NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)








Поиск  
Воскресенье 8.12.2019 08:22 ast
05:22 msk

О выборах. О полномочиях. О бюджете 2003
17 июня состоялось совместное заседание палат Парламента
18.06.2004 / политика и общество

Астана, 17 июня

Сегодня, 17 июня, состоялось совместное заседание палат Парламента, созванное распоряжением Председателя Мажилиса Жармахана Туякбая.

Парламент решил рассмотреть в первом чтении 1 сентября с.г. проект Конституционного закона "О внесении изменения в Конституционный Закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".

В первом же чтении решено рассмотреть 15 октября с.г. проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений".

Парламент заслушал и обсудил доклады министра финансов Армана Дунаева, председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева, заслушал содоклады члена комитета Мажилиса по финансам и бюджету Виктора Иванова, члена комитета Сената по экономике, финансам и бюджету Евгения Амана.

После обсуждения Парламент утвердил отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении закона о республиканском бюджете за 2003 год. По данному вопросу принято соответствующее постановление.

Парламентом отмечено, что в целом уточненный республиканский бюджет за 2003 год исполнен по: поступлениям в сумме 722,0 млрд. тенге или 101,7 процента; расходам в сумме 773,9 млрд. тенге или 97,6 процента; дефициту в сумме 51,9 млрд. тенге. Наряду с перевыполнением доходов в целом, не обеспечено выполнение некоторых доходных источников, в частности, неналоговые поступления исполнены на 76,4 процента, доходы от операций с капиталом – на 94,6 процента.

Правительству рекомендовано учесть предложения и замечания, высказанные депутатами Парламента в ходе обсуждения данных отчетов; принять меры по обеспечению выполнения налоговых поступлений и бюджетных назначений, неисполненных в отчетном году; принять действенные меры к администраторам программ, допустившим использование бюджетных средств по не целевому назначению, а также дебиторскую и кредиторскую задолженности; продолжить работу по устранению выявленных у государственных органов и других организаций нарушений требований бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Рекомендовано Счетному комитету усилить работу по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, включая государственный долг и принять действенные меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам контроля.

Пресс-служба представляет тексты содоклада члена комитета Мажилиса по финансам и бюджету Виктора Иванова, а также заключения этого комитета Мажилиса по отчетам Правительства и Счетного комитета об исполнении закона о республиканском бюджете за 2003 год:

"Содоклад

Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за 2003 год на совместном заседании палат Парламента

Уважаемый Председатель!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Выполнение республиканского бюджета протекало в период устойчивого развития экономики, а позитивные изменения были обусловлены принятыми мерами Правительства, при этом объем произведенного валового продукта составил 4,4 трлн.тенге, темп роста ВВП в 2003 году составил 9,2 процента.

Рост производства товаров и услуг в реальном секторе экономики по сравнению с 2002 годом составил: в промышленности – 8,8 %, в строительстве – 12,4 %, в сельском хозяйстве – 1,4 %. По сравнению с показателями 2002 года объем перевозок транспорта возрос на 9,8 %, услуг связи – на 25,8 %, внешнеторговый оборот увеличился на 31 %. Объем добычи сырой нефти и произведенного газового конденсата возрос на 8,8 %.

На этом фоне доходная часть бюджета 2003 года исполнена на 101,7 процента к уточненному плану, или сверх плана поступило 11,9 млрд. тенге.

Перевыполнение доходов по республиканскому бюджету обеспечило своевременное финансирование абсолютного большинства мероприятий, предусмотренных программами Правительства и поручений, данных Главой государства в Послании народу Казахстана.

Поступления республиканского бюджета по отношению к ВВП увеличились до 16,2 процентов против 15,5 в 2002 году.

По налоговым поступлениям обеспечено выполнение плана на 104 процента или сверх плана поступило 23,4 млрд.тенге.

При общем перевыполнении доходов не обеспечено поступление по отдельным видам налоговых и неналоговых платежей, доходов от операций с капиталом и по возврату кредитов. Так, по 34 видам доходов недопоступило в бюджет 24,3 млрд. тенге, из них по 20 налоговым спецификам 8,4 млрд. тенге.

Следует отметить, что размер недоимки по налоговым поступлениям в 2003 году сократился по сравнению с 2002 годом на 15,2 млрд. тенге и составил 53,4 млрд. тенге, что соответствует 8,2 % от налоговых поступлений. Из них, соответственно:

по НДС на 8 млрд. тенге и составил 23,0 млрд.тенге;

по корпоративному подоходному налогу на 2,8 млрд. тенге и составил 12,3 млрд. тенге;

по социальному налогу на 1,8 млрд. тенге и составил 8,0 млрд. тенге;

роялти на 200 млн.тенге и составил 1,1 млрд. тенге и другие.

Нельзя не отметить, что представленный Правительством Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2003 год качественно отличается от аналогичного отчета 2002 года. В структуре бюджета значительно расширен состав бюджетных программ, улучшилось их исполнение.

Если в 2002 году были не исполнены в полном объеме 52% бюджетных программ, то в 2003 году при их количественном увеличении в 2,4 раза, некачественное исполнение составило 40,5%.

Если в 2002 году неосвоение бюджетных средств составило 35,9 млрд. тенге, то в 2003 году остались неосвоенными 19,1 млрд. тенге, или 24,3% от дополнительно выделенных средств при уточнении республиканского бюджета.

Отмечая позитивные моменты работы Правительства, следует остановиться на отдельных ключевых вопросах, требующих внесения соответствующих корректировок в исполнение бюджета текущего и последующих годов.

Согласно Отчета Счетного Комитета и анализа исполнения бюджетов за предыдущие годы видно, что Правительство имеет возможность влиять на показатели исполнения доходной части бюджета, как основного индикатора, необходимого при формировании бюджетов последующих лет.

Это касается задержки перечислений платежей в соответствующие бюджеты, возврата НДС, осторожной оценки мировых цен на экспортную продукцию.

Необходимо отметить, что практика возврата НДС в особой степени способствует регулированию доходной части бюджета. Вызывает тревогу накопленная за ряд лет задолженность по НДС, которая достигла 68,2 млрд. тенге, или 30,7% от фактического поступления в 2003 году.

Не секрет, что несвоевременно возвращенный или невозмещенный НДС негативно влияет на конкурентоспособность казахстанской продукции и на затратную составляющую цены товара, способствует вымыванию оборотных средств в результате чего компенсация происходит за счет привлечения недешевых кредитных ресурсов.

Это серьезная общегосударственная проблема не только крупного, но и среднего бизнеса, на которую Правительству необходимо обратить пристальное внимание, так как она является тормозом в реализации задач, поставленных Президентом РК о переходе экономики на глубокую переработку сырья и материалов с последующим выходом на международные рынки особенно в преддверии вступления Казахстана в ВТО.

На наш взгляд, Правительством недостаточно используется право законодательной инициативы, так как отдельные нормы законов, способствующих наполнению доходной части бюджета и развитию предпринимательства, морально устарели и не соответствуют реалиям времени.

Это законы "О малом и среднем бизнесе", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", и другие.

Кассовое исполнение расходов за 2003 год составило 773,9 млрд. тенге с ростом на 35,8% по сравнению с 2002 годом. В июне 2003 года при уточнении бюджета были увеличены расходы республиканского бюджета на 78,6 млрд. тенге, при этом остались не освоенными 19,1 млрд. тенге, что составляет 24,3% от дополнительно выделенных средств.

Анализ исполнения расходов республиканского бюджета показывает, что отдельные администраторы бюджетных программ наряду с неполным освоением выделенных средств допускали их нецелевое и неэффективное расходование.

По материалам ревизий и проверок Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета выявлено нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 22,5 млрд. тенге, что составляет 3,1% к общей сумме затрат бюджета.

Так, при уточнении бюджета было дополнительно выделено по администраторам программ "Государственные услуги общего характера" 2,3 млрд. тенге из них остались не освоенными 1,8 млрд. тенге или 78,3%, при этом допущено нецелевое и неэффективное использование средств по 6 администраторам программ на сумму 700 млн.тенге.

В том числе, из средств, предусмотренных Минфину на реализацию Проекта модернизации Казначейства за счет средств внешнего займа Международного Банка Реконструкции и Развития, допущены факты нарушения бюджетного законодательства на общую сумму 397,4 млн. тенге.

На содержание учреждений Образования финансирование увеличено - 414,5 млн. тенге, остались не освоенными 104,1 млн. тенге или 25,1%, при этом допущено нецелевое и неэффективное использование средств по отдельным программам на сумму 400 млн. тенге. По республиканской бюджетной программе "Целевые инвестиционные трансферты областным бюджетам на строительство сельских школ" неэффективно израсходовано по Алматинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областям – 177,4 млн. тенге, кроме того без проектно-сметной документации построили две школы в Алматинской области и по одной школе в Атырауской и Южно-Казахстанской областях. Непонятно как это стало возможным без решения Республиканской Бюджетной комиссии?

Средства на социальное обеспечение и социальную помощь увеличены на 20,3 млрд. тенге. При этом остались не использованными 4,4 млрд. тенге или 21,7%. В том числе по Пенсионной программе – 1,5 млрд. тенге, по Выплате единовременных пособий в связи с рождением ребенка и государственным социальным пособиям 1,6 млрд. тенге и по Специальным государственным пособиям - 500 млн. тенге.

Агентством по миграции и демографии остались не освоенными по программе 030 "Переселение на историческую родину и социальная зашита оралманов" -381,4 млн. тенге. Вместе с тем в семи областях и в городе Алматы образовалась задолженность по жилью перед 316 семьями оралманов, включенных в квоту миграции 2003 года. При уточнении бюджета текущего года на погашение этой задолженности пришлось предусматривать 209 млн. тенге.

Несмотря на то, что при уточнении бюджета 2003 года на содержание Транспорта и связи дополнительно предусмотрено 1,1 млрд. тенге, по данной функциональной группе остались не освоенными 1,2 млрд. тенге. При этом допущено нецелевое и неэффективное использование средств на сумму 1,4 млрд. тенге. В том числе только по РГП "Международный аэропорт Астана" с нарушением бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов израсходованы бюджетные средства на сумму – 1,3 млн. тенге и допущена оплата услуг консультантов на сумму 205,2 млн. тенге.

По Прочим расходам остались не освоенными 500 млн. тенге, и кредитам 2,0 млрд. тенге.

Следует отметить, что Правительством который год не разрабатывается механизм погашения дебиторской задолженности прошлых лет.

На 1 января 2004 года, по республиканскому бюджету она составила – 11,9 млрд. тенге, из них: по Государственным услугам общего характера – 2,3 млрд. тенге, Промышленности и строительству – 2,2 млрд. тенге, Обороне – 2,0 млрд. тенге, Прочим – 1,7 млрд. тенге и Общественному порядку и безопасности – 1,1 млрд. тенге.

По нашему мнению, для реальной оценки Отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета необходимо ввести раздел, содержащий информацию об источниках финансирования дефицита бюджета, причинах заимствования, выборе внешних или внутренних рынков займов, валюте платежа и сроках заимствования.

При этом полагаем, что Правительству необходимо разработать государственную политику заимствования средств на внутренних и внешних финансовых рынках, с целью удлинения сроков заимствования, и выпуском долгосрочных государственных ценных бумаг со сроком обращения до 20 лет. Это, на наш взгляд, позволит оптимизировать выплаты по государственному долгу и послужит реальной поддержкой в обеспечении устойчивой работы пенсионных фондов, а также послужит эффективным инструментом в реализации Государственной программы развития жилищного строительства.

Уважаемые депутаты!

С учетом всех замечаний по отчетам Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2003 год, призываю вас проголосовать за их утверждение.

Благодарю за внимание".

-----

"Заключение
по отчетам Правительства Республики Казахстан и
Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского
бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2003 год

Комитет по финансам и бюджету, рассмотрев отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2003 год сообщает следующее.

При формировании бюджета 2003 года в расчеты заложены следующие основные годовые макроэкономические показатели. Рост ВВП - 6,0 процента, среднегодовая инфляция -5,9 процента, обменный курс тенге к доллару - 161 тенге. Рассчитанный, исходя из макросценария, утвержденный бюджет 2003 года увеличивал по сравнению с утвержденным бюджетом 2002 года доходную часть на 20,9 процента и расходную - на 24,7 процента. Дефицит республиканского бюджета прогнозировался на уровне -2,0 процента к ВВП, инфляция - 6,0 процента, обменный курс - 154 тенге за один доллар.

После уточнения республиканского бюджета в 2003 году доходная часть бюджета была увеличена на 75,3 млрд. тенге, или 13,4 процента, затраты на 73,5 млрд. тенге, или 10,8 процента.

Согласно, отчетных данных за 2003 год, поступления в республиканский бюджет составили 722,0 млрд. тенге, годовой план перевыполнен на 11,9 млрд. тенге или на 1,7 процента. Структура исполнения доходов республиканского бюджета выглядит следующим образом.

Основные макроэкономические показатели

Итоги социально-экономического развития страны за 2003 год свидетельствуют о продолжении тенденции экономического роста, наблюдавшихся на протяжении ряда лет.

Объем произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2003 года составил 4449,8 млрд. тенге, темп роста ВВП - 9,2 % против 8,3 %, учтенных при уточнении прогнозных показателей республиканского бюджета.

По сравнению с 2002 годом рост производства товаров и услуг в реальном секторе экономики составил: в промышленности - 8,8 %, строительстве - 12,4 %, сельском хозяйстве - 1,4 %. По сравнению с предыдущим годом объем перевозок транспорта возрос на 9,8 %, услуг связи - на 25,8 %. розничный товарооборот увеличился на 10 %.

В 2003 году объем внешнеторгового оборота составил 21,2 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 31 %. Экспорт достиг - 12,9 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2002 годом на 33 %. Объем импорта составил 8,3 млрд. долларов США, что больше показателя 2002 года на 28 %.

Объем добычи сырой нефти и произведенного газового конденсата в 2003 году составил 51 389,6 тысяч тонн, тогда как аналогичный показатель 2002 года составил 47 239,4 тысяч тонн или с ростом на 4 150,2 тысяч тонн, т.е. на 8,8 %.

Золотовалютные резервы Национального Банка на конец 2003 года достигли 4 957,9 млн. долларов США, увеличившись на 58%. Накопления Национального фонда на конец 2003 года превысили 3 миллиарда долларов США.

Следует отметить, что экономические и финансовые показатели, заложенные в основу бюджета 2003 года, были спрогнозированы весьма осторожно, что является уже закономерностью.

Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике среднее значение цены реализованной нефти Brent составило 28,9 долларов США (за баррель), тогда как в расчетах доходов республиканского бюджета на 2003 год была взята за основу расчетная цена 19,0 долларов США.

Курс доллара США фактически сложился 149,5 тенге, тогда как при утверждении бюджета 2003 года за основу принимался курс 161,0 тенге за доллар.

Уровень инфляции в среднем за год сложился в размере 6,4 %, при прогнозируемой-5,9 %.

В 2002 году ВВП планировался в объеме 3499 млрд. тенге, а фактически составил - 3747 млрд. тенге, или на 7,1 % больше прогнозируемого. Прогноз ВВП на 2003 год был утвержден в объеме 4142 млрд. тенге, при уточнении республиканского бюджета в мае 2003 года был скорректирован до 4368 млрд. тенге, что больше прогнозной величины на 226 млрд. тенге или на 5,5 %. Но даже при этом по отчету ,;, 2003 года ВВП составил 4449,8 млрд. тенге, что больше скорректированной величины на 1,9 % или на 82 млрд. тенге.

Поступления

В 2003 году, поступления в республиканский бюджет составили 722,0 млрд. тенге, т.е. уточненный годовой план поступлений перевыполнен на 11,9 млрд. тенге, или на 1,7 процента.

При общем перевыполнении доходов, не обеспечено поступление по отдельным видам налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и по возврату кредитов. Так, по 34 видам доходов имеет место недопоступление средств на общую сумму 24,3 млрд. тенге, из них по 20 налоговым спецификам 8,4 млрд. тенге, по 8 спецификам неналоговых поступлении 14,9 млрд. тенге.

Кроме того, размер недоимки по налоговым поступлениям составил 53,4 млрд. тенге или 8,2% к доходам бюджета. Из них по налогу на добавленную стоимость 23,0 млрд. тенге, по корпоративному подоходному налогу 12,3 млрд. тенге, социальный налог 8,0 млрд. тенге и 1 роялти 1,1 млрд. тенге.

Несмотря на то, что масса недоимки снижается, по отдельным видам местных налогов прослеживается ее рост. Так, по налогу на имущества физических лиц, рост составил более 200 %, земельного налога, рост более 10%.

Не исполнены статьи Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2003 год", предусматривающие поступления финансовых средств по специфике "Поступления арендной платы за пользование комплексом Байконур" на 10,4 млрд. тенге, что указывает на недоработки Правительства Республики Казахстан при заключении Договоров аренды полигонов.

В отчетном году сумма поступлений в Национальный Фонд составила 248,6 млрд. тенге, при утвержденном объеме 125,0 миллиардов тенге, что составляет 38,3 % к фактическому выполнению доходов бюджета 2003 года.

Значительная доля поступлений в Национальный Фонд (49,9 % от общей суммы поступлений) - сформирована за счет сверхплановых поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора - 123,6 миллиарда тенге. От приватизации государственного имущества в Национальный Фонд поступило 56,7 млрд. тенге (22,9 %), переданных официальных трансфертов из республиканского бюджета - 12,5 млрд. тенге (4,8 %). Остаток средств Национального Фонда на 1 января 2004 года составил 528,2 млрд. тенге, при этом 47,1 % средств Национального Фонда поступило в отчетном году.

Расходы

Кассовое исполнение расходов за 2003 год составило 773,9 млрд. тенге, что на 35,1% больше чем в 2002 году. Тем не менее, остались не освоенными 19,1 млрд. тенге, что составляет 24,3% от дополнительно выделенных, при уточнении республиканского бюджета, средств.

Значительный объем не исполнен по социальному обеспечению и социальной помощи - 1775,1 млн. тенге, в том числе по программе 030 "Пенсионная программа" было недоиспользовано затрат на сумму -1516,5 млн. тенге, так как число пенсионеров, имевших право на увеличение пенсий оказалось ниже прогнозного и 1610,8 млн. тенге в целом не было использовано на программы 032 "Специальные государственные пособия", 045 "Пособие на погребение", в связи с меньшим числом получателей по сравнению с прогнозным.

По функциональной группе "Оборона", сумма не исполнения расходования выделенных средств составила - 3822,6 млн. тенге. Одной из причин неполного освоения средств было то, что не открыто финансирование ввиду необеспечения поступлений от арендной платы за пользование комплексом "Байконур" в доходную часть бюджета.

По функциональной группе "Государственные услуги общего характера" недоосвоение средств составило 1775,1 тыс. тенге, в том числе Министерством финансов Республики Казахстан -502,9 млн. тенге, Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан -479,8 млн. тенге, Агентством Республики Казахстан по информации и связи - 370,9 млн. тенге и Министерством иностранных дел Республики Казахстан -312,3 млн.тенге.

По 43 программам "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды" недоосвоение средств составило 1416,4 млн. тенге, из них по программе 736 "Мероприятия по реализации отраслевой программы "Питьевые воды" - 295,8 млн. тенге, по программе 731 "Проект водоснабжения и санитарии населенных пунктов региона Аральского моря" - 69,4 млн. тенге.

Правительством не разработан механизм по ликвидации дебиторской задолженности, которая на 1 января 2004 года, только по республиканскому бюджету составила - 11,9 млрд. тенге. По "Государственным услугам общего характера" - 2,3 млрд. тенге, "Промышленности и строительству" - 2,2 млрд. тенге, "Обороне" - 2,0 млрд. тенге, "Прочим расходам" - 1,7 млрд. тенге и "Общественному порядку и безопасности" -1,1 млрд. тенге.

На основании материалов ревизий и проверок Правительства Республики Казахстан, а также проверок Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета выявлено нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 22,5 млрд. тенге, что составляет 3,1% к общей сумме затрат бюджета.

С целью возмещения причиненного ущерба республиканскому бюджету и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, материалы 782 ревизий и проверок с суммой ущерба 1,8 млрд. тенге переданы в правоохранительные органы.

Причины нарушений кроются в ненадлежащем исполнении бюджета, в ряде случаев - неисполнения законодательных, нормативно-правовых и других актов на местах, решений Правительства и уполномоченных государственных органов. Информация о фактах нарушения бюджетного законодательства своевременно не доводится вышестоящему руководству, либо замалчивается вообще.

В связи с изложенным, Комитет по финансам и бюджету считает возможным внести отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2003 год на совместное заседание палат Парламента для их рассмотрения".

(Распространено пресс-службой Мажилиса)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана отмечает важность координации действий с международными организациями 30.06.2004
Нуртай Абыкаев подвел итоги работы Парламента РК 30.06.2004
Римейк "серпа и молота" как хит политсезона 30.06.2004
Цели по реформированию и развитию здравоохранения амбициозные 30.06.2004
Мажилис отклонил представление ЦИК в отношении депутата Бориса Сорокина 30.06.2004
МТРК "Мир" выделены частоты для вещания в Астане и Алматы 30.06.2004
Литва захотела немножко России 30.06.2004
Выборы президента Литвы завершились скандалом 30.06.2004
Воскрешение Лазаря 30.06.2004
Президенты Казахстана и Франции обсудили вопросы двустороннего сотрудничества 29.06.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
08.12.19 Воскресенье
84. УРАЗАЛИЕВ Рахим
79. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
78. БАШАРИМОВА Людмила
74. РАИМБАЕВ Сансызбек
68. ИБРАЕВ Болат
64. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
64. САУРАНБАЕВ Болат
64. ШАМУРАТОВ Ермек
62. ЖАЛБИРОВ Иглик
60. НУРГАЗИЕВА Бану
59. ТАТКЕЕВ Малгаждар
58. МУКАЕВ Ербулат
58. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
56. АЙДАРХАНОВ Арман
54. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
...>>>
09.12.19 Понедельник
81. БЕЙСЕБАЕВ Кенес
78. АПСАЛЯМОВ Надирбек
72. КАЗБЕКОВ Жасулан
72. РЕУТОВ Николай
69. КАМЕНОВ Саин
69. САГЫНДЫКОВ Ержан
68. ДАЛМАГАМБЕТОВ Оразбек
65. АХМЕТОВ Батырбек
64. УЗБЕКГАЛИЕВ Раимхан
63. КАЛИЕВ Едил
63. ТАСМАГАМБЕТОВ Имангали
61. АН Евгений
58. МАКЕНОВА Аяш
55. КУЗДЕКОВА Мальвира
54. АРХАРОВА Жанылсын
...>>>
10.12.19 Вторник
75. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
74. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
73. СУПРУН Виктор
69. ЖУНИСБАЕВ Несип
69. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
69. НАСЫРОВ Асуат
64. АМИРКУЛОВ Ардак
64. НУКЕНОВ Мараткали
63. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
60. БАРКИНХОЕВ Магомед
60. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
59. РЫСПАЕВ Асхат
59. ТЕЛЕУОВ Мурат
56. СЕЙТОВ Нурдилла
55. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz