Усть-Каменогорск. 15 июня. КАЗИНФОРМ
Принятая в Казахстане государственная программа "Развитие водных путей в РК" дополнена новой программой "Модернизация флота РК". В рамках этой программы департамент водных путей Министерства транспорта и коммуникаций РК закупает для предприятий водных путей страны новые технические средства. В частности, республиканское казенное Восточно-Казахстанское предприятие водных путей обновится двумя новыми "обстановочными" теплоходами и плавкраном. Казахстанский заказ выполняет российский судостроительный завод в Томской области. Необходимо отметить, что строительство судов для Казахстана ведется по новым технологиям с применением "лазерного кроя". Об этом рассказал в интервью корреспонденту Казинформа директор департамента водных путей Минтранскома Берик Уандыков.
Таким образом, отметил он, предприятие водных путей востока страны будет готово к очистке фарватера Иртыша, как только завершится строительство Шульбинского шлюза. Строительные работы ведутся самым активным образом, и к концу года, как и намечалось, шлюз вступит в эксплуатацию. В минувшем году всеми субподрядными организациями, участвующими в его строительстве, освоены запланированные средства в размере 550 млн. тенге. Всего же из республиканского бюджета на этот объект выделено около 1 млрд. тенге.
Работа по строительству Шульбинского шлюза проделана огромная. Отсыпана 2,5 километровая защитная дамба, высотой 6 метров, произведена расчистка русла низового и верхового подходных каналов, построены помещения для гидроприводов и центральный пульт управления шлюзом, протянуты наружные инженерные сети, почти завершен монтаж гидросилового оборудования.
Как рассказал директор департамента водных путей, строительство Шульбинского шлюза было начато еще в 1976 году, а в сентябре 1978 года Иртыш был перекрыт. С тех пор судоходство между Семипалатинском и Усть-Каменогорском было прекращено. Строительство шлюза прекратилось 12 лет назад из-за отсутствия средств. После прихода к управлению Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС американской компании АES, несмотря на принятые обязательства, строительство Шульбинского шлюза и ремонт Усть-Каменогорского шлюза практически не велись. В 2002 году Правительство РК приняло решение о достройке Шульбинского шлюза, выделив на эти цели из республиканского бюджета порядка 1 млрд. тенге.
"Хотя, - отмечает Берик Кусманович, - мы все долго сомневались, что Шульбинский шлюз можно реанимировать. Но нам повезло, что тендер на строительство "Шульбинки" выиграло АО "Гидропромстрой". Это компания профессионалов. За их плечами строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Это они начинали строительство Шульбинского шлюза, и многие из них оставались в поселке жить". Сегодня благодаря строительству шлюза в поселок Шульба возвратились бывшие его жители, уехавшие оттуда во времена кризиса. Когда начиналось строительство Шульбы, там проживало 8 тысяч человек, из которых на момент реанимации строительства оставалось 3 тысячи. Сейчас люди возвращаются. По словам Б.Уандыкова, отрадно, что возвращаются те, кто помнит особенности начала строительства шлюза до мелочей. "Можно с уверенностью сказать, что мы не строим, а достраиваем то, что начиналось и не завершилось в советское время. Это очень хороший показатель того, что государство экономически способно заниматься строительством шлюзов", - сказал Б.Уандыков. Также он отметил, что за последние 30 лет в странах СНГ шлюзы не строили.
Возвращаясь к теме начала работы государственной казахстанской программы развития водных путей, глава одноименного департамента напомнил, что в конце 2001 года было принято решение о создании казенного республиканского предприятия водных путей в Восточном Казахстане. В него вошли три шлюза: Усть-Каменогорский, Шульбинский и Бухтарминский и около 800 км водных путей Иртыша. Причем, действующим шлюзом был только Бухтарминский, благодаря денежным средствам от шлюзования которого и начался капремонт Усть-Каменогорского шлюза. Именно на этот момент Б.Уандыков обращает особое внимание. Дело в том, что в то время, государственное предприятие Речного пароходства Восточного Казахстана проходило процедуру банкротства, а затем его имущество было продано в частную собственность. Так случилось, что "верхняя причальная стенка шлюза" была продана тоже, а без нее шлюзование невозможно. В течение долгих трех лет длились судебные тяжбы по возврату государственной собственности. Наконец, в начале июня этого года, буквально неделю назад, Верховный суд РК вынес вердикт о возврате государству "верхней причальной стенки" из частной собственности (ТОО "Иртыштранс").
По словам Б.Уандыкова, в новой истории Казахстана, это первый и единственный прецедент отторжения собственности. Естественно, что бывшие собственники подали апелляцию в суд на это решение, но, по мнению Б.Уандыкова, это "напрасные хлопоты". Нельзя забывать, что шлюз относится к объектам стратегической важности и его нельзя передавать в частную собственность.
Уже сегодня "причальная стенка" приведена в соответствие с необходимыми требованиями национальной безопасности. Причал очищен от лишних судов, отремонтированы и забетонированы подходы, проведено электричество, средства связи, установлено ограждение, а на случай ЧС сделан скат для технических средств.
За эти три года предприятием водных путей Восточного Казахстана, которым Б.Уандыков руководил до своего назначения в феврале нынешнего года на должность директора департамента водных путей Казахстана, была проделана колоссальная работа. Создан новый коллектив из 350 человек. Проведен капитальный ремонт Усть-Каменогорского шлюза и реконструкция прилегающих к нему специализированных помещений. Построено современное административное здание. Организована модернизация системы центральных пультов управления Усть-Каменогорского и Бухтарминского шлюзов. Отремонтирован караван судов и теплоходов для расчистки фарватера, длиной в 796 км водных путей Иртыша.
Новым директором предприятия водных путей стала Галина Петренко, работавшая ранее заместителем первого руководителя. Г.Петренко, выпускница Томского политехнического института, по словам Б.Уандыкова, "способна изучить за полчаса работу даже ядерного реактора". Кстати, под ее руководством была проведена модернизация центральных пультов управления, причем с сопряжением бывшей системы управления с новыми технологиями.
Берик Кусманович охотно вспоминает, как удивились его московские друзья, когда узнали, что Казахстан намерен заняться модернизацией флота. "Какая модернизация, ведь у вас и флота-то нет!" - восклицали они.
В России, по словам Б.Уандыкова, подобные предприятия переживают не лучшие времена. Во всех странах СНГ все изыскательские работы по обслуживанию водных путей проводятся старым, дедовским методом. Дно исследуется при помощи обыкновенной палочки. Таким образом, чтобы провести, например, изыскательские работы водного пути Иртыша, необходимо не менее семи лет. Сегодня наши программисты совместно с российскими заняты внедрением новой технологии изыскательских работ. Казахстан уже с 2005 года намерен приступить к работе в новом технологическом режиме изыскания на русле рек. С помощью компьютера через спутниковую навигацию определяются все географические параметры с точностью до микрона. Оборудование с новой программой позволит исследовать дно рек за 1-2 полевых сезона. Причем, эта программа сразу выдает лоцманские карты, что не делает ни одна система.
Открытие Шульбинского шлюза позволит соединить Китай и Россию по водному пути Казахстана - Иртышу. Эта река - основная магистраль судоходного пути, расположенного на территории Казахстана. Она проходит от поселка Буран до границы с Россией и пересекает Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области с юга на север на протяжении 1718 км. В состав водных путей входят река Черный Иртыш, озеро Зайсан, водохранилища Бухтарминское и Усть-Каменогорское, река Иртыш, река Иртыш от Усть-Каменогорска до поселка Азово, где начинается зона Шульбинского водохранилища, и далее до границы с РФ.
Известно, что стоимость перевозки одной тонны груза водным транспортом в 4-5 раз дешевле, чем автомобильным, и в 1,5-2 раза, чем железнодорожным. Стоит признать, что пассажирские перевозки при наличии трех шлюзов будут весьма продолжительными и, скорее всего, этот вид транспортировки можно использовать в качестве прогулочных и туристических маршрутов. Грузовые перевозки по воде, включая также транспортировку различных природных материалов из "транспортных тупиков" расширяют транзитные возможности Казахстана.
Урало-Каспийский водный бассейн дает возможность выходить в Черное, Азовское и Балтийское моря. Это закреплено, как отметил Б.Уандыков, в подписанном Соглашении о развитии морского транспорта между Казахстаном и Россией.
С 23 июня планируется провести Год России на базе Актауского международного морского порта, куда съедутся главы всех речных регистров стран СНГ, а 29-30 июня гостям будет показан Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы. "Если успеем, то обязательно съездим на Шульбинский шлюз. Нам есть что показать", - сказал в заключении директор департамента водных путей Министерства транспорта и коммуникаций. |