NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 19:36 ast
17:36 msk

Закон сохранения кресел
После майской отставки правительства административную реформу придется начинать практически заново
11.05.2004 / политика и общество

Андрей Смирнов, Александр Чудодеев, "Итоги", 10 мая

Глава аппарата правительства и один из авторов административной реформы Дмитрий Козак объявил о начале процесса работы над ошибками. По его словам, после намеченного на 7 мая официального вступления в должность Владимир Путин издаст новый указ о структуре органов исполнительной власти. "В рамках этой процедуры могут быть внесены уточнения в нынешнюю структуру правительства", - отметил Козак.

"Уточнения", как представляется, будут принципиальными. Реформаторам, например, придется частично вывести из-под профильных министерств некоторые надзорные органы, что не вписывается в логику первоначального варианта перестройки правительства. Однако главные сомнения возникают в связи с другим аспектом. В ходе нынешней реформы существующая бюрократическая пирамида претерпела в основном количественные, а не качественные изменения. По большому счету в России по-прежнему существуют два запараллеленных центра власти - в Кремле и в Белом доме - и соответственно две команды госчиновников с дублирующими функциями.

Ремонт в Кремле...

После реорганизации кремлевская администрация стала компактнее. Ее структура оптимизирована и прозрачна. Наверху - глава администрации Дмитрий Медведев. "В нашей иерархии Медведев, несомненно, самый главный, - пояснил "Итогам" высокопоставленный сотрудник кремлевской администрации. - Он имеет абсолютный доступ к президенту - вне времени и пространства. И это каждодневная практика". Все домыслы о некоем "неформальном" влиянии и приближенности к президенту иных лиц из руководства администрации в Кремле опровергают. Например, те, что приписывают статус, выходящий за рамки полномочий, двум замам Медведева - Игорю Сечину и Владиславу Суркову. Появились слухи и о том, что на их назначении настоял Путин - якобы в противовес главе администрации. По информации "Итогов", предложение о назначении Сечина и Суркова в их нынешнем качестве исходило лично от Медведева. Так что с иерархией в Кремле все определено четко. Неожиданности возникают при сравнении статуса всех высокопоставленных представителей исполнительной власти.

Указ Путина о материальном поощрении высших госслужащих ставит размер оплаты их труда в прямую зависимость от объема возложенных на них полномочий и ответственности. Следовательно, подписанный еще 10 апреля документ лучше всего иллюстрирует коэффициент влияния каждого чиновника и его истинное место в пирамиде власти. Картина вырисовывается любопытная.

Как пояснил "Итогам" высокопоставленный представитель кремлевской администрации, нынешний "статусный ряд" в стране примерно таков. Понятно, что первым номером и по зарплатной, и по иерархической шкале идет президент. Следом за ним - премьер-министр. Чуть меньшее жалованье получает руководитель администрации президента. Далее в порядке убывания идет зарплата вице-премьера, которая практически равна оплате труда замруководителя президентской администрации и главы аппарата правительства. Дальше самое интересное: на следующем этаже власти оказались помощники президента, и лишь этажом ниже - федеральные министры.

"То, что помощники президента получают зарплату большую, чем министры, является определенным показателем их статуса", - подчеркнул "Итогам" высокопоставленный источник в Кремле.

Как в этом случае быть с принципом, объявленным на старте административной реформы, который гласит, что "политические" министры несут всю полноту ответственности за вверенное им направление? Президентский указ о структуре администрации и последовавшее распоряжение ее главы Дмитрия Медведева не оставляют поводов усомниться, что кремлевские чиновники все еще дублируют, пусть и в меньшем объеме, ряд функций федеральных министров.

Скажем, факт ликвидации Экономического управления администрации подавался как шаг к устранению такого дублирования: экономикой должно заниматься правительство. Но в Кремле осталось Экспертное управление во главе с бывшим замминистра экономического развития Аркадием Дворковичем. Управление еще предстоит укомплектовать, но уже сейчас известно, что сферой его деятельности в числе прочего будет экономическое прогнозирование - тем же занимается и ведомство Германа Грефа.

Экономическими вопросами в администрации ведают и помощник президента Игорь Шувалов (он курирует Экспертное управление), и советник главы государства Андрей Илларионов. В Кремле уверены, что появление в администрации "сразу двух либеральных экономистов в лице Илларионова и Дворковича усилит экономический блок" и их работа "не будет дублировать деятельность правительства, так же как и правительство не будет влиять на работу Дворковича и его управления". Вполне возможно, что именно так все и произойдет и никаких прямых указаний министрам их визави из Кремля давать не будут. Только в таком случае получается, что у нас по-прежнему сохраняются, по сути, два правительства. И с каким из них, к примеру, следует договариваться бизнесу по вопросам экономической политики - все еще большой вопрос.

Примеров такого рода можно привести немало. Одним из наиболее "курируемых" направлений оказались СМИ и информполитика. В администрации президента соответствующие полномочия помимо пресс-секретаря президента Алексея Громова закреплены за Владиславом Сурковым и советником главы государства Михаилом Лесиным. Круг обязанностей последнего обширен. Он, в частности, займется передовыми технологиями и авторскими правами, включая выработку законов в плане усиления борьбы с контрафактной продукцией (напомним, что среди структур, подчиненных Министерству образования и науки, числится целая Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Помимо этого в Кремле говорят, что в сферу компетенции Лесина входит "познавательно-информационно-туристический аспект". При такой нагрузке неудивительно, что советника президента избавили хотя бы от надзора за культурой, которым займется прежде работавший в Мариинском театре Юрий Лаптев.

Как будут разделены "культурно-информационные" полномочия кремлевской команды с чиновниками из Минкультуры? В министерстве СМИ занимаются замминистра Леонид Надиров, глава агентства по печати Михаил Сеславинский и Борис Боярсков, недавно назначенный и. о. директора Департамента лицензионной работы, который, в частности, будет выдавать лицензии на телевещание (до тех пор, пока не появится служба по надзору в сфере СМИ, которую, по информации "Итогов", возглавит все тот же Боярсков). Наконец, свой "информационщик" есть и в аппарате правительства. Это Денис Молчанов, назначенный на минувшей неделе директором Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования.

На этих примерах функциональные пересечения, увы, не заканчиваются. И ситуация вряд ли изменится после выхода очередного указа: структура кремлевского аппарата уже утверждена, и менять ее пока никто не собирается. "Осталось лишь заполнить недостающие клеточки, в частности, по Контрольному управлению президента, а также по силовому блоку. Но в любом случае все будет закончено к середине мая" - так прокомментировал корреспонденту "Итогов" практически закончившуюся перестройку администрации один из ее высокопоставленных сотрудников.

Ремонт в Белом доме

"Общая концепция (реформы правительства. - "Итоги") правильная, но есть отдельные нюансы, которые нужно подправить", - говорит Дмитрий Козак. Между тем "нюансы" грозят выйти из-под контроля: в ходе практической реализации административная реформа подверглась существенной мутации.

Какой была цель? Создать эффективную систему исполнительной власти, резко сократив число министерств, укрупнив и наделив максимальными полномочиями оставшиеся, дабы избежать дублирования функций. А следовательно, сократить давление на бизнес, который заинтересован в прозрачной структуре власти. Что получается в итоге? С трудом выстроенные министерские пирамиды рассыпаются. Подчиненные им ведомства второго эшелона стремятся избавиться от их опеки. Дмитрий Козак признал, что новый этап реформы предполагает выведение некоторых надзорных служб из подчинения профильных министерств. В этом, несомненно, есть логика: надзор и контроль за работой федерального министерства не должны быть в подчинении самого министерства. Так рассуждали сами реформаторы, готовя первый вариант структуры правительства с минимальным числом независимых надзоров. В нынешней же ситуации "день независимости" надзоров (пока их десять) может обернуться неконтролируемым размножением ведомств, равных по полномочиям министерствам, и, как следствие, неизбежной конкуренцией между ними.

Глава аппарата правительства обещает этого не допустить. По словам Козака, имеет смысл переподчинить некоторые службы, контролирующие работу госсектора, непрофильным министерствам, чтобы избежать возможного конфликта интересов. Если же их переподчинить напрямую премьеру (Козак против такого варианта), то главы служб и агентств автоматически сравняются по статусу с министрами и получат точно такие же полномочия, включая право издавать нормативные акты. Некоторым это уже удалось. Например, Федеральная служба по надзору в сфере связи получила по распоряжению Фрадкова право, минуя вышестоящий Минтранс, издавать акты, регулирующие рынок услуг связи. Если так пойдет и дальше, продраться сквозь ведомственное нормотворчество будет столь же сложно, как и при прежних кабинетах министров.

Впрочем, надзорами дело не ограничивается. Глава правительства стремительно наращивает аппаратную мощь. Премьер призвал под свои знамена практически всех оставшихся не у дел прежних федеральных министров. Ряд бывших членов правительства, о назначении которых главами служб и агентств еще месяц назад говорилось как о деле решенном, предпочли, казалось бы, малозначительные посты помощников премьера. В их числе такие "тяжеловесы", как экс-глава Министерства по налогам и сборам Геннадий Букаев, бывшие министры транспорта Сергей Франк, труда - Александр Починок и образования - Владимир Филиппов. "Закон сохранения кресла" привел к тому, что общее число помощников премьера достигнет пятнадцати человек - по сути, параллельный кабинет министров.

Наличие у главы правительства собственного экспертного аппарата - это, конечно, хорошо. Премьер вправе получать независимую оценку выносимых на рассмотрение правительства предложений. Скажем, у Михаила Касьянова тоже имелось более десятка помощников. Но в отличие от них, являвшихся, как правило, экономистами-теоретиками (как Михаил Делягин) или специалистами по пиару (как Алексей Волин), помощники нынешнего премьера по большей части - "заслуженные министры Российской Федерации".

В контексте критики работы аппарата прежнего кабинета Дмитрий Козак пообещал, что его подчиненные "не будут иметь права переписывать документы за спиной министров". Два зама Козака и 12 глав департаментов аппарата станут лишь давать заключения и визировать выносимые на заседания правительства документы. Но точно такими же полномочиями стали обладать и многочисленные помощники премьера. А кто сказал, что экс-министры не захотят поправить своих преемников? В любом случае процедура согласования законодательных инициатив правительства оказалась весьма громоздкой: проекты из министерств поступают сначала в правительственный аппарат, затем - в секретариат премьера, где их оценивают и визируют его помощники. При возникновении разногласий (а в том, что они будут, можно не сомневаться) дело поступает на рассмотрение возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым комиссии по законотворчеству и только потом может попасть на утверждение всего правительства. Вопрос в том, узнают ли после всех этих согласований свой "продукт" его авторы, и в том, сколько появляется дополнительных правительственных инстанций, предоставляющих заинтересованным лицам возможности для лоббизма.

Более того, помощники премьера станут ответственными секретарями шести из 12 оставшихся правительственных комиссий (более 140 были упразднены в рамках реформы) - тех, которые возглавляет сам премьер. Доверив подчиненным заниматься гуманитарными вопросами (например, Комиссию по делам ЮНЕСКО возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров, а по религиозным объединениям - министр культуры Александр Соколов), премьер взял на себя взаимодействие с бизнесом (Совет по конкурентоспособности и предпринимательству), кураторство над переговорами по вступлению в ВТО, проблемы военно-промышленного комплекса, интеллектуальной собственности, экономической интеграции с соседями по СНГ... Практически все эти вопросы, согласно первичному распределению обязанностей в нынешнем правительстве, были отнесены в сферу компетенции ключевых министров (исключение составляет лишь ВТО: это хотя и вотчина Германа Грефа, но вопрос острополитический и потому нуждающийся в кураторстве высшего лица в правительстве). Теперь же в рамках каждой комиссии у министров появится конкурент в лице ответственного секретаря - помощника премьера.

Плюс, как уже было сказано, параллельные кураторы из администрации президента. Такая структура вряд ли сильно отличается от того, с чего начали свою работу авторы административной реформы, главной целью которой являлась ликвидация всех избыточных функций властных структур, прежде всего касающихся госрегулирования экономики. Так что в мае, похоже, многое придется начинать с чистого листа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Россия присоединяется к ЦАС 31.05.2004
Оценка уровня известности и доверия лидерам политических партий в марте 2004 года 31.05.2004
Директива Министерства образования и науки РК 31.05.2004
Партийная "зелень" 31.05.2004
У Михаила Саакашвили начались кадровые проблемы 31.05.2004
Пиар дороже денег 31.05.2004
Нурсултан Назарбаев принял делегацию Конгресса США 28.05.2004
Состоялся телефонный разговор между Н.Назарбаевым и В.Путиным 28.05.2004
Казахстан и США заинтересованы в расширении межпарламентских связей двух стран 28.05.2004
Центризбирком продвигает электронное голосование 28.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz