NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 02:59 ast
00:59 msk

Демократичность ЕС только иллюзия
Европейские бюрократы говорят пустые фразы о том, что Европарламент является настоящим примером европейской демократии. Действительность же показывает, что Европарламент является невероятно дорогим опытом для европейской демократии
03.06.2004 / политика и общество

Пяйви Лейно, "Helsingin Sanomat", 2 июня

Изначальной целью объединения Европы было сделать ее мирной и богатой. Этой цели было решено достигнуть при помощи экспертов. Цель оправдывала средства, и обычным гражданам было бесполезно участвовать в принятии решений. Европа стала элитным проектом, в котором центральной место отводилось дипломатии и доверию.

Этот традиционный образ мыслей прослеживается лучше всего в переговорах по поводу соглашений в рамках ЕС: представители правительств стран-членов заседают за закрытыми дверями, пока согласие не будет достигнуто. А потом национальные парламенты обычно ратифицируют подготовленные соглашения в рутинном порядке. Этот механизм дает сбои лишь в тех странах, где решение по поводу ратификации подобных соглашений принимается в результате референдума, как это было в Дании в 1992 году и в Ирландии в 2001 году.

Переход власти на "высший уровень" - часть мирового развития. Однако с начала 1990-х годов обсуждение недостатков демократии ЕС сильно активизировалось. Центральная проблема связана с вопросом о политической ответственности: кто отвечает за деятельность ЕС и перед кем?

У недостатков европейской демократии четыре причины.

Во-первых, в ЕС нет четкого разделения законодательной и исполнительной власти. Правительства стран-членов ЕС (исполнительная власть) формируют самый главный законодательный орган Евросоюза - Совет министров. От принятых в ЕС решений после возвращения домой проще уйти, поскольку работа Совета министров не отличается особой открытостью, и поэтому очень часто остается неясным, какую линию в совете проводит собственный министр.

У Еврокомиссии очень прочная и центральная позиция в Евросоюзе, но национальные парламенты уже и не пытаются влиять на ее деятельность. Возможности национальных парламентов влиять на содержание законопроектов до их одобрения в ЕС опять-таки зависят от законов той или иной страны. При этом решения ЕС об одобрении законопроектов влияют, по некоторым оценкам, по крайней мере, в 70% случаев, когда парламенты стран-членов позднее принимают эти законопроекты, исключая те случаи, когда содержание законопроектов выносится на обсуждение граждан.

Европарламент - единственный орган в ЕС, кандидатов в который выбирают непосредственно граждане стран-членов. Хотя Европарламент играет важную роль в выработке законодательства, принятии бюджета и других делах ЕС, его положение с точки зрения демократии никак нельзя сравнить с положением представительских институтов государств-участников ЕС.

Поскольку исполнительная власть Европарламента особенно ограничена в связи с исполнительной властью Совета министров, изменения в составе Европарламента, которые последуют за выборами, не обязательно сильно повлияют на принимаемые ЕС решения.

Вторая причина недостатков европейской демократии заключается в том, что способы одобрения законопроектов в ЕС слишком многообразны. В настоящее время существует, по крайней мере, шесть процедур выработки и одобрения законопроектов, в которых функции и полномочия Еврокомиссии, Совета министров и Европарламента меняются. Это заметно осложняет положение граждан, поскольку требует от них при обсуждении вопроса не только знать суть проблемы, но и разбираться в технических тонкостях организации ЕС.

Третья причина заключается в том, что в ЕС большой властью пользуются различные комитеты, рабочие группы и учреждения, деятельность которых очень трудно контролировать.

И четвертая причина заключает в том, что власть в ЕС находится слишком далеко от народа. Когда исполнительная власть в Евросоюзе была переведена в Брюссель, расстояние между гражданами и властью увеличилось, в том числе, и географически, результатом чего может стать равнодушие друг к другу с обеих сторон.

Европейские бюрократы говорят пустые фразы о том, что Европарламент является настоящим примером европейской демократии. Действительность же показывает, что Европарламент является невероятно дорогим опытом для европейской демократии, особенно если соотнести его функции с теми космическими расходами, которых требует его деятельность. Кроме того, низкие показатели участия граждан в голосовании на выборах в Европарламент показывают, что граждане не очень верят в реальные возможности Европарламента влиять на принятие решений в ЕС.

Самой же серьезной проблемой является то, что Европарламент создает иллюзию демократической деятельности ЕС. И хотя в деятельности Европарламента можно найти много положительных моментов, в своей основе ЕС остается таким же бюрократическим сообществом чиновников, каким был и раньше.

Одним из последних примеров является послание председателя Еврокомиссии Романо Проди британцам, готовящимся к голосованию по поводу конституции ЕС: не оправдавший ожиданий результат голосования может вызвать тяжелые последствия. Если хотя бы один результат голосования определен заранее, зачем тогда спрашивать мнение граждан?

Несмотря на многочисленные декларации и внесение изменений в соглашения, большая часть проблем ЕС все еще остается нерешенной. Даже новая конституция, по-видимому, не приведет к тем изменениям, которые существенно улучшили бы положение граждан. С другой стороны, направление изменений основополагающих принципов ЕС все еще остается под вопросом: превратится ли ЕС благодаря предлагаемым нововведениям в сообщество больше напоминающее обычное государство. Этого не хотел бы никто.

Европейская интеграция по многим причинам положительный процесс, и поэтому тем более не хочется, чтобы он шел под контролем ЕС в нынешней его форме.

Пяйви Лейно, исследовательница Хельсинкского университета, институт Ерика Кастрена.

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 02 июня 2004, 15:02


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана отмечает важность координации действий с международными организациями 30.06.2004
Нуртай Абыкаев подвел итоги работы Парламента РК 30.06.2004
Римейк "серпа и молота" как хит политсезона 30.06.2004
Цели по реформированию и развитию здравоохранения амбициозные 30.06.2004
Мажилис отклонил представление ЦИК в отношении депутата Бориса Сорокина 30.06.2004
МТРК "Мир" выделены частоты для вещания в Астане и Алматы 30.06.2004
Литва захотела немножко России 30.06.2004
Выборы президента Литвы завершились скандалом 30.06.2004
Воскрешение Лазаря 30.06.2004
Президенты Казахстана и Франции обсудили вопросы двустороннего сотрудничества 29.06.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz