связи. Первый вариант - это прямое бюджетное финансирование, которого, по словам А.Бектасова, вероятно, в этом году так и не будет, второй – реинвестирование дивидендов по простым акциям "Казахтелекома" в сельскую связь. Контрольный пакет акций ОАО "Казахтелеком" принадлежит государству, поэтому, считает А.Бектасов, решение о реинвестировании дивидендов компании зависит от Правительства. "Если совет акционеров примет такое решение, тогда мы будем вкладывать деньги в развитие сельской связи. Если не примет – тогда будем поддерживать только собственные проекты, развитие тех населенных пунктов, которые находятся рядом с нашей оптоволоконной магистралью и которые попадают в планы компании", - заявил президент компании. Лучшим вариантом, конечно, является бюджетное финансирование, однако в "Казахтелекоме" говорят о нерешенности со стороны АИС вопроса об отношениях сельских операторов и государства.

Наконец, еще одним спорным моментом в действиях Агентства является намеченный на март тендер по продаже единым лотом частоты мобильной связи стандарта DCS-1800 (GSM-1800) шириной диапазона 10 МГц. Выступая на коллегии, Д.Оразалинов отметил, что проводимая в стране либерализация отрасли телекоммуникаций должна устранить дискриминацию на рынке.

Однако, как заявил на днях журналистам заместитель директора Центра институционального обеспечения развития информационно-коммуникационных технологий (ЦИОРИКТ) Адиль Увалиев, предстоящий тендер фактически определит доминанта на рынке мобильной связи, у которого ширина диапазона частоты будет превышать возможности конкурентов в два раза. В то же время в АИСе говорят о разных режимах работы технологий GSM-900 и GSM-1800, поскольку первому хватает диапазона 5 МГц, а другому необходим более широкий диапазон с лучшим качеством и параметрами связи. Тем не менее, это не снимает проблемы создания равных конкурентных условий для всех операторов сотовой связи, особенно если учитывать претензии двух местных компаний KaР-Teл (с торговыми марками K-Mobile и Excess) и GSM-Kazakhstan (K-Cell и Activ) к Правительству относительно обязательств по тендеру на частоты, прошедшему в 1998 году. Тогда обе эти компании заплатили по $67,5 млн. за ресурс в 7,5МГц с правом в бесконкурсном порядке приобрести дополнительные 5МГц, доведя диапазон до 12,5МГц. Ситуация сегодня такова, что компании реально получили только 5МГц каждая. И судя по всему, они не намерены мириться с таким положением дел.

Разумеется, что в условиях нерешенности этих давних споров, известие о продаже единым лотом сразу 10 МГц, реакция участников рынка и экспертов была адекватно отрицательной. Особенно если брать во внимание, что в свое время фактически за тот же ресурс операторами было заплачено $130млн., а стартовая цена 10МГц на предстоящем тендере объявлена в размере порядка $30 млн., и правительство ожидает получить в итоге порядка $40-50 млн.

В этом плане особенно важным моментом для государства является прозрачность предстоящего тендера, коль скоро в АИС говорят о сохранении инвестиционной привлекательности рынка связи. Казахстанский рынок сотовой связи считается одним из самых развитых в СНГ и составляет сегодня около 1,5 млн. абонентов (т.е. каждый десятый казахстанец – абонент той или иной сотовой связи). Тем больше требуют аргументации действия, направленные сначала на ограничение иностранного капитала в местных компаниях (чего удалось избежать), а сейчас – на изменение конкурентных условий на этом рынке. Во всяком случае, многие аналитики и специалисты телекоммуникационной отрасли считают, что "благодаря" тендеру, сотовому рынку серьезно угрожает перспектива монополизации, что явно противоречит правительственной Программе либерализации отрасли. Ряд экспертов полагают, что продажа частоты рассчитана на укрепление позиций национального оператора "Казахтелекома" – отчасти это объясняется сжатостью сроков для подготовки к тендеру других потенциальных инвесторов. Сам "Казахтелеком" не скрывает своих намерений купить радиочастоту, необходимую для развития той же сельской связи в населенных пунктах, где затруднено осуществление проводной связи. Естественно, это не значит, что компания не может воспользоваться таким несомненным преимуществом, чтобы "пересмотреть" нынешнюю структуру рынка мобильной связи, в том числе путем выкупа и устранения конкурентов. Но в любом случае, если даже частота достанется одному из существующих операторов, он также автоматически "съедает" конкурента, так как получает несопоставимо больший ресурс.

Однако, возможно, что тендер, который намечен на 10 марта, может, быть перенесен. Во всяком случае, первый вице-премьер Григорий Марченко считает, что Правительству еще предстоит выработать позиции по предстоящему тендеру, а Б.Канешев позже заявил журналистам, что перенос тендера не исключен. Однако у оппонентов есть основания думать, что тендер все же состоится в обозначенные ранее сроки. Они считают, что информация о переносе тендера – своего рода "ход конем", чтобы выиграть время и успокоить страсти. К тому же по тендерным условиям, если участник один, то он автоматически становится победителем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Григорий Марченко прокомментировал деятельность Правительства 31.03.2004
Генпрокуратура обнародовала результаты проверки применения законодательства об интеллектуальной собственности 31.03.2004
Самый богатый человек России покаялся? 31.03.2004
Докопался до недр 31.03.2004
Процесс пошел 31.03.2004
Виктор Черномырдин обозвал Джоржда Сороса мародером 30.03.2004
Президент встретился с главой компании "Халлибертон" и журналистом Бендицким 26.03.2004
Абсолютное большинство решений судов РК в 2003 году признано законными и обоснованными 26.03.2004
На заседании Республиканской бюджетной комиссии рассмотрен проект плана развития НК "КазМунайГаз" на 2004-2006 годы 26.03.2004
Новый аким области начал свою работу с "оборонки" 26.03.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz