NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:06 ast
11:06 msk

Новая структура правительства РФ с точки зрения профессионального чиновника
"При проведении реформы нельзя было руководствоваться аксиомой – чем меньше министерств, тем лучше. Их необходимо оптимальное количество"
16.04.2004 / политика и общество

Петр Ермилин, Правда.Ру, 15 апреля

От того, как в той или иной стране работает правительство, во многом зависит состояние и развитие ее экономики. Конечно, с одной стороны, уровень влияния правительства на экономику в разных странах различен и зависит от его статуса в соответствии с конституцией и законодательством этой страны.

Но, с другой стороны, этот уровень, естественно, зависит и от того, какие важнейшие цели поставлены перед правительством, насколько оптимальна его структура, насколько способны министры, входящие в его состав, выполнить поставленные перед ними задачи.

Об этой "другой стороне" и беседует наш корреспондент Борисом ЛАПШОВЫМ, одним из бывших высокопоставленных чиновников, проработавших много лет в министерствах и ведомствах Российской Федерации

- Как вы отнеслись к решению президента по досрочной отставке правительства?

- С точки зрения дела - отрицательно. Если это был просто пиар, то пиар тоже весьма неудачный. Основной аргумент президента о каком-то временном выигрыше, связанном с отставкой правительства, выглядит неубедительно - получается, что две смены правительства (вторая - после инаугурации президента), произвести быстрее, чем одну.

Формирование новой структуры правительства и подбор министров в течение нескольких дней, практически без участия нового премьера и без разработки стратегии экономической и социальной политики – это что-то весьма странное даже для современной истории России и явно не характерно для цивилизованных стран. Ведь так принято спешить лишь в одном случае, оговоренном в известной русской поговорке. Совершенно ясно, что за эту быстроту придется очень дорого и долго расплачиваться. Наивно также полагать, что вновь назначенные министры сразу начнут решать важные государственные задачи. В ближайшие несколько месяцев им придется формировать новые министерства, разрабатывать положения о них, определять их функции, разбираться с кадрами и т. д.

Кроме того, пожарные отставка и формирование нового правительства перед президентскими выборами, имеют и другие весьма негативные аспекты. Как будут относиться к новому премьеру министры, если с ним поступили по принципу – "без меня меня женили" (к структуре правительства и большинству назначений он имел, скорее всего, весьма косвенное отношение, даже руководителя аппарата ему "подарили").

- А почему вы считаете, что если это был пиар, то неудачный?

- Наверное, пиар был бы удачным, если бы президент предложил на должность премьера известного народу, честного и хорошо знающего экономику человека. Предложен же человек, хотя и имеющий определенные достоинства, но больше всего в жизни занимавшийся торговлей. Такому человеку сложно будет поднимать рухнувшие промышленность и сельское хозяйство, а они являются основой любого приличного государства.

Не впечатлило и заявление нового премьера о том, что курс правительства останется прежним. Возникает вопрос, если курс будет прежним, зачем было менять правительство? И был ли курс у старого правительства? Что оно сделало для подъема отечественного производства и сельского хозяйства? Практически весь незначительный рост валового продукта и промышленного производства достигнут за счет увеличения экспорта сырья (прежде всего нефти и газа) и "сумасшедших" цен на нефть. Что было бы, если бы цены на нефть были как в советские времена? О последствиях этого даже думать не хочется! И как при сохранении такого "курса" можно решить амбициозную задачу, поставленную президентом – удвоение ВВП за десять лет?

Я думаю, что новая структура правительства, мягко говоря, не вдохновила и людей работавших и тем более работающих сейчас в органах государственной власти, так как они хорошо представляют цену этого пиара. Но об этом нужно, видимо, говорить отдельно. Вообще пиар, связанный с отставкой и формированием нового правительства, получился явно не в пользу президента. Уверен, что часть думающего электората он потерял на выборах после осуществления этой акции.

- Почему вы отрицательно относитесь к новой структуре правительства? Ведь она очень похожа на структуры правительств многих европейских государств примерно с таким же небольшим количеством подобных министерств.

- Во-первых, не во всех европейских государствах кабинеты министров столь же малочисленны. Во-вторых, мы в отличие от европейских государств находимся на переходном периоде развития, имеем по сравнению с ними неизмеримо большие территорию и количество населения. В-третьих, сложно понять логику объединения в одном министерстве таких направлений, как транспорт и связь, культура и образование, сельское хозяйство и рыболовство и т.д. Вызывает также недоумение объединение в одном министерстве – монстре министерства промышленности, Минатома, пяти оборонных агентств (одновременно с их ликвидацией), госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, службы по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт) и т.д.

В условиях, когда президентом провозглашена необходимость скорейшего перевооружения нашей армии современным оружием – оборонные агентства ликвидируются; Минатом, отвечающий за самое тонкое и опасное производство, превращается в агентство; Госстандарт, в условиях роста контрафактной и фальсифицированной продукции – в службу по техническому регулированию и надзором "сам за собой"; а проблема века – реформа жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в катастрофическом состоянии, будет осуществляться теперь на уровне агентства, входящего в то же странное министерство. И это в условиях, когда подъем промышленности можно считать важнейшей задачей не только ближайших четырех лет, но и ближайших десятилетий.

- Как, по-вашему, нужно было реформировать правительство?

- При проведении реформы нельзя было руководствоваться аксиомой – чем меньше министерств, тем лучше. Их необходимо оптимальное количество. Кто может доказать и каким образом, что новая структура правительства позволит ему работать более эффективно? Уверен в обратном. Такое радикальное изменение структуры, тем более по какой-то странной логике, приведет, если не к параличу исполнительной власти, то, по крайней мере, к резкому ухудшению управляемости.

Не способствует новая структура и сокращению чиновников, т.к. кроме старых министерств, превращенных в агентства и службы, должны быть сформированы новые надстройки – укрупненные министерства. Одновременно с этим удлиняется и путь принятия решений. Только люди, прошедшие через реорганизации или ликвидации, представляют, во что выльется эта революция. Вместо работы на благо государства чиновники несколько месяцев будут заняты разработкой новых положений о министерствах и закрепленных за ними функций, разработкой и печатаньем миллионов новых бланков, изготовлением новых печатей, созданием ликвидационных комиссий и работой в них, переездами, обустройствами и т.д. Кроме того, все чиновники должны получить предупреждение об увольнении и будут думать, прежде всего, о месте под солнцем.

Колоссальные материальные и временные затраты, и ради чего? Ради того, чтобы потом работать менее эффективно в странных министерствах. Как здесь не вспомнить слова А. Крылова: "А вы, друзья, как не садитесь…" Ведь гораздо важнее не как садиться, а какую музыку играть и каковы музыканты. Хотя для данной ситуации, пожалуй, известные слова Крылова слишком мягки – ведь если музыкантов посадить в неестественные и неустойчивые позы, им будет уже не до музыки. А ведь реформу можно было провести без потрясений и почти бесплатно, поставив перед правительством и имеющимися министерствами новые задачи, ликвидировав 5-10% устаревших структур, сократив на 5-10% чиновников и увеличив за счет этого их заработную плату.

- А как вы оцениваете кадровый состав нового правительства?

- Что касается премьера, то я уже высказался. Радует, что из правительства и других высших органов исполнительной власти выведены, наконец, люди, которые явно ее дискредитировали. Плохо, что далеко не все новые министры - профессионалы, хотя и со "стержнем", как выразился новый глава правительства об одном министре. Настораживает и то, что пришли опять несколько "питерских". Хорошо хоть, что Санкт-Петербург все-таки большой город и есть какой-то выбор. Неоднозначно воспринимается и то, что большинству бывших министров предложено остаться в новых министерствах на должностях заместителей министров и руководителей агентств. Не останется ли реальная власть у них в руках, ведь они будут руководить службами и агентствами, которые будут заниматься реальным делом?

- Впереди еще одна отставка правительства после инаугурации президента, которая, как известно, состоится 7 мая 2004 года. Поэтому пока есть смысл говорить об этом и надеяться, что президент скорректирует структуру правительства и заменит некоторых министров, которые успели "зарекомендовать" себя.

- Жизнь подтверждает высказанные мной месяц назад мысли и опасения. Несмотря на призывы президента заниматься решением важнейших государственных задач, министры вынуждены пока заниматься формированием новых министерств, и этим они будут заняты еще очень долго.

Новый премьер тоже начал удивлять нас своими решениями, требованием к министрам - иметь не более двух замов. Почему двух? Ведь существуют оптимальные схемы управляемости. Схема с двумя заместителями явно не оптимальна. Разве могут министр с двумя замами охватить всю сферу деятельности вновь созданных министерств, в которых слились от двух до пяти упраздненных министерств, имевших от 10 до 30 таких высокопоставленных чиновников! Для повышения ответственности? Но как нести ответственность за то, чего министр и его замы не знают и не понимают?

Вызывает также недоумение начавшаяся практика реализации правительством "трехуровневой системы управления" в министерствах - некоторым надзорным службам предоставляются права лицензирования и регистрации предприятий, что явно не является надзорной функцией; другим службам, в частности, Федеральной службе по надзору в сфере связи, разрешены разработка и издание "индивидуальных правовых актов", что вообще является прерогативой правительства. Получается – некоторые службы по статусу будут выше министерств. При такой системе "трех уровней" понять, кто за что отвечает и кто кому подчиняется, будет вряд ли возможно, а, следовательно, почти невозможной становится и управляемость. Правда, кое-что такая структура правительства и министерств может дать, а именно – "гарантированное увеличение" ВВП в стране. Ведь теперь главное министерство, отвечающее за рост ВВП - Министерство экономического развития и торговли – само будет считать этот рост, т.к. служба государственной статистики входит в его состав.

Видимо, и с коррупцией на бумаге все будет хорошо – ее не будет. Откуда ей взяться, если министры будут контролировать сами себя за счет органов надзора, входящих в свое министерство. Кто же скажет: "я вор" или "мы воры". Вот что бывает, когда президент или премьер полагаются на мнение очередного "киндер-сюрприза". Единственное, что успокаивает – что такая удивительная структура правительства не может жить долго.

* * *

Биография

Лапшов Борис Михайлович, заместитель Министра промышленности РСФСР (1990-1992г.г.), заместитель Председателя Государственного Комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (1992-1997г.г.), Народный депутат СССР (1989-1991г.г.), Почетный работник Счетной палаты Российской Федерации, Заслуженный машиностроитель РСФСР.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мы едины. И это главное 30.04.2004
Итоги деятельности рабочей группы по проведению анализа таможенных, налоговых льгот и преференций, предоставляемых участникам ВЭД, рассмотрены в Правительстве 30.04.2004
Даниал Ахметов посетил Южно-Казахстанскую область 30.04.2004
В РК создается Демократическая партия Казахстана 30.04.2004
Земля с молотка 30.04.2004
Леонид Кучма не верит в каспийскую нефть 30.04.2004
Президент РК подписал закон о формировании ЕЭП 29.04.2004
Премьер РК дал указание госкомиссии предъявить штрафные санкции компаниям-нарушителям 29.04.2004
Концепция профилактики преступности в РК направлена на доработку 29.04.2004
О противодействии экстремистской деятельности 29.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz