Виктор ПРЯНИКОВ, "Казахстанская правда", 1 июля
Вчера под председательством государственного секретаря РК Оралбая Абдыкаримова состоялось очередное заседание Комиссии при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими, в ходе которого были сделаны достаточно жесткие выводы. Впрочем, обо всем по порядку…
По первому пункту повестки заседания - о работе Министерства юстиции и акимата Карагандинской области по укреплению юридических служб, организации правового всеобуча и антикоррупционных образовательных программ - с докладом выступил министр юстиции Оналсын Жумабеков. Он вынужден был признать, что, несмотря на предпринимаемые меры, имеется немало упущений и недостатков. Во-первых, юридические службы созданы не во всех государственных органах, отсутствует целенаправленная работа по разработке антикоррупционных образовательных программ, на низком уровне государственными органами ведется разъяснительная работа.
Отмечалось, что многие руководители формально подошли к исполнению поручений Главы государства, и реального укрепления юридических служб не произошло. Так, например, в юридических службах центральных ведомств каждая шестая должность остается вакантной. А три четверти местных исполнительных органов и вовсе не имеют в штатных расписаниях таких структурных подразделений. Формальное отношение к работе юридических служб влечет принятие незаконных актов.
В 2003 году органами прокуратуры отменено и изменено 29 816 незаконных актов, в том числе нормативно-правовых - 898. В I квартале нынешнего года уже отменено и изменено 7 798 незаконных актов. Такое положение дел способствует коррупционным правонарушениям.
В этой связи Правительству рекомендовано ужесточить контроль над реализацией постановлений по данному вопросу, а Министерству юстиции - повысить уровень координации деятельности юридических служб в центральных и местных государственных органах.
Кроме того, в ходе заседания было указано на недостатки, существующие в подготовке и издании юридической литературы, в том числе на государственном языке, прозвучали мнения о необходимости поиска новых форм, которые бы способствовали более эффективной организации правового всеобуча, в частности привлечения в эту сферу НПО.
Что касается второго вопроса - о совершенствовании статистической отчетности коррупционных преступлений и правонарушений, специального учета лиц, совершивших коррупционные правонарушения, то на заседании комиссии отмечалось, что по-прежнему Комитет по правовой статистике Генеральной прокуратуры продолжает уделять основное внимание сбору сведений о состоянии преступности в стране в целом и по отдельным ее видам, ