www.proua.com
Это, впрочем, отнюдь не чисто украинская особенность. Ибо не использовать слабые места политического оппонента считается непозволительной роскошью не только в наших "дебрях", но и в "цивилизованном мире".
Во всем мире зарубежные спонсоры не поддерживают политические партии открыто. Однако спокойно делают это через дочерние структуры, так что узнать, в чью конкретно пользу текут пресловутые гранты, не так уж и сложно.
Политические предпочтения "грантоедов" весьма разнятся, но в целом радикалов среди них практически нет. Например, одна известная региональная общественная организация, которая сейчас активно сотрудничает с "Нашей Украиной", не далее как на минувших парламентских выборах работала с политической силой совсем другой ориентации. Одним словом, грантоеды в целом существа незакомплексованные, практичные и охотно идут на встречу нуждающимся в их помощи политическим структурам.
Интеллектуальный потенциал блока "Наша Украина" рассеян между разными партиями и группами, и совместить все в одном флаконе пока не удавалось (равно как и наладить достаточно эффективную работу самой фракции). Да и сам блок пока еще не определился – зачем ему нужно интеллектуальное ядро из общественных аналитических структур, если есть штаб блока, который, судя по всему, занимается распределением мест после ожидаемой победы Виктора Андреевича, а не текущим продвижением его идей.
Те из структур "третьего сектора", кто бы мог добавить в деятельность "борцов с режимом" осмысленные действия, пока перебиваются временными и, в целом, бессистемными проектами. Более того, нередки случаи, когда интеллектуальный потенциал оппозиции используют по "прямому назначению" – создавать массовки во время "народных" волнений.
В июне 2003 года ряд аналитических центров (Институт открытой политики, Институт гражданского общества, Институт конкурентного общества, Лаборатория законодательных инициатив и несколько других организаций) инициировали общее выполнение открытого проекта "Общественная стратегия развития Украины". Иначе как разработку Программы будущего Президента Украины, эту инициативу воспринимать трудно. В списке участников можно увидеть всех "причастных" – вплоть до запорожского Центра потребительских исследований, который до этого был замечен только в определении качества шампуней и стиральных порошков.
Расклад сил в интеллектуальной среде "Нашей Украины" отличается от влияния самих политических сил внутри блока. Например, партия "Реформы и Порядок", которую можно считать фундаментом самого блока, представлена в интеллектуальном арсенале "Институтом реформ", где Виктор Пинзенык числится председателем наблюдательного совета. Эта структура в значительной мере специализируется на функциях "массовика-затейника". Действия же других, например Института конкурентного общества (вотчина Ю. Еханурова), имеют более осмысленный характер, хотя бы в части длительных усилий в сфере поднятия малого бизнеса.
Кризис своей региональной политики "наши" пытаются компенсировать "ликбезом" для местных депутатов и региональной элиты с помощью своих же карманных организаций. Как сказал в интервью один из руководителей штаба "НУ" Игорь Грынив, блок "проводит круглые столы, во время которых идет сбор материала для будущей программы не только кандидата в президенты, но и разработки стратегии развития Украины". Очевидно, речь идет о семинарах "Формирование и исполнение местных бюджетов" и круглых столах "Общественная оценка перспектив социально-экономического развития регионов в общеукраинском контексте", которые незаметно и довольно пресно прошли во всех регионах Украины.
К симпатизирующим "Нашей Украине" (с подчеркнутой аполитичностью) можно отнести уже раскрученные Международный центр перспективных исследований и Центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова, которые хотя и не брезгуют грантами (деньги не пахнут!), но имеют большую финансовую устойчивость благодаря диверсификации источников финансирования (прямое финансирование, оказание коммерческих услуг и т.д.). Кроме этого, благодаря более профессиональной команде экспертов, их услуги качественно выше, чем у менее раскрученных коллег по интеллектуальному поприщу.
Следует отметить, что оппозиционные (они же – "грантоедящие") "интеллектуалы" более на виду, тогда как провластные структуры свои мозговые центры особо не афишируют. Хотя эффективность последних, учитывая постоянные тактические проигрыши оппозиции, явно выше. Например, известно, что с СДПУ(о) тесно сотрудничает Киевский центр политических исследований и конфликтологии во главе с Михаилом Погребинским. Агентство гуманитарных технологий связывают с экс-министром экономики В. Хорошковским, который временно ушел в политическую тень.
Тем не менее, как для "режимных", так и для "независимых" информационных структур на ближайшее будущее можно без труда определить общие тенденции поведения: резкая активизация деятельности и робкие попытки координации усилий, дабы подстегнуть общественную мысль к движению в нужном (для спонсора) направлении. Причем выигрыш, скорее всего, достанется той из сторон, которая преуспеет не столько в массовом, сколько в системном их использовании.
Инфраструктура грантоедов не случайно вскармливалась западными донорами на протяжении более десяти лет. Все они – более или менее боеготовые орудия информационного воздействия на общество. Находясь в вечно "полуголодном" состоянии, украинские "дети капитана Гранта" возлагают большие надежды на президентские выборы в октябре 2004-го. Логично ожидать, что заокеанские грантодатели мобилизуют и вооружат все свое войско для этого решительного боя.
Однако даже самые совершенные орудия информационной войны в неумелых руках – как микроскоп в руках дикаря. Не факт, что реальную выгоду от их использования получит именно тот, на кого ставят доноры. В полной мере ощутить всю мощь взращенного на импортных хлебах "третьего сектора" сможет только тот кандидат, который грамотно выстроит армию грантоедов и разумно определит для них стратегические и тактические задачи. Способна ли на это команда нынешнего западного фаворита? Есть серьезные сомнения.
Общественные организации, обеспеченные финансовой подпиткой, могут играть весомую роль в развитии политического процесса. Но лишь тогда, когда их спонсоры знают, чего они хотят... |