"Хабар", 15 апреля
Одна из главных целей, которую преследовали разработчики поправок – свести к минимуму влияние исполнительной власти на выборный процесс. Основное новшество в этом плане – механизм формирования избирательных комиссий. Если раньше этим занимались акиматы, то теперь полномочия переданы местным маслихатам. Причем членов избиркомов будут выбирать из представителей политических партий.
Игорь Рогов, зам. руководителя администрации Президента – начальник государственно-правового управления:
- Споры вызвал вопрос – почему там 7 членов, а партий 9. Государство не может увеличивать размер избирательных комиссий, это не имеет смысла. Но у партий есть право участвовать в соревновании за места и осуществлять контроль над выборами.
Партии получили возможность создавать избирательные блоки. Безальтернативные выборы исключаются – то есть теперь нельзя проводить голосование, если баллотируется только один кандидат. Для легитимных выборов необходимо несколько соперников. Поправки к закону готовились долго и тщательно – с 2000 года. Центризбирком организовал серию дискуссий, в которых участвовали политические партии и международные организации, большинство их предложений легло в основу законопроекта. В 2003-м документ опубликовали и стали поступать новые дополнения. На заключительной стадии работы, в парламенте, депутаты внесли еще более 900 поправок, изменения и дополнения к Закону "О выборах" обсуждались в трех чтениях, а это редкий случай в парламентской практике.
Жазбек Абдиев, депутат мажилиса:
- Было трудно, были полярные мнения. Мы провели полную ревизию выборного законодательства. Сам проект был либеральным, но депутатский корпус пошел еще дальше.
Кайролла Ережепов, депутат мажилиса:
- Нормы значительно способствуют подконтрольности деятельности всех участковых комиссий и обеспечивают прозрачность проведения выборов.
В результате всего обсуждения из закона исключены нормы, которые критиковала общественность – к регистрации в качестве кандидатов теперь допускаются лица, которые привлекались к дисциплинарной или административной ответственности, в том числе и за коррупционные нарушения. Однако люди с непогашенной судимостью по-прежнему не имеют права быть избранными. Этот запрет согласован и с положениями международного законодательства, в частности, с международным пактом ООН о гражданских и политических правах и с конвенцией ООН против коррупции.
Игорь Рогов, зам. руководителя администрации Президента - начальник государственно-правового управления:
- Поскольку норма направлена на защиту правопорядка и конституционного строя, все согласятся, что меры, направленные на ограничение возможностей влияния криминальных структур на наши государственные институты, важны и актуальны.
Права наблюдателей, журналистов и доверенных лиц значительно расширились – они могут присутствовать на всех стадиях голосования, вести аудио - и видеозаписи, получать протокол сразу после подсчета голосов. Кстати, и урны теперь будут прозрачными, поэтому нельзя подбросить пачку фальшивых бюллетеней – ее сразу заметят. В законе появилась новая статья о возможности проводить выборы при помощи электронной системы голосования, такая система под названием "Сайлау" в Казахстане уже существует.
Игорь Рогов, зам. руководителя администрации Президента - начальник государственно-правового управления:
- Система эта предусматривает возможность четкого контроля за результатами голосования. Каждый избиратель вправе кодировать свой голос и затем проверить. В то же время сохраняется тайна голосования. Сегодня это невозможно.
Ближайшая кампания - выборы в мажилис нынешней осенью - пройдет с бумажными бюллетенями, но уже по новым правилам, установленным в законе. |