"Нефть России", 1марта
И.о. заместителя министра иностранных дел России Виктор Калюжный обвинил Турцию в том, что она нарочно мешает экспорту российской нефти через Босфор, чтобы заставить бывшую советскую нефть течь по трубопроводу Баку - Джейхан. В. Калюжный выступил на нефтегазовой конференции Turkiog-2004 в Стамбуле и сказал: "Власти Турции ограничивают проход танкеров через пролив Босфор и задерживают российский экспорт нефти с тем, чтобы ускорить реализацию проекта строительства трубопровода через территорию своей страны".
Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, о котором идет речь, изначально предназначался для экспорта нефти из огромных месторождений на Каспии. Протяженность строящегося трубопровода составляет 1767 км, а пропускная способность - 50 млн тонн нефти в год. Главное преимущество проекта - непосредственный выход в глубоководный средиземноморский турецкий порт, откуда танкеры могут развозить нефть, минуя турецкие же проливы Босфор и Дарданеллы. Недостаток проекта - его дороговизна и отсутствие в азербайджанском секторе Каспия значительных запасов нефти.
Как отметил В. Калюжный, турецкие проливы используются лишь наполовину их транзитных мощностей. И.о. замминистра считает, что единственная проблема задержек прохода судов через проливы - это "неадекватное управление транспортными потоками".
Проливы Босфор и Дарданеллы - главный маршрут, по которому Россия и другие страны бывшего Советского Союза экспортируют нефть. По данным аналитика по нефти ИК "НИКойл" Льва Сныкова, через Босфор в 2003 году прошло 135 млн тонн нефти. Суммарный экспорт российской нефти составляет около 200 млн тонн. Еще 44 млн тонн экспортировал в Европу Казахстан.
По мнению российских аналитиков, Турция и США были главным двигателем идеи строительства трубопровода. В основе этой идеи лежит стремление нынешней американской администрации обеспечить маршруты транзита нефти, альтернативной ближневосточной, в обход территории России. Ограничения на проход российских танкеров через проливы - лишь средство для достижения этой цели. Этой же идее должен послужить нефтепровод Одесса - Броды: в него будет закачиваться для отправки в Европу нефть из танкеров, налитых в грузинском порту Супса, а туда она попадет через ответвление того же нефтепровода Баку - Джейхан.
"Экология тут ни причем, - считают аналитики, пожелавшие сохранить анонимность. - Экология - это как раз та идея, которая придает позиции Турции солидность и основательность в глазах европейской общественности. Об экологии в Европе принято заботиться". |