Астана. 14 апреля. КАЗИНФОРМ
Казахское информационное агентство распространяет обращение республиканской политической партии "Отан" к Премьер-Министру РК Даниалу Ахметову по вопросам развития жилищного строительства в стране до 2010 года. Текст обращения предоставлен пресс-службой партии "Отан".
---
Обращение республиканской политической партии "Отан"
Уважаемый Даниал Кенжетаевич!
Республиканская политическая партия "Отан", учитывая необходимость решения важнейшей задачи - обеспечение качественным и доступным жильем, вносит на Ваше рассмотрение концепцию развития жилищного строительства РК до 2010 года.
Партия "Отан" инициирует на основе предлагаемой концепции создание и принятие долгосрочной и широкомасштабной государственной программы "Шанырак", направленной на обеспечение муниципальным жильем тех категорий граждан, которые имеют на это право, и создание таких предпосылок и условий, при которых приобретение жилья будет доступно человеку со средней заработной платой
Основные положения концепции
Существующие проблемы в сфере обеспечения граждан страны доступным и качественным жильем показали необходимость и своевременность перехода к новой жилищной политике государства, о чем заявил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана в марте 2004 года.
Концепция партии "Отан" определяет общенациональные приоритеты для развития государственной жилищной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство по вопросам финансирования строительства жилья, формирования и развития бизнес структур, взаимодействующих на рынке жилья, реализации стратегии индустриально-инновационного развития в области жилищного строительства и производства строительных материалов.
Анализ состояния жилищного строительства и обеспеченности жильем населения показывает, что доля остро нуждающейся категории населения (около 250 тысяч семей) велика по причине низких доходов. С 2000 года объем вводимого жилья составляет 0,5-0,7 процента от имеющегося жилищного фонда и равняется объему выбывающих из жилищного фонда аварийных и ветхих домостроений. Сложившаяся ситуация в области развития жилищного строительства свидетельствует о необходимости принятия мер по развитию жилищного строительства и совершенствованию его качества в соответствии с современными социально-экономическими условиями развития республики и международным опытом. Основной целью предлагаемой концепции является:
комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающих доступность жилья широким слоям населения. Для достижения цели намечается решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы жилищного строительства;
развитие эффективных механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе через ипотечное кредитование и систему жилищных строительных сбережений;
определение основных путей снижения стоимости строительства жилья на основе развития отечественной стройиндустрии;
жилищных строительных сбережений;
определение основных путей снижения стоимости строительства жилья на основе развития отечественной стройиндустрии;
определение альтернативных источников финансирования строительства жилья;
разработка мер, обеспечивающих исключение недобросовестной конкуренции на жилищно-строительном рынке;
внедрение информационных технологий на всех этапах жилищного строительства;
развитие строительства социального, а также муниципального жилья, находящегося на балансе местных органов управления и финансируемого за счет бюджета;
стимулирование развития индивидуального жилищного строительства;
Успешная деятельность строительного комплекса республики в условиях рыночных отношений может быть гарантирована лишь при наличии соответствующих институциональных и саморегулирующихся структур, ответственных за развитие и качество жилищного строительства, эффективное использование инвестиций, обеспечение внесения изменений в законодательные и иные нормативные акты.
Основными функциями предлагаемых институциональных структур могут быть:
контроль исполнения Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" и нормативное обеспечение его исполнения;
проведение эффективного мониторинга и оценки жилищных условий, том числе выявление общественных потребностей в жилье, также разработка надлежащей жилищной политики и реализация эффективных стратегий и планов по решению жилищной проблемы;
совершенствование государственной налоговой и финансово-кредитной политики в сфере жилищного строительства;
развитие рынка строительных материалов и конструкций на основе максимального использования местных ресурсов, стимулирование местных предприятий по производству строительных материалов и реализации программы импортозамещения.
Основными источниками долгосрочного финансирования строительства жилья являются республиканский и местные бюджеты в части обеспечения нуждающихся жильем в соответствии в существующей законодательной базой, а также собственные средства заемщиков, различные долгосрочные источники финансирования жилья, в том числе пенсионные активы накопительных пенсионных фондов. Для привлечения пенсионных активов Правительство РК выпускает государственные ценные бумаги в рамках Единой Жилищной Программы. При этом Оператором выступает Казахстанская Ипотечная компания. Со стороны банков - оператор только Государственный Жилстройбанк РК, который может брать минимальную комиссию для покрытия операционных расходов. Доходность по облигациям привязывается к уровню инфляции плюс 0,5-2% годовых.
Кроме того, могут быть использованы другие источники финансирования:
выпуск ипотечных облигаций и их реализация на финансовом рынке;
рефинансирование заимодателями через систему коллективных инвестиций, через операторов вторичного рынка ипотечных кредитов;
выпуск ценных бумаг участниками жилищного строительства;
привлечение бюджетных средств на строительство жилья для социально незащищенных граждан;
выделение средства из резервного фонда или государственного бюджета для финансирования сейсмоусиления старых жилых зданий в сейсмоопасных районах (зонах).
При этом предполагается:
Погашение суммы долга по ипотечному кредитованию за счет государственных средств при рождении детей: первого - на 10%, второго -25%. третьего -50% и более трех - полностью.
Резкое увеличение строительства недорого социального жилья за счет государственных средств, являющегося коммунальной собственностью, которое может быть предоставлено в аренду на льготных условиях или продано социально уязвимым слоям населения.
Государственный контроль за качеством строительства и эксплуатации социального жилья, механизмами его продажи, исключение спекулятивных махинаций, обеспечение прозрачности социального жилья.
Обеспечить государственную поддержку организациям и предприятиям, привлеченных к строительству социального и муниципального жилья путем:
освобождения от налога на добавленную стоимость (НДС);
исключения из налогооблагаемого оборота затрат на инвестирование в жилищное строительство, внедрение в производство новых технологий и местных материалов, реконструкцию базы стройиндустрии и обновление изношенных основных фондов;
выделения под строительство жилья свободных земельных участков с подключением возводимого жилья к внешним инженерным сетям без долевого участия на их развитие;
развития лизинга в строительстве.
В сложившейся благоприятной экономической ситуации в условиях новой экономической политики, провозглашенной Главой государства, необходимы меры, способные значительно активизировать жилищное строительство и развитие рынка жилья. К таким мерам относятся:
создание благоприятного климата для инвестиций в жилищное строительство;
принятие мер с участием представителей общественности и политических партий, предотвращающих коррупцию на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса;
допуск на рынок строительства жилья только высокопрофессиональных, обладающих необходимой технологической, материальной базой, квалифицированным персоналом проектно-строительных организаций.
Ожидаемый результат от реализации Концепции:
1. улучшение жилищных условий широких слоев населения и демографической ситуации в стране;
2. увеличение темпов роста жилищного строительства, выход на ежегодный ввод жилья в объеме 4-5 млн. кв.метров;
3. создание новых рабочих мест;
4. улучшение архитектурного облика населенных пунктов республики и комфортности жилищного фонда;
5. совершенствование финансово-кредитных механизмов строительства и приобретения жилья;
6. стимулирование инициативы граждан при решении жилищной проблемы;
7. мультипликативный эффект в смежных отраслях за счет увеличения выпуска продукции промышленности строительных материалов, электротехнической, металлургической и химической промышленности, а также предметов обустройства нового жилья;
8. увеличение налоговых поступлений в бюджет от строительной деятельности, в том числе налога на имущества.
Бюро политсовета республиканской политической партии "Отан" |