Алексей Виноградов, РБК, 19 апреля
Приватизация в России осуществлялась во многом "пиратскими" методами, в ее ходе бюджет "недополучил достаточно много" средств. От перехода в частный сектор 145 тыс. предприятий бюджет получил 9,7 млрд долл., т.е. "столько, сколько оставили российские туристы за рубежом только в прошлом году". Наконец, последствия приватизации "создают серьезные трудности на пути формирования сбалансированной конкурентоспособной экономики с большим потенциалом роста". Таковы предварительные общие выводы анализа итогов российской приватизации, проведенных Счетной палатой.
По словам главы СП Сергея Степашина, все сказанное лишь урок на будущее и не повод для нового передела собственности. Вместе с тем "к точечным объектам… где были грубейшие нарушения", можно будет вернуться, "чтобы не было таких неожиданностей, как с "Апатитом" и НК "ЮКОС". Главный "счетовод" дал понять, что менее всего такие претензии могут возникнуть к тем предприятиям, которые "работают прилично и платят налоги". Те же, кто использовал - правдами, а возможно, и неправдами - льготный режим налогообложения, уклонялся от "социальной ответственности", могут ожидать трудностей. Степашин прозрачно намекнул на структуры Романа Абрамовича, который является губернатором Чукотки - до недавнего времени внутреннего оффшора. 15 мая "губернатор Chelsea" приглашен на заседание СП, посвященное итогам проверки северо-восточного края.
В самих заявлениях г-на Степашина нет, по сути, ничего особенного. Об "огрехах" приватизации, налоговых претензиях к олигархам кто только не говорил последние полтора года: и президент Владимир Путин, и ключевые фигуры правительства Михаила Касьянова, да и нового кабинета Михаила Фрадкова. Показателен, однако, момент, который выбрал глава СП для своего выступления. Хотя итоги "глобальной" проверки приватизации должны были быть озвучены только в июне, Степашин поспешил высказаться именно сейчас.
Похоже, потому, что как раз наступила критическая точка в дискуссии по поводу "писем из застенка" Михаила Ходорковского. В обсуждение "Кризиса либерализма в России" вынуждены были вмешаться Егор Гайдар, опубликовавший свои материалы в тех же "Ведомостях", которые печатали мысли олигарха-заключенного, и Анатолий Чубайс, высказавшийся на страницах FT. Степашин прямо полемизирует с некоторыми положениями интервью Чубайса. Последний считает, что олигархи (при всем их негативном влиянии на политические процессы и судебную систему), сконцентрировав в своих руках прежнюю госсобственность, "снова заставили работать предприятия", сократили расходы последних, сделав их привлекательными для инвесторов. По Степашину, как раз сверхконцентрация ресурсов в руках немногих - препятствие на пути дальнейшего развития экономики в целом, "современной банковской системы, кредита и рынка инвестиций".
Как бы то ни было, в виде разбора СП приватизационных полетов "архитектор" этой самой приватизации получил еще один не очень приятный подарок. Тем более неприятный, что адресовал его земляк и к тому же соратник по правительству Черномырдина. Впрочем, прямых выводов в отношении конкретных персон в заявлении "счетовода" нет, что нельзя не назвать политически предусмотрительным шагом. С одной стороны, Степашин, не особенно скрывающий свои немалые политические амбиции, не мог не "засветиться" на популярной теме. С другой, опять же как чиновник с опытом работы в реформенный период и как политик либерального толка, от излишне жестких оценок решил воздержаться.
Впрочем, куда важнее последствия выводов СП для дальнейших приватизационных процессов. В июле прошлого года правительство Михаила Касьянова, как известно, приняло план тотального перевода к 2008 г. в частные руки всего имущества, "не связанного с выполнением госфункций". Речь идет о десятках тысяч ФГУПов и госпакетов бумаг акционерных обществ.
Судя по всему, для кабинета Михаила Фрадкова, и не только по линии СП, даются настойчивые рекомендации усилить бюджетную составляющую приватизации. Ту самую составляющую, которая, по признанию экс-главы РФФИ Владимира Малина, до 1996 г. в задачах приватизации "вообще отсутствовала". Да и позже просматривалась с трудом. 9,7 млрд долл. за 145 тыс. предприятий смотрятся бледно по сравнению с более чем 50 млрд долл., вырученными Бразилией за всего несколько сотен заводов, фабрик и объектов ТЭК. Или даже 10 млрд долл., которые получила Аргентина за несколько десятков объектов электроэнергетики. Впрочем, в период, когда государство или, точнее, правящая верхушка РФ ставила совсем другую цель - создать класс собственников (и неважно, эффективных или не очень), который был бы союзником в борьбе против возрождающейся "красной угрозы", трудно было ожидать от властей иной политики, кроме как распродажи имущества "за копейки".
К настоящему времени ситуация изменилась: угрозы коммунистического реванша уже вроде бы нет и вроде как Кремль и Белый дом могут уже думать не только о собственном выживании (о котором они в общем-то думали в середине 90-х), а и об интересах страны. При этом учитывая то, что если о бюджетной составляющей не будут думать и дальше, то мнение о "неправедности" приватизации, глубоко укоренившееся в обществе, может привести к неприятным социально-политическим последствиям в будущем. Особенно если цены на нефть упадут, пресловутое удвоение ВВП окажется под вопросом, и волей-неволей придется искать и дополнительные средства (для бюджета), и крайних (для ответа недовольному обществу). Пока же обществу придется довольствоваться "точечными" (выражаясь словами Степашина) наездами на олигархов. Нельзя не заметить: слово "точечный" в последнее время обычно применяли к бомбардировкам, на деле (что бы ни говорила военная пропаганда) нередко превращавшимся в "массовые". |