NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:05 ast
16:05 msk

Борьба с коррупцией должна стать системной
О.Абдыкаримов: Крайне важно, чтобы избирательные комиссии в строгом соответствии с законом отслеживали источники финансирования кандидатов в депутаты, правильность использования денежных средств в ходе избирательной кампании, тем самым поставив заслон коррупционным правонарушениям
04.06.2004 / политика и общество

Оралбай АБДЫКАРИМОВ, государственный секретарь РК,

председатель Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими

"Казахстанская правда", 3 июня

Весь ход мирового общественного развития показывает, что с коррупцией как с негативным явлением сталкивались и сталкиваются практически все государства. Еще древнеегипетский фараон Рамзес I издал указ о привлечении взяточников к ответственности. При этом наказывался не только сам виновный, но и его дети, которые лишались всех привилегий. В указе, в частности, было отмечено, что "и твой сын не будет на твоем месте".

В эпоху античного мира к числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, наряду с присвоением казенного имущества, расхищением государственных средств, фальшивомонетничеством, участием в запрещенных сборищах и объединениях, относилось взяточничество.

Средневековое право Китая различало виды должностных преступлений, прежде всего взяточничество, мера наказания за которое варьировалась в зависимости от того, нарушил ли чиновник закон при получении "подарка", раскаялся или нет, а также в зависимости от стоимости и величины взятки.

Из новой истории известно, что одной из причин, ускоривших падение абсолютизма во Франции, послужила повальная коррупция, когда огромные суммы из государственной казны тратились не только на содержание королевской семьи, но и направлялись на подкармливание "верхушки" дворянства и духовенства. Не случайно Наполеон Бонапарт как радикальный реформатор негативно относился к коррупции, особенно на начальном этапе своей государственной деятельности, что подтверждает его знаменитый афоризм: "Каждого интенданта после трех месяцев службы можно смело расстреливать за казнокрадство".

За многие столетия человечество выработало различные способы борьбы с коррупцией, от превентивных мер до уголовной ответственности. Так, еще 9 веков назад в Византии в целях борьбы с мздоимством для чиновников законодательно закреплялись высокие жалованья. А в некоторых современных государствах, к примеру, в Китае, крупные коррупционеры приговариваются к смертной казни.

В Советском Союзе коррупция также имела место, хотя следует подчеркнуть, что в целом, до застоя времен Л. Брежнева, она не была распространенной. Кстати, странам с тоталитарным режимом при полном контроле над умонастроениями людей, насаждаемой идеологии и разветвленном репрессивном аппарате удается на некоторое время снизить коррупцию. Однако не следует преувеличивать роль тоталитаризма в снижении коррупции, тем более что правящая элита в таких странах, как правило, не отличается аскетизмом и альтруизмом. С другой стороны, известно, что рост коррупции приходится на периоды социальных потрясений, связанных со сменой общественно-экономического и политического строя, переделом собственности, хотя такое негативное явление присутствует и в устойчивых странах с развитой демократией. В этом аспекте заслуживают внимания результаты изучения на предмет коррупции в 25 странах мира, проведенного в 2004 году неправительственной организацией "Транспаренси Интернейшнл". Она пришла к заключению, что все исследованные страны подвержены коррупции, включая такие государства, как США, Германия и Япония. В докладе также подчеркивается, что коррупция захлестнула бывшие коммунистические страны и им не хватает четкой антикоррупционной стратегии.

Казахстан после распада СССР, как и другие страны социалистической системы, не избежал всплеска коррупции, пик которой приходится на первую половину девяностых годов прошлого столетия. Однако по мере становления основ рыночной экономики, открытости казахстанского общества, укрепления государственности сформировались условия для выработки приоритетных направлений антикоррупционной политики, краеугольные идеи которой были заложены в Стратегии Президента страны Нурсултана Назарбаева "Казахстан-2030", где прямо сказано, что "необходимо беспощадно бороться с коррупцией, невзирая на лица и должности".

С этого времени активизируется работа по правовому обеспечению борьбы с коррупцией. Наряду с совершенствованием уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 1998 году был принят Закон РК "О борьбе с коррупцией", закрепивший цели, основные принципы борьбы с коррупцией и установивший ответственность за совершение коррупционного правонарушения. Безусловно, создание законодательной базы, обеспечивающей неотвратимость наказания в отношении мздоимцев и казнокрадов крайне важно, но для системной борьбы с коррупцией этого недостаточно. Необходимо формирование комплексных организационно-правовых мер по ликвидации причин, порождающих это социальное зло, причем в самых различных сферах жизни общества. Следует признать, что чаще всего коррупции подвержены чиновники, обеспечивающие работу государственных институтов. Поэтому в республике многое делается для устранения размытости функциональных обязанностей органов государственной власти и управления, чтобы оставалось меньше места для злоупотребления чиновниками служебным положением.

Как отметил Президент страны в недавнем Послании, "жестко должны преследоваться коррупционные преступления: необходимое для этого законодательство есть". Прежде всего, повышены требования к государственным служащим путем принятия Закона РК "О государственной службе". Согласно ему, поступление на государственную службу осуществляется на открытой конкурсной основе. Законодательно урегулирован порядок прохождения государственной службы, карьерный рост, меры материального и морального стимулирования. Как известно, в текущем году Указом Главы государства заработная плата государственным служащим увеличена в среднем на 50 процентов.

