Жанар СЕРДАЛИНА, "Казахстанская правда", 24 июня
Будет ли список предпринимателей, причастных к коррупции, доступен каждому? Это не единственный момент, о котором сегодня спорят члены рабочей группы во главе с заместителем председателя Агентства по государственным закупкам М. Бейсембаевым. Все началось с января, когда по распоряжению Премьер-Министра Даниала Ахметова была образована межведомственная рабочая группа, которой поручалось подготовить варианты создания базы данных о предпринимателях, причастных к коррупции. Свои соображения и предложения группа должна внести в Правительство к 1 июля. О некоторых из них по нашей просьбе рассказал Мухтар БЕЙСЕМБАЕВ.
- Чем вызвана необходимость составления такого списка?
- Практика показывает, что лжепредприятия используются и в сфере госзакупок для создания мнимой конкуренции при проведении конкурсов. Есть факты, когда организаторы конкурсов проводят их с участием аффилиированных между собой предприятий, не допуская под разными предлогами к конкурсу других добросовестных поставщиков. В результате такого сговора необоснованно завышается стоимость закупаемых услуг и товаров, оплачиваемых из государственного бюджета. Поэтому создание списка предпринимателей, в отношении которых будет установлена их причастность к коррупции, считаем, необходимо и оправданно. Такая мера позволит пресечь новые аферы. Но хочу подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя расценивать создание нашей рабочей группы как попытку давления на предпринимателей. Наоборот, мы за то, чтобы предпринимателей относили к числу причастных к коррупции только на законных основаниях.
- Не проще ли сначала создать и обнародовать список коррумпированных чиновников? Ведь не секрет: все проблемы, в том числе и упомянутые вами, создают именно они, вымогая взятки и т. д.
- Такая база данных уже есть в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. Там с 1998 года ведется учет физических и юридических лиц, совершивших коррупционные преступления и правонарушения. Но если в отношении физических лиц такой учет налажен, то по юридическим сведений недостаточно. Юридические лица по действующему закону могут привлекаться только к административной ответственности. Но и в этом случае сегодня учитываются только те предприятия, в отношении которых выносилось постановление суда. Не попадают в перечень, к примеру, предприятия, где к ответственности за коррупционное правонарушение привлекался руководитель или учредитель.
- На каких именно основаниях предпринимателей могут отнести к "субъектам, причастным к коррупции"?
- Основанием для включения в создаваемый список может служить вступивший в силу приговор или постановление суда. В частности, мы предлагаем: за создание лжефирмы, получение кредитов и использование их не по назначению. Но имейте в виду: решение о причастности или непричастности к коррупции вправе выносить только суд.
- Какими последствиями для предпринимателей обернется попадание в списки?
- Этот вопрос также нужно решить в законодательном порядке. Например, наше агентство сегодня не может установить запрет на участие предприятия в тендере по мотивам его причастности к коррупции. Закон "О государственных закупках" такого ограничения не содержит. Статья 8 закона среди иных требований устанавливает, что потенциальный поставщик не должен быть привлечен судом к ответственности за неисполнение им обязательств по заключенным в течение последних двух лет договорам о госзакупках. Но ограничить доступ к бюджетным деньгам иным категориям недобросовестных потенциальных поставщиков закон не позволяет. Даже при наличии достоверных сведений о неоднократном участии предприятия в незаконных финансовых операциях вне сферы госзакупок. Чтобы исправить ситуацию, мы предлагаем внести изменения и дополнения, в частности, в законы "О госзакупках", "О борьбе с коррупцией" и в другие. Еще мы предлагаем предусмотреть обязательное предоставление для участия в конкурсах по госзакупкам справки об отсутствии предприятия в такой базе данных.
Фирмы из списка на тендеры допускаться не будут. Ожидается, что такое ограничение будет для них временным, в течение, например, нескольких лет. После чего они вновь смогут получить возможность полноправного участия в тендерах. Конечно, если за указанный период не совершат иного коррупционного правонарушения.
- Где будут храниться списки?
- В Комитете по правовой статистике Генеральной прокуратуры.
Что касается доступа к этой информации для самих предпринимателей, то вопрос остается пока открытым. С одной стороны, возникает проблема защиты деловой репутации предприятия, попавшего в базу данных, и этичности предоставления сведений об этом третьим лицам. Но с другой - речь идет о причастности предприятия к коррупции, а значит, о совершении им общественно опасного деяния. И есть основания говорить о праве не только государства, но и всех участников рынка и потребителей получить доступ к таким сведениям - для защиты своих законных интересов. Например, сделав запрос в базу данных и получив ответ о том, что ваш потенциальный партнер имеет криминальную "биографию", вы сможете более взвешенно подойти к вопросу о целесообразности заключения с ним крупной сделки. Впрочем, последнее слово при решении вопроса о том, кому будет разрешен доступ к спискам, - за законодателями.
Все предложения рабочей группы будут переданы в Правительство, а затем в виде законопроекта - в Парламент. |