Сергей Плетнев, Страна.Ру, 21 мая
Расклад сил в новом правительстве в связи с указом президента о новой структуре исполнительной власти Стране. Ru прокомментировал с заместитель руководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин.
- Как будет выглядеть управление правительством после того, как в четверг президент подписал указ, определяющий полномочия высших чиновников исполнительной власти?
- Правительством будет управлять премьер, но под контролем президента. Соответственно, премьер будет следовать непосредственно политической логике президента.
- Не кажется ли вам, что в связи с тем, что в Белом Доме стало гораздо больше руководителей разного звена, а согласно реформе многие подразделения должны быть и независимыми, то управление такой структурой может серьезно ослабеть?
- Если брать ситуацию, которая сейчас сложилась, то очень серьезно усилились позиции премьер-министра. Когда в марте Фрадков стал премьером, то по сравнению с Касьяновым это был человек, который мало что контролировал. Он даже не смог самостоятельно назначить своего руководителя аппарата, хотя это и прерогатива самого премьера.
Но сейчас по указу президента, который подписан в четверг, мы видим, что правительство осуществляет непосредственное руководство целым рядом структур, которое по предыдущему мартовскому указу президента напрямую премьеру не подчинялись. А сейчас Фрадков получил непосредственное руководство комиссией по тарифам естественных монополий. Раньше ФЭК находилась в введении Германа Грефа, а еще ранее он долгое время вел борьбу за контроль над ней. Только-только он получил контроль над тарифами - и он оказался у Фрадкова. Соответственно это усиливает позиции премьера. Далее, от Грефа же премьер-министру перешла государственная служба статистики. Борьба за нее была не столь радикальной, но все равно это важная структура. Сюда же следует добавить Федеральное космическое агентство и Агентство по атомной энергии, которые ранее находились в ведении Виктора Христенко. Теперь они у Фрадкова.
Дальше, под непосредственное управление премьер-министра перешел новый и очень важный орган, который называется Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору. Ведь раньше экологические службы находились в ведении Минприроды, что вызывало много всяких споров и коллизий. Понятно, что экологический надзор - это очень важный вопрос по контролю над разработоками месторождений, строительства нефтепроводов и т.д. Ведь экологическая экспертиза может заблокировать или разрешить проведение практически всех крупных проектов.
- А какие в правительстве существуют противовесы, которые компенсировали бы возросшее влияние премьер-министра?
- Кроме Фрадкова в правительстве остается еще несколько центров силы. Это руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак, министр финансов Алексей Кудрин и руководитель Минэкономразвития Герман Греф. Все они выходят непосредственно на президента, имеют с ним доверительные отношения. Поэтому, несмотря на усиление премьер-министра в правительстве все равно остается несколько центров силы.
И в этой ситуации я бы не говорил о том, что в правительстве есть какой-то законченный моноцентризм. Но время определенных групп, "семейных" разборок и корпоративных конфликтов ушло.
- Реформа правительства подразумевает ликвидацию принципа отраслевого управления. Чем эта ликвидация может быть полезна для страны?
- Преодоление этого принципа может серьезно способствовать уменьшению раздробленности, местничества, и коррупции, когда каждый чиновник является лоббистом узкоотраслевых интересов.
- А с чем связано значительное усиление Леонида Реймана, который в четверг снова получил пост министра? Ведь это выглядит как признак возрождения отмененного принципа.
- Интересно то, что его ведомство сейчас называется Министерством информационных технологий и связи, а не просто Министерство связи. Казалось бы, бюрократическое переименование, но в действительности это означает, что приоритетной задачей для Реймана будет тотальная информатизация страны, интернетизация, проект "Электронная Россия" и т.д. То есть, это задача крайне важна и для президента, и для правительства. Таким образом, Рейману не только удалось усилить свои позиции, но еще и выдвинуть значимый проект, за который он и будет отвечать. Поэтому здесь тоже едва ли можно говорить о реставрации принципа отраслевого управления, поскольку его министерство будет решать поистине глобальную задачу.
- Раньше администрация президента имела большое влияние на правительство. Как вы считаете, несмотря на реорганизацию администрации, это влияние останется?
- Я думаю, что сейчас оно будет управлять правительством в гораздо меньшей степени. Потому что в администрации будет сделан акцент на решении политических задач, и влияние на правительство будет носить более опосредованный характер. Например, в смысле согласования кадровой политики, а также, видимо, в вопросах совместной работы с парламентом. Но едва ли это будет какой-то контроль. Дело в том, что сейчас в правительстве работают министры, которые выходят непосредственно на президента, являются его политическими соратниками, да и у самого Фрадкова большой кредит президентского доверия. Поэтому в данном случае противовес правительству в виде администрации излишен. |