Канат Шаймерденов, Казинформ, 13 мая
Как уже сообщалось, 12 мая депутаты Мажилиса Парламента РК обсуждали дальнейшее присутствие казахстанского батальона в Ираке. Перед законодателями выступили первый заместитель министра обороны Абай Тасбулатов и вице-министр иностранных дел Мухтар Тлеубердин, хотя в повестке дня значились фамилии глав этих ведомств. Тем не менее, с самого начала обсуждение темы было предвосхищено заявлениями представителей обоих министерств о том, что Казбат останется в Ираке для выполнения своей стабилизационной миссии.
А.Тасбулатов не преминул сказать, что военное ведомство отвечает лишь за качество исполнения поставленной задачи и жизнеобеспечение солдат. Что касается политических решений, то они рождаются в высших властных структурах и принимаются, кстати, Парламентом. В этом случае А.Тасбулатов сослался на решение Правительства и слова Главы государства, сказанные им во время учений на Сары-Шагане, что Казахстан поможет иракскому народу избавиться от последствий войны и не прервет гуманитарную миссию.
М.Тлеубердин заявил, что направление инженерно-саперного отряда в составе стабилизационных сил и участие в работах по восстановлению Ирака стали важным элементом международного сотрудничества, поднявшего престиж Казахстана. Но в то же время официальные власти не отрицают, что определенную роль в направлении Казбата в Ирак сыграл экономический интерес. Миротворческая миссия, по словам М.Тлеубердина, увеличивает возможности казахстанских компаний участвовать в проектах по реабилитации Ирака. Это большие деньги, по данным МИД, речь идет о порядка 50 млрд. долларов. Американцы уже объявили список потенциальных стран-участниц проектов, и Казахстан, по уверению вице-министра иностранных дел, в нем тоже значится. "Позиция Казахстана оправдывает себя как сбалансированная и рациональная. Мы не присоединились к антииракской коалиции, но принимаем участие в послевоенном обустройстве Ирака", - сказал М.Тлеубердин.
Однако, реакция депутатов Мажилиса в большинстве своем была жесткой. Как заявил Валентин Макалкин, "нас иракское население рассматривает как оккупантов. Бог миловал, казахстанцы не погибли - будем ждать, когда погибнут?". Серик Абрдрахманов поддержал: "не стоит думать о каких-то долгах, обязанностях перед господином Бушем. Испания после горького урока теракта ушла из Ирака. А мы кто, если Америка и Россия сами себя защитить не могут?".
Было очевидно, что выступить в пользу участия в иракской кампании США никто из депутатов не рискнул бы. Тем более после скандальных фотографий издевательства над иракскими пленными. "Мы убедились, что оккупационные войска применяют пытки и издевательства, какое право имеют эти господа учить нас демократии?", заявил депутат Михаил Трошихин. Его вопрос о правовом обосновании оккупации Ирака был резонным тем, что логично касался и нашего присутствия в этой стране по просьбе США. А Тлеубердин, в свою очередь, не растерялся. Иракская драма начиналась у всех на глазах, и Казахстан тогда занял убедительную сторону. Но сейчас речь идет о восстановлении страны, тем более ожидается, что контроль над ситуацией в Ираке скоро перейдет под эгиду ООН. "И с того момента будут действовать все международные нормы и правила", сказал М.Тлеубердин. Спикер Мажилиса Жармахан Туякбай нашел такой ответ весьма дипломатичным.
Накал страстей немного спал, когда депутатов уверили в том, что скоро подключится ООН и в Багдаде "все будет спокойно". Кроме того, 30 мая исполняется ровно год с момента принятия решения Казахстаном об отправке своих солдат в Ирак. Законодатели считают, что это может послужить своевременным поводом для окончания миссии Казбата. Поэтому дальнейшее свое обсуждение Мажилис перенес на конец мая.
Минобороны представило свои "иракские показатели". Наши саперы в течение года обезвредили более 1 млн. боеприпасов и взрывчатых веществ. Казбат дислоцируется в 70 км от Багдада и расположен на территории украинского военного контингента. По словам А.Тасбулатова, район действия наших солдат невелик, ограничивается возможностью проведения взрывных работ. К тому же он охраняется по периметру американскими военными. По последним сводкам, командование батальона докладывает о хорошем моральном, психологическом и физическом состоянии воинского состава, исправности техники и средств связи.
Все же указание оставить батальон в Ираке явно имеет очень ограниченный срок. Скажем, до дня вступления миротворцев ООН, после чего еще стоит подумать, выходить ли в Парламент с предложением об отправке уже казахстанских "голубых касок". Насколько передача контроля в Ираке ООН однозначно станет поводом для снижения рисков и стабилизации положения, сложно сказать. Проблема формирования временного правительства станет первым испытанием на этом пути.
В своем отчете Генсек ООН Кофи Аннан отмечает, что в стране имеется целый ряд проблем, в том числе, какому правительству будет передана власть. Следует отметить тот факт, что наряду с формированием официальных силовых структур, в Ираке укрепляются различного рода местные вооруженные формирования. Свои военизированные отряды имеют многие политические партии. Большая вероятность того, что наличие местных и партийных вооруженных формирований в условиях незавершенности процесса создания официальных силовых структур и их очевидной слабости служит серьезным препятствием в деле нормализации обстановки в Ираке, способствует росту межэтнической и межконфессиональной розни в стране.
Шиитское большинство склоняется к выборной системе, гарантирующей ему легитимно завоеванную власть. Вот как в идеале представляет развитие событий один из лидеров шиитов Абдель Азиз аль-Хаким: "Сначала выборы, на которых шииты под руководством умеренных получат абсолютное большинство, затем, используя давление масс и силу, мы преобразуем страну в исламскую республику по образцу Хомейни".
Таким образом ситуация в Ираке свидетельствует о том, что по мере приближения 30 июня – даты, установленной для передачи власти временному иракскому правительству, противоречия между ведущими политическими силами страны будут обостряться. Как говорится в докладе, подготовленном Лигой арабских государств наделение курдских и шиитских групп властными полномочиями может дестабилизировать обстановку в стране и в регионе в целом. Перераспределение властных полномочий в правительстве в пользу курдов и шиитов может также привести к усилению этих общин в соседних с Ираком странах, причем "географический и этнический федерализм станет прелюдией к расчленению Ирака", что будет сопровождаться гражданской войной. |