Дмитрий Коптюбенко, РБК, 6 апреля
Белоруссия намерена заключить контракт на ежегодные поставки на свои НПЗ 2 млн т нефти из Казахстана, сообщили в пресс-службе белорусского правительства. За счет поиска альтернативных источников поставок топлива Минск намерен показать твердое намерение слезть с российской "нефтегазовой иглы", считают аналитики. Казахстанская нефть не решит всех энергетических проблем Лукашенко, но позволит ему быть более гибким в переговорах с Россией. Предполагается, что нефть будет поступать через систему трубопроводов "Транснефти". Как сообщили RBC daily в компании, пока предложений о транзите казахстанской нефти до Белоруссии к ним пока не поступало. Впрочем, аналитики склонны считать, что "Транснефть" согласится осуществлять транзит на приемлемых условиях, иначе вслед за "Газпромом" она будет вовлечена в политическую войну между Москвой и Минском. Проблемы с закупками нефти в обход России могут поджидать Лукашенко с другой стороны – Астана вряд ли согласится поставлять нефть по тем ценам, по которым это делают российские нефтяные компании. Поэтому ожидать начала поставок "черного золота" из Казахстана в Белоруссию в ближайшее время не стоит.
В 2004 г. российские нефтяные компании должны поставить в Белоруссию 18 млн т нефти, что достаточно для загрузки мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Контрактов с поставщиками нефти из других стран у Минска нет. В настоящее время Белоруссия прорабатывает варианты закупки нефти в Казахстане. На днях делегация концерна "Белнефтехим" провела переговоры в Астане о ежегодных закупках 2 млн т казахстанской нефти. "Несмотря на то что объема поставок российской нефти достаточно для того, чтобы загрузить мощности белорусских НПЗ, они смогут дополнительно переработать 2 млн т казахстанской нефти", – сообщил RBC daily аналитик по нефти и газу ИБГ "НИКойл" Лев Сныков.
Эксперты объясняют переговоры Минска и Астаны по нефтяному вопросу политическими причинами. "Поиск альтернативных источников энергии должен продемонстрировать России стремление белорусов соскочить с "газовой иглы", – сказал RBC daily аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Пискунов. – Несомненно, проблему обеспеченности страны топливом нельзя решить только за счет казахстанских поставок, однако они могут сыграть роль нефти Северного моря для Европы. Во время нефтяного кризиса 70-х гг. его роль существенно возросла на фоне сокращения поставок нефти странами ОПЕК. В случае Белоруссии такой сценарий возможен в меньшем масштабе – при определенном превышении цены на российское топливо Лукашенко может использовать казахстанскую нефть как своеобразную страховку". C ним согласен Лев Сныков из "НИКойла". "Белоруссия стремится диверсифицировать источники поставок, чтобы не быть зависимой только от российских компаний. На это решение может влиять и "газовый" вопрос – казахстанская нефть интересней для Лукашенко и из политических соображений", – сказал он RBC daily, добавив, что в перспективе Белоруссия заинтересована в дальнейшем увеличении поставок нефти из Казахстана.
Предполагается, что поставки будут осуществляться через трубопроводную систему "Транснефти". Как отметила RBC daily финансовый аналитик компании "АВК-Аналитика" Мария Радина, транзит казахстанской нефти в Белоруссию возможен и через территорию Украины железнодорожным транспортом, однако это существенно повысит ее стоимость. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил RBC daily, что технически поставка казахстанской нефти в Белоруссию в объеме 2 млн т в год вполне осуществима через трубопровод "Дружба", который обладает определенным резервом свыше этой величины. Однако он сообщил, что никаких предложений о подобных поставках в "Транснефть" пока не поступало. Эксперты полагают, что, получив подобные предложения, "Транснефть" окажется в неудобном положении. "Для "Транснефти" вопрос обеспечения транзита нефти из Казахстана в Белоруссию с финансовой точки зрения несуществен. В принципе, ей все равно, транспортировать российскую или казахстанскую нефть. Однако на ее решение может повлиять политический аспект. Дополнительные поставки иностранной нефти могут препятствовать дальнейшему наращиванию экспорта российского топлива", – считает Лев Сныков. В то же время "Транснефть" "не должна препятствовать транзиту казахстанской нефти в Белоруссию, равно как в дальнейшем она не будет самостоятельно блокировать их, иначе это будет выглядеть как целенаправленная виктимизация Белоруссии в нефтегазовом вопросе", добавляет Андрей Пискунов. В целом же эксперты схожи во мнении, что, стань предложение о транспортировке казахстанской нефти в Белоруссию реальностью, "Транснефть" будет вынуждена согласиться на транзит.
Впрочем, вероятность того, что контракт на поставку нефти из Казахстана в Белоруссию будет подписан в ближайшее время, крайне мала. Сергей Григорьев из "Транснефти" вообще усомнился в серьезности переговоров "Белнефтехима" с казахскими нефтяными компаниями. Президенты Казахстана и Белоруссии во время встречи в рамках неформального саммита в Сочи в 2001 г. уже договаривались о поставках в Белоруссию 2 млн тонн казахстанской нефти, однако ни тогда, ни в конце 2003 г., когда стороны вновь достигли принципиального соглашения, поставки начаты не были. В последний раз казахская сторона аргументировала свой отказ отсутствием формальной договоренности с "Транснефтью". Но, как полагают эксперты, основная причина затягивания переговоров казахами – финансовый вопрос. "Сейчас казахстанская нефть идет в основном на западноевропейские рынки, где цены реализации значительно выше, чем на территории СНГ. Согласно данным ведущих российских ВИНК, при поставках нефти в страны СНГ дисконт к ценам реализации на рынках Западной Европы составляет примерно 50%. Так, в 2002 г. "ЛУКОЙЛ" реализовал нефть на международных рынках по цене 160,9 долл. за тонну, а в странах СНГ – по цене 76,7 долл. за тонну, – отмечает Мария Радина. – Маловероятно, что поставки из Казахстана в Белоруссию начнутся в ближайшее время". |