Астана. 16 июня. КАЗИНФОРМ
На прошедшем сегодня пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов представил депутатам законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам железнодорожного транспорта", сообщает Казинформ.
По словам докладчика, принятие данного документа обеспечит создание правовой основы деятельности новой модели железнодорожной отрасли с учетом рыночной экономики, развитие конкуренции, рациональный и свободный доступ всех субъектов транспортного рынка к получению услуг железнодорожного транспорта, сохранение единого имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети, защиту экономических интересов субъектов национального рынка, определение статуса национальной железнодорожной компании и национального железнодорожного перевозчика. Законопроектом предусмотрены изменения в Законе РК "О транспорте" и в Законе РК "О железнодорожном транспорте". Согласно концепции законопроекта магистральная железнодорожная сеть является объектом общего пользования, находится собственности государства и не подлежит приватизации.
Как отметил в своем выступлении президент ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" Ерлан Атамкулов, в представленную редакцию документа внесены дополнения по субсидированию пассажирских перевозок. В частности, убытки перевозчика, оказывающего услуги по организации пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям, субсидируются за счет бюджетных средств в соответствии с Бюджетным Кодексом РК.
Решение мажилисменов – "одобрить законопроект в целом" – было принято после продолжительного обсуждения. Далее законопроект направлен на рассмотрение Сената Парламента РК.
-----
Минтранском защищает в Парламенте законопроект, который позволит реструктуризовать железные дороги Астана. 16 июня. КАЗИНФОРМ
Министерство транспорта и коммуникаций провело через Мажилис поправки в некоторые законодательные акты, необходимые для реализации утвержденной программы реструктуризации отрасли на 2004-06 годы.Палата в целом одобрила законопроект. Идеология данной программы, а также внесенных поправок, по словам министра транспорта и коммуникаций Кажмурата Нагманова, заключается в том, чтобы освободить ЗАО НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) от несвойственных функций железнодорожных перевозок. Другими словами, национальная компания реструктуризируется с целью высвобождения "ненужных" активов с сохранением стратегической функции – оператора магистральных путей.
Все остальное передается в конкурентную среду. В том числе пассажирские и грузовые перевозки, а также сопутствующая деятельность, где первоначально созданы самостоятельные государственные предприятия. Как выразился министр, "нам не нужны прачечные или ресторанный сервис – они (перевозчики - Казинформ) это будут покупать".
Реструктуризация в значительной мере коснется пассажирского транспорта. Как предполагается, со следующего года произойдет фактическое отчуждение от КТЖ пассажирских перевозок. Это имеет отношение к решению государством финансовых вопросов, так как, по информации нацкомпании, пассажирские перевозки всегда дотировались из общего бюджета компании, следовательно, эта обязанность, в случае их обособления, ляжет уже на госбюджет. По оценке К.Нагманова, субсидирование пассажирских перевозок будет обходиться бюджету ежегодно в 26 млрд. тенге.
Согласно программе реструктуризации, АО "Пассажирские перевозки" будет осуществлять международные и фирменные внутриреспубликанские перевозки. С момента начала бюджетного субсидирования, другие маршруты и пассажирские вагоны будут передаваться частным перевозчикам на конкурсной основе. При этом кредитные обязательства КТЖ по германской и испанской кредитным линиям, выделенным на приобретение пассажирских вагонов под гарантии Правительства, предлагается включить в стоимость франшиз, предоставляемых перевозчикам на конкурсной основе.
Победителями тендера франшиз на соответствующие маршруты будут признаны компании-перевозчики, предлагающие минимальные объемы государственных субсидий. При этом тарифная политика компаний-перевозчиков в отношении проезда в плацкартных и общих вагонах на "франшизный" период будет регулироваться уполномоченным органом, то есть антимонопольным ведомством. С другой стороны, как считают разработчики программы, стоимость проезда в комфортабельных вагонах не должна подлежать регулированию со стороны государства. К примеру, министр Нагманов предположил, что стоимость билета в комфортабельный вагон сообщением Астана-Алматы может стоить в пределах 11 тыс. тенге. Для создания конкуренции в пассажирских перевозках предполагается формирование лотов конкурса на базе маршрутов пассажирских поездов.
До 1 января 2005 года планируется осуществить передачу 100% акций АО "Пассажирские перевозки", АО "Багажные перевозки", АО "Вокзалсервис" и АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования пакетом акций Минтранскому. При этом субсидирование маршрутов АО "Пассажирские перевозки" и других перевозчиков, обладающих франшизами, будет осуществляться из средств республиканского бюджета. Также, согласно программе реструктуризации, вокзалы будут переданы в управление региональным властям, а внеклассовые вокзалы Астана, Алматы – I, Алматы – II, Актобе и Караганда - во владение и распоряжение Минстранскома.
В ближайших планах Правительства значится приватизация всего железнодорожного имущества, предназначенного для конкурентной деятельности. По срокам эта процедура должна начаться в текущем году. В том числе реализуется вагонный парк для стимулирования рынка независимых грузоперевозчиков, который может представлять из себя специализированные транспортные компании, а также отделы перевозок при крупных компаниях-грузоотправителях. Реструктуризация железных дорог при положительном результате дает двойной эффект. Это, как уже отмечалось, достижение максимальной ликвидности национальной компании "КТЖ", которая могла бы выходить на лучших условиях на рынки заимствования и установление рыночного механизма формирования транспортных тарифов и качества услуг через конкуренцию. |