Целый блок законов направлен на определение круга полномочий государственных служащих во взаимоотношениях с населением, очерчены пределы вмешательства в экономику, сокращается институт лицензирования, упрощаются регистрационные процессы, внедряется принцип "одного окна". Важную роль в подавлении коррупции должно сыграть разделение функций между центральными и местными органами государственного управления, определение перечня государственных услуг, предоставляемых госорганами. В настоящее время идет разработка нормативных правовых актов по противодействию "теневой" экономике, отмыванию денег, а также государственной поддержке неправительственных организаций и ряд других.

Законы "О государственных закупках", "Об административных процедурах", Налоговый и Таможенный кодексы, недавно принятый Бюджетный кодекс - вот далеко не полный перечень законодательных актов, способных создать барьер распространению коррупции. Но, к сожалению, на практике выходит не все так просто, как хотелось бы. В настоящее время на специальном учете Генеральной прокуратуры состоит около четырех тысяч чиновников, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Думаю, эти данные не в полной мере отражают реальное состояние коррупционности в стране.

К сожалению, среди части общества бытует мнение, и оно укрепляется в сознании людей, что только подкупив чиновника или судью, можно решить собственные проблемы. Нередки случаи, когда предприниматель или иное лицо для получения особых льгот, преимуществ или иного желаемого результата предлагает взятку должностному лицу. И если последний соглашается, то налицо сговор, умышленное нарушение закона. Результатом может стать не только незаконное обогащение взяточника и взяткодателя, но и нанесение ущерба как конкретному человеку, так и обществу в целом. К примеру, вполне вероятно, что приобретение нашими фирмами некачественных лекарств за рубежом, приведших к массовому заражению детей инфекционным заболеванием, что вызвало большой общественный резонанс, осуществлено в нарушение Закона "О государственных закупках" и не без элемента коррупционности.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют СМИ. Каждое коррупционное правонарушение со стороны государственного служащего, судьи, таможенника, налоговика, полицейского, любого иного должностного лица должно предаваться гласности, освещаться в средствах массовой информации. Реальностью сегодняшнего дня является тот факт, что все политические партии Казахстана, учитывая актуальность борьбы с коррупцией, антикоррупционное настроение населения, включили в программные документы в качестве основных задач борьбу с коррупцией. Это, безусловно, правильно, однако важно, чтобы под лозунгом борьбы с коррупцией не использовались грязные PR-технологии. Ведь в равной степени недопустимо и представляет большую общественную опасность как примирительное отношение к коррупционным правонарушениям, так и огульные, неподтвержденные обвинения в коррупции своих политических конкурентов и противников.

Думаю, уместно об этом напомнить накануне предстоящего важного политического события - выборов в Мажилис Парламента. В связи с этим хочу остановиться еще на одной проблеме. Не секрет, что на прошедших выборах в законодательный орган страны имели место коррупционные правонарушения, выразившиеся в незаконном финансировании предвыборной кампании кандидатов в депутаты, подкупе избирателей посредством раздачи продуктов питания, денежных сумм и другие. Надеюсь, что все это осталось в прошлом, ведь сегодня мы живем в других условиях, и казахстанское общество становится политически более зрелым и активным, а соотечественники могут вполне объективно оценить предвыборную платформу кандидатов и избрать депутатами достойных людей. Этому будет способствовать, безусловно, обновленное выборное законодательство. Изменения и дополнения в Закон "О выборах в РК" направлены на дальнейшую демократизацию выборного процесса, его прозрачность, в том числе и на исключение коррупционных правонарушений.

Крайне важно, чтобы избирательные комиссии в строгом соответствии с законом отслеживали источники финансирования кандидатов в депутаты, правильность использования денежных средств в ходе избирательной кампании, тем самым поставив заслон коррупционным правонарушениям.

Таким образом, борьба с коррупцией - задача стратегическая, долгосрочная и приоритетная, на это нацелена Государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы. Для выработки и осуществления согласованных мер по усилению борьбы с коррупцией и нарушениями государственными служащими правил служебной этики при Президенте РК создана соответствующая комиссия, которая в пределах своей компетенции координирует исполнение государственной программы антикоррупционного законодательства.

Антикоррупционная политика в Казахстане, целью которой является защита законных интересов государства, общества и граждан от угроз, связанных с коррупционными правонарушениями, будет эффективной при решении ряда задач. Прежде всего, следует в надлежащем духе формировать общественное сознание, ввести антикоррупционную экспертизу принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актов, осуществлять на постоянной основе мониторинг коррупционных правонарушений, чтобы своевременно принимать соответствующие меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства, форм и методов борьбы с коррупцией. Вместе с тем борьба с коррупцией не станет результативной, если само общество, каждый гражданин не проявит решимость противостоять коррупции, а государственное управление не будет компетентным и эффективным.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана отмечает важность координации действий с международными организациями 30.06.2004
Нуртай Абыкаев подвел итоги работы Парламента РК 30.06.2004
Римейк "серпа и молота" как хит политсезона 30.06.2004
Цели по реформированию и развитию здравоохранения амбициозные 30.06.2004
Мажилис отклонил представление ЦИК в отношении депутата Бориса Сорокина 30.06.2004
МТРК "Мир" выделены частоты для вещания в Астане и Алматы 30.06.2004
Литва захотела немножко России 30.06.2004
Выборы президента Литвы завершились скандалом 30.06.2004
Воскрешение Лазаря 30.06.2004
Президенты Казахстана и Франции обсудили вопросы двустороннего сотрудничества 29.06.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz