NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 21:32 ast
19:32 msk

"Рейтинг президента сейчас высок как никогда"
Е.Ертысбаев: Я убежден, что первое место займет партия "Отан". Потому что лидером ее является президент и потому что именно эта партия на законодательном и нормативно-правовом уровне обеспечила стабильное развитие страны
22.06.2004 / политика и общество

"Жеты кун", 20 июня

- Ермухамет Кабидинович, на съезде партии "Отан" президент сказал о необходимости проведения политической модернизации и даже обозначил ее контуры. Между тем, до недавнего времени приоритетным направлением реформ власть называла экономику. Политике отводилась второстепенная роль. Заявление о политической модернизации – это корректировка приоритетов или необходимый "атрибут" электорального сезона?

- Я убежден, что экономика останется приоритетной, потому что только экономика повысит уровень и качество жизни казахстанцев. Только дальнейшее развитие экономики – это реальный шаг в сторону создания социального государства, в котором все слои общества смогут воспользоваться всеми благами – материальными, духовными и иными – которые создает рыночная экономика. Что касается политических реформ, то скажу так – если бы с этой программой реформ выступил лидер какой-то политической партии – это одно. Когда с такой программой выступает президент, глава государства, это означает, что программа реально будет претворена в жизнь. Президент четко обозначил не только контуры политических реформ, он обозначил и главные направления и указал конкретные сроки выборов акимов. При этом было оговорено, что акимы Алматы, Астаны и областных центров по-прежнему будут назначаться главой государства и это правильно. Вспомните осень 2001 года, когда ДВК предложил народу свою программу политических реформ. Они предложили в одночасье перейти к парламентской республике и внедрить выборность акимов сверху-донизу уже в первой половине 2002 года. Я думаю, что если бы эта программа тогда была принята, то Казахстан, образно говоря, очень быстро превратился бы в Афганистан. В политическом смысле, конечно. Мне очень понравилось ваше определение – "атрибут электорального сезона". Я думаю, что партия, которая превратит тему политических реформ в "атрибут электорального сезона" неизбежно проиграет на предстоящих выборах. Потому что народ уже не обманешь. Народ очень хорошо помнит, что непродуманные политические реформы Михаила Сергеевича Горбачева в свое время привели тому, что исчезла великая держава и это вызвало спад в экономике до 40 процентов. Даже войны не наносили такого урона. Вот что такое непродуманные политические реформы.

- Первое, на что обратили внимание наблюдатели – это предложение президента об усилении роли парламента. В частности, его участие в формировании правительства. С позиций демократических ценностей, наверное, такой шаг выглядит оправданным, но если говорить о практической стороне вопроса... Не превратится ли в этом случае раздача министерских портфелей в политический торг с депутатскими фракциями в парламенте? И можно ли ожидать слаженных действий от правительственной команды, сформированной политическими оппонентами?

- Слаженных действий от правительственной команды, которая состоит из политических оппонентов ждать не приходиться. Кстати, у нас это уже было в политической истории Казахстана – когда осенью 2001 года часть членов правительства активно занялись политикой, причем политикой оппозиционного характера. Они стали много говорить и выступать, забыв о том, что правительство – это власть исполнительная. Правительство исполняет политику президента и претворяет ее в жизнь. Во всех странах мира в правительстве существует жесткая дисциплина, единоначалие во главе с премьер-министром. А вот говорить, выступать, спорить, дискутировать надо в парламенте. Парламент – от французского слова "parlez" - говорить. Тогдашние члены правительства перепутали законодательную ветвь власти с исполнительной. И премьер-министр Касымжомарт Токаев в то время совершенно справедливо поставил вопрос об отстранении этих членов правительства из состава своей команды. Президент пошел ему навстречу в этом вопросе. Если 11 политических партий преодолеют 7-процентный порог – что кажется просто невероятным – тогда торг за министерские портфели, о котором вы упомянули, действительно будет иметь место. Но в действительности, я полагаю, только 3 или 4 партии смогут попасть в парламент и мы сделаем все возможное, чтобы партия "Отан" и ее союзники упрочили свое большинство в парламенте и чтобы утверждение премьер-министра и министров оставалось за большинством, представленным в парламенте. В дальней перспективе вполне возможно, что министерские портфели социального блока будут отданы оппозиции, как это часто происходит в западных странах. Я имею в виду здравоохранение, образование, культуру, экологию.

Что касается силового блока, то это – исключительно прерогатива президента и не только в нашей стране.

- Как лично Вы относитесь к идее увеличения партийных квот в парламенте (я имею в виду увеличение числа депутатских мандатов по партийным спискам)? И можно ли это сделать уже во время предстоящих осенью выборов?

- Я положительно к этому отношусь. Я всегда бы сторонником мажоритарно-пропорциональной системы выборов, действующей, например, в Германии – когда половина мест избирается по партийным спискам, а половина – по одномандатным округам. Может ли это осуществиться в Казахстане в ближайшее время? Это сложный вопрос. Было бы здорово, на самом деле, утвердить такую систему. Потому что если мы сохраним 67 одномандатных округов – тогда остальные 33 места будут проходить по партийным спискам. Это очень хорошая возможность для партии "Отан", Аграрной и Гражданской партий удвоить через партийные списки свое представительство в парламенте. С другой стороны, это в значительной степени успокоило бы и лидеров оппозиционных партий, у которых появилась бы реальная возможность попасть в парламент через партийные списки. Поэтому я – "за".

Думаю, что в перспективе – с учетом предстоящих президентских выборов – у нас может произойти и укрупнение политических партий. Сторонники президента могут объединиться в единую президентскую партию, ну а те, кто выступает с альтернативной программой – могут объединиться в свою партию. Таким образом, мы могли бы раньше всех на постсоветском пространстве образовать двухпартийную политическую систему. Поэтому я сторонник того, чтобы это было сделано скорее, но это – вопрос двух палат и окончательный вердикт будет выносить президент. Поэтому я бы не хотел прогнозировать на эту тему.

- На съезде партии "Отан" Президент заявил, что Постоянно действующее совещание по демократизации общества (ПДС) будет преобразовано в Национальную комиссию с особыми полномочиями, рекомендации и предложения которой должно учитывать правительство. Как Вам кажется, не будут ли в этом случае дублироваться функции парламента? И нужна ли такая Комиссия вообще, если предполагается усиление роли Парламента?

- Политические реформы, которые предложил президент, так или иначе идут в русле конституционной реформы, потому что в предстоящие пять лет произойдут изменения в Конституции, причем серьезные изменения. А как иначе, если парламентское большинство будет определять, кто возглавит правительство и назначать министров?.. Расширение контрольных функций парламента – также потребует внесения серьезных изменений в Конституцию.

И в этом плане роль Национальной комиссии (а президент придает ей высокий статус), будет весьма существенной. Национальная Комиссия создается на базе ПДС, а опыт ПДС – особенно его сотрудничество с парламентом - был достаточно эффективным. Во всяком случае, именно ПДС повлиял на изменение выборного законодательства.

Понимаете, многие партии не смогут пройти в парламент, а при изменении Конституции очень важно учесть весь спектр политических мнений в Казахстане. Чтобы даже те партии, которые не получат представительства в парламенте, смогли бы через Национальную комиссию выразить мнение своего электората и влиять на изменения в Конституции. Так что здесь никакого дублирования не будет.

- Теперь, если не возражаете, поговорим о предстоящих парламентских выборах. На этой неделе о своем временном союзе на период предвыборной кампании объявили две провластные партии – Гражданская и Аграрная. Хотя, наверное, логичнее было бы ожидать слияния на другом фланге – оппозиционном.

Предполагаете ли Вы, что и другие партии-конкуренты в оставшееся до выборов время попытаются усилить свои позиции за счет объединения или создания временных блоков?

- Вот вы сказали, что логичным было бы объединение оппозиции. На самом деле, во все времена оппозиционерам трудно было объединится, потому что у них всегда идет скрытая или явная борьба за лидерство. У власти такой проблемы нет. У нас есть лидер – это всемирно известный политик, самый успешный реформатор в СНГ – Нурсултан Назарбаев. Его рейтинг сейчас высок как никогда. Еще выше, чем в 1995-96 годах. А вот для оппозиции объединение – это действительно проблема. Вы можете ответить на вопрос – какая из политических партий в Казахстане является ведущей на оппозиционном поле? Коммунисты? ДВК? "Ак Жол"? Поэтому создание единого партийного блока для них большая проблема. Хрестоматийный пример, который вошел в историю – это пример СПС и "Яблока" в России, когда они так и смогли объединиться на выборах в Госдуму. Они очень долго решали, кто же из них лидер – Явлинский или Немцов, Хакамада или Чубайс. И в результате все они оказались за бортом – не попали в парламент. И это в некотором роде – трагедия для политиков. - Партия "Отан" выглядит явным фаворитом предстоящих парламентских выборов. На ее стороне и поддержка президента, и мощные административные ресурсы, и так называемый фактор экономической стабильности (люди всегда голосуют за партию власти, если в стране экономический подъем). Говорят, что прогнозы – вещь неблагодарная, тем не менее, хочу Вас спросить – как, на Ваш взгляд, будет выглядеть тройка лидеров по итогам парламентских выборов?

- Тройка лидеров? Пожалуйста. Компартия, ДВК и "Ак Жол".

- Даже так?

- Шучу, конечно. Я убежден, что первое место займет партия "Отан". Потому что лидером ее является президент и потому что именно эта партия на законодательном и нормативно-правовом уровне обеспечила стабильное развитие страны. Я вам раскрою один секрет. Мы очень активно готовимся к выборам. Ежедневно, ежечасно. Штаб находится фактически в администрации президента. Кандидаты в одномандатных округах очень активно готовятся. Я думаю, что новый индустриально-аграрный союз будет очень активно действовать. Во всяком случае, все эти партии – "Отан", Гражданская и Аграрная - сделают все возможное, чтобы сохранить свое большинство в парламенте, а по возможности – упрочить его. Что касается третьего места, то тут предстоит борьба между партиями "Асар" и "Ак Жол", но "Асар" сейчас выглядит предпочтительнее – все рейтинги и опросы показывают, что "Асар" по многим позициям стал опережать "Ак Жол" – главным образом, благодаря эффективной деятельности лидера партии Дариги Назарбаевой, которая буквально за полгода смогла стать профессиональным политиком.

- В последнее время в некоторых интернет-изданиях стала появляться информация о том, что оппозиционные партии могут отказаться от участия в предстоящих выборах. Особенно активизировались эти разговоры после того, как стали известны результаты формирования избирательных комиссий, где оппозиция не получила ожидаемого представительства. Насколько вероятен, на Ваш взгляд, такой сценарий развития событий. Я имею в виду неучастие этих партий в выборах.

- Я думаю, что бойкот невозможен по следующим причинам. "Ак Жол" слишком много сил и средств вложил в политику, в создание своей партии, чтобы так легко сейчас отказаться от борьбы. Представьте себе профессионального боксера, который два года усиленно готовился к поединку и в последний момент отказывается от поединка на том основании, что ему не нравится рефери этого матча. Все сочтут это за трусость и неуверенность. Что касается ДВК, то они могут бойкотировать выборы, потому что мои наблюдения показывают, что регистрация Минюстом этой партии оказалась очень большим и неприятным сюрпризом, как ни странно, прежде всего, для ДВК. Они очень хотели сохранить перед Западом, перед внутренней оппозицией имидж гонимой партии, имидж этаких мучеников, которые монополизировали все демократические ценности в Казахстане. И вот теперь – когда их легитимизировали и они попали в правовое поле и стали одной из 10 зарегистрированных партий – они как-то немного растерялись. Иначе как можно объяснить, что три недели назад в газете Assandy Times, главном печатном органе этой партии, политический обозреватель написал так: "видимо, эти выборы мы проиграем". Что касается Коммунистической партии, то бойкот исключен, на мой взгляд, по следующим обстоятельствам. Для Серикболсына Абдильдина, лидера Коммунистической партии, это последний шанс остаться политическим тяжеловесом на политической арене Казахстана и принять участие в президентской избирательной кампании. К тому же ему очень важно доказать, что недавний раскол в компартии имел мнимый, искусственный характер. Нет, я глубоко убежден, что все оппозиционные силы примут участие в парламентских выборах.

- Спасибо за то, что Вы нашли время и ответили на наши вопросы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана отмечает важность координации действий с международными организациями 30.06.2004
Нуртай Абыкаев подвел итоги работы Парламента РК 30.06.2004
Римейк "серпа и молота" как хит политсезона 30.06.2004
Цели по реформированию и развитию здравоохранения амбициозные 30.06.2004
Мажилис отклонил представление ЦИК в отношении депутата Бориса Сорокина 30.06.2004
МТРК "Мир" выделены частоты для вещания в Астане и Алматы 30.06.2004
Литва захотела немножко России 30.06.2004
Выборы президента Литвы завершились скандалом 30.06.2004
Воскрешение Лазаря 30.06.2004
Президенты Казахстана и Франции обсудили вопросы двустороннего сотрудничества 29.06.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz