NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:09 ast
10:09 msk

Катализатор развития общества и партийной системы
А.Перуашев: Новый закон о выборах, безусловно, создает возможность для дальнейшего развития партийной системы и усиления демократических институтов. Насколько велик его ресурс - покажет время
21.04.2004 / политика и общество

Азат ПЕРУАШЕВ, 1-й секретарь ЦК Гражданской партии Казахстана

"Казахстанская правда", 20 апреля

Президент утвердил изменения в Конституционный закон "О выборах". Это важное для политической жизни событие завершило долгие споры и дискуссии вокруг законопроекта. Гражданская партия активно участвовала в обсуждении этого документа на протяжении всех четырех лет, начиная с "круглого стола" под эгидой ОБСЕ, посвященного этому вопросу, и заканчивая дискуссиями на постоянно действующем Совещании по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества в Казахстане.

Далеко не все, что было предложено нами, вошло в окончательный вариант закона. Но при этом, конечно, необходимо учитывать сам характер полемики, когда те или иные положения становились результатом взаимных компромиссов. Например, так произошло с предложением о введении прозрачных урн.

Касаясь общей оценки нового выборного законодательства, нужно признать, что внесенные изменения и дополнения в целом являются значительным шагом вперед по сравнению с предыдущим законом именно в плане обеспечения честных выборов и добросовестной конкуренции.

Можно отметить несколько направлений, по которым произошли подобные изменения. Прежде всего, это усиление роли политических партий в электоральном процессе. Так, в статьях 87, 89 впервые устанавливается исключительное право политических партий на выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК (при этом сохранено также право граждан на самовыдвижение). Тем самым закрывается "лазейка" для различного рода "клубов филателистов" или "обществ кролиководов" и создаются условия для четкой политической идентификации кандидатов. Тем более что отныне партии, согласно статье 87, смогут выдвигать кандидатами в депутаты только своих членов.

Другая, 103-я статья устанавливает, что впредь право на выдвижение кандидатов в местные маслихаты получают не только республиканские общественные объединения, но и их структурные подразделения. На деле для политических партий это означает отказ от необходимости внеочередных съездов. Например, в 2003 году для выдвижения партийных кандидатов некоторые партии были вынуждены проводить съезды буквально за считанные дни до окончания срока приема документов (поскольку перед съездом необходимо провести также областные конференции, без решения которых полномочия делегатов недействительны). В результате часть кандидатов вынуждена была пройти регистрацию в качестве самовыдвиженцев, так как они просто не успели получить решения съезда. Некоторые партии вообще поручили всем своим кандидатам идти путем самовыдвижения. Такой шаг, безусловно, не в пользу самих партий.

Поэтому ГПК было внесено в законопроект предложение об исключительном праве политических объединений на выдвижение кандидатов в Мажилис и об усилении самостоятельности их региональных филиалов при выборах в маслихаты.

Не менее важным является закрепленное настоящим законом приоритетное право (и одновременно - обязанность) политических партий вносить списки своих представителей в состав избирательных комиссий (ст. 10, п. 3). Однако при этом член избирательной комиссии "не связан решениями политической партии... представителем которой он является". Тем самым выборное законодательство требует от членов комиссий ставить интересы избирателей выше собственных политических интересов.

Новая редакция конституционного закона также значительно расширяет права и подробно регламентирует деятельность доверенных лиц, наблюдателей и СМИ в избирательном процессе - всех тех элементов, которые в совокупности составляют, так сказать, "инфраструктуру гласности" выборов. Так, сняты ограничения на количество доверенных лиц, привлекаемых кандидатом в ходе кампании (ст. 31). Сами кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, представители СМИ могут присутствовать на заседаниях избирательных комиссий (ст. 20-1, п. 3), знакомиться со списками избирателей, наблюдать за ходом голосования, делать фото-, видеосъемку, осуществлять аудиозапись, получать заверенные копии протоколов и т. д. (ст. 20-1, п. 6).

На последних выборах в маслихаты в прошлом году основным объектом критики стало использование так называемых "дополнительных списков избирателей". На различных стадиях обсуждения проекта представители Гражданской партии, например делегаты Конгресса депутатов всех уровней от ГПК, по этому поводу высказали достаточно много критики. Надо отдать должное, разработчики проекта в полной мере учли эти замечания. Теперь, согласно новым требованиям, вводится формирование списков избирателей, знакомство с ними самих избирателей, а также добровольная заблаговременная регистрация избирателей (ст. 24, п. 5). Другими словами, всякие "дополнительные", "открепительные" и тому подобные списки прекращают свое существование, а само понятие "дополнительный список" изымается из закона. Я как представитель ГПК хочу сказать, что мы удовлетворены таким решением.

Еще одним важным новшеством закона стало намерение внедрить электронную систему голосования (ст. 50-1). ГПК расценивает это как стремление разработчиков проекта идти в ногу со временем. Не секрет, попытки отказаться от трудоемкого и длительного процесса подсчета бумажных носителей предпринимаются в разных странах. Самые громкие споры зачастую вызывает не столько ход голосования, сколько, собственно, подсчет бюллетеней. Вспомним хотя бы двухмесячную полемику на президентских выборах в США по штату Флорида. Не случайно в различных штатах Америки уже используется несколько видов так называемых "машин для голосования" вместо традиционных бюллетеней и урн.

В то же время полагаю некорректным отождествлять данный раздел закона с электронной системой голосования "Сайлау". Она лишь вариант технической реализации принципов, заложенных в настоящем законе. Но уже само наличие такого варианта решения вопроса, на мой взгляд, можно лишь приветствовать.

Наконец, хочу сказать о нововведении, которое многие склонны расценивать как чуть ли не главное назначение нового закона. Это отнесение права формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий к компетенции соответствующих маслихатов (ст. 10, п. 3).

На последних этапах обсуждения проекта мы высказывались за то, чтобы избирательные комиссии на местах были бы принципиально независимыми от любого влияния, в том числе от влияния депутатов маслихатов. По нашему мнению, более целесообразным выглядит формирование избиркомов Центральной избирательной комиссией по самостоятельной вертикали, не подотчетной ни акимам, ни маслихатам. Однако в ходе дискуссии эта позиция не нашла поддержки большинства сторон. Тем не менее, принимая новый закон, мы приветствуем усиление роли маслихатов и их депутатов в избирательном процессе.

Оценивая новый Конституционный закон "О выборах" в целом, нужно отметить, что прежде всего он является продуктом нынешней партийной системы Казахстана и катализатором ее развития в будущем. Демократизация политической системы - сложный и многосторонний процесс, что и показывает характер изменений в законодательстве. Новый закон о выборах, безусловно, создает возможность для дальнейшего развития партийной системы и усиления демократических институтов. Насколько велик его ресурс - покажет время, а "проверку боем" он пройдет уже нынешней осенью. В любом случае, потенциал, заложенный в новом законе, открывает возможность для дальнейшего поступательного развития демократии, делает более весомым участие в выборном процессе общественности и политических партий, позволяет создать более прозрачную и перспективную систему выборов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мы едины. И это главное 30.04.2004
Итоги деятельности рабочей группы по проведению анализа таможенных, налоговых льгот и преференций, предоставляемых участникам ВЭД, рассмотрены в Правительстве 30.04.2004
Даниал Ахметов посетил Южно-Казахстанскую область 30.04.2004
В РК создается Демократическая партия Казахстана 30.04.2004
Земля с молотка 30.04.2004
Леонид Кучма не верит в каспийскую нефть 30.04.2004
Президент РК подписал закон о формировании ЕЭП 29.04.2004
Премьер РК дал указание госкомиссии предъявить штрафные санкции компаниям-нарушителям 29.04.2004
Концепция профилактики преступности в РК направлена на доработку 29.04.2004
О противодействии экстремистской деятельности 29.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz