NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 18:53 ast
16:53 msk

Кто остался на трубе?
Cудьба трубопровода Баку-Джейхан пока под вопросом
14.05.2004 / политика и общество

Татьяна АБРАМЕНКО, "Известия-Казахстан", 13 мая

В конце мая должен состояться очередной раунд переговоров о присоединении Казахстана к проекту строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А их предполагалось завершить к концу прошлого года. Официальные лица утверждают, что вопрос практически решен, но обсуждение нюансов требует еще немного времени. Кроме того, пока не решено, будет ли межправительственное соглашение ратифицироваться парламентами. Если да, то процесс переговоров может затянуться.

Как заявил недавно на пресс-конференции президент государственной нефтяной компании Азербайджана Натик Алиев, "Астана не хочет идти на такой шаг", как ратификация, поскольку и другие нефтяные компании, работающие в стране, могут потребовать в дальнейшем при заключении соглашений подобной процедуры. Ведь в таком случае обеспечиваются некие государственные гарантии, с которыми работать все-таки надежнее.

Однако, с другой стороны, парламентарии могут создать дополнительные проблемы. Как показывает практика, в среднем подобные соглашения обсуждаются не менее чем по два месяца в каждой палате. А если есть какие-то вопросы, то и более - регламент депутатов в сроках не ограничивает. Между тем трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан должен заработать уже во втором квартале следующего года. И потенциальные партнеры, и инвесторы, по идее, заинтересованы в том, чтобы соглашение к тому времени имело официальную силу. Несмотря на то, что в последние месяцы некоторые акционеры БТД поменяли тактику и начали уверять, что трубопровод вполне обойдется и без казахстанской нефти, ситуация выглядит не столь оптимистично.

По мнению большинства независимых экспертов, окупаемость проекта до сих пор находится под вопросом, и если Казахстан, как предполагается, не сможет закачивать в БТД по двадцать миллионов тонн нефти ежегодно, труба останется полупустой. А значит, и затраты на ее строительство и содержание будет очень сложно вернуть. По крайней мере, на это потребуется гораздо больше времени, чем предусматривалось раньше. Использовать при этом повышенные тарифы, скорее всего, не получится, поскольку конкуренты БТД явно дремать не будут.

А в конкурентах уже сейчас недостатка нет. И прежде всего это российские транспортировщики нефти, которые уже сейчас предлагают сразу несколько вариантов экспорта казахстанской нефти на мировые рынки. Помнится, на одной из недавних конференций по Каспию российский вице-министр Виктор Калюжный уверял, что Россия в ближайшие годы может обеспечить полностью потребности Казахстана в транзите нефти. И РФ - не одна такая страна.

Буквально под боком у нас расположился прямой потребитель углеводородов - Китай, который тоже не прочь получать ежегодно десятки миллионов тонн из Казахстана. Более того, китайский нефтепровод уже становится реальностью. К тому же, чтобы "попасть" в него, не надо пересекать море и транзитные страны.

Вполне реален и Каспийский трубопроводный консорциум, который сегодня, по словам казахстанского эксперта, доктора технических наук Токтамыса Мендебаева, загружен лишь на треть проектной мощности. Такой недогруз сильно снижает рентабельность трубопровода и, естественно, вызывает недовольство акционеров.

Давно предлагает свои услуги и Иран. Буквально на днях директор Иранской национальной инженерно-строительной компании нефтяной отрасли Реза Кесан-заде заявил, что затраты на транспортировку каспийской нефти по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан намного превышают стоимость экспорта через Иран. Если на иранском маршруте прогон одного барреля нефти будет стоить, по его словам, два доллара, то на турецком - в три раза больше. И то, что сегодня этого маршрута пока нет, лишь политическая реальность, основанная на эмбарго, которое наложили на Иран Соединенные Штаты Америки. Экономически же труба в Иран является наиболее выгодным вариантом как для Казахстана, так и для России.

Но тем не менее реальность такова, что БТД опередил все потенциальные проекты. По крайней мере, об этом свидетельствует официальная информация.

И его уже не отвергают так категорически, как раньше. Хотя, если подумать, то трудно найти причины столь резких перемен в суждениях. Судя по всему, они опять-таки находятся в политической плоскости.

Казахстан, который рассчитывает уже в ближайшее десятилетие выйти на добычу 150 тонн нефти в год, вынужден поддерживать хорошие отношения со всеми, кто может предложить услуги по экспорту углеводородов на мировые рынки. И прежде всего со своими ближайшими соседями по Каспию. Как известно, в числе инициаторов БТД находится Азербайджан, с которым нашу страну связывает не только договор о дружбе и сотрудничестве, но и соглашение о разделе морского дна. И то, что Азербайджан пошел вслед за Россией на такое соглашение, должно быть оценено по достоинству.

Правда, с другой стороны, такой шаг Казахстана обижает ту же Россию, но это уже дело компромисса. Речь сегодня не об этом.

По мнению члена Парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности Кайроллы Ережепова, "нам нужны разные варианты трубопроводов, в том числе и Актау - Баку - Джейхан". Но это пока чисто теоретическое мнение. Что касается практической стороны вопроса, то о ней депутаты пока судить не могут. Они владеют только той информацией, которая публикуется в средствах массовой информации. Никаких конкретных документов в парламент не поступало, и никто с депутатами не советовался. Они займутся детальной проработкой проблемы только в том случае, если дело дойдет до ратификации соглашения о присоединении Казахстана к проекту БТД.

"Крупное международное соглашение такого рода, причем связанное с денежными затратами, обязательно должно проходить через парламент, - считает Ережепов. - И в ходе обсуждения мы уже детально разберемся со всеми техническими характеристиками проекта, выясним, насколько он может быть эффективен, и примем решение. На это может уйти довольно много времени - все зависит от сложности документа".

Что касается технических сложностей, с которыми связано присоединение Казахстана к трубе Баку - Тбилиси - Джейхан, то их трудно переоценить. Достаточно сказать, что до сих пор даже окончательно не решено, каким образом Казахстан сможет отправлять из Актау в Баку по двадцать миллионов тонн нефти ежегодно. Как следует из предварительных материалов, создание системы Актау-Баку предполагает строительство нового терминала для хранения и перевалки нефти в Курыке (порт юго-восточнее Актау), а также соединительных трубопроводов, которые смогут обеспечить в конечном счете мощность системы в двадцать миллионов тонн. Однако какими путями нефть пойдет в Баку, где она там будет приниматься и храниться, пока не детализируется.

По словам Токтамыса Мендебаева, пропускная способность азербайджанского нефтяного порта Юбенди, куда, по идее, должна поступать казахстанская нефть, перевозимая в танкерах, сейчас семь миллионов тонн в год. Ее планируется увеличить до десяти миллионов. Но не больше - не позволяет акватория моря. О строительстве трубопровода по дну моря вообще сейчас не может быть и речи - против этого категорически возражают Россия и Иран. Других вариантов пока не просматривается.

Более того, есть сомнения и насчет объемов сырья, которое Казахстан сможет поставлять в трубу. Как известно, Agip CCO, который является оператором работ на Кашаганском месторождении, перенес сроки начала коммерческой добычи с 2006-го на 2008 год. Но и эту дату специалисты ставят под сомнение. Может статься, полагают они, казахстанская нефть пойдет в БТД еще очень и очень не скоро. А это гораздо более серьезная проблема, чем формальности, связанные с заключением соглашения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Россия присоединяется к ЦАС 31.05.2004
Оценка уровня известности и доверия лидерам политических партий в марте 2004 года 31.05.2004
Директива Министерства образования и науки РК 31.05.2004
Партийная "зелень" 31.05.2004
У Михаила Саакашвили начались кадровые проблемы 31.05.2004
Пиар дороже денег 31.05.2004
Нурсултан Назарбаев принял делегацию Конгресса США 28.05.2004
Состоялся телефонный разговор между Н.Назарбаевым и В.Путиным 28.05.2004
Казахстан и США заинтересованы в расширении межпарламентских связей двух стран 28.05.2004
Центризбирком продвигает электронное голосование 28.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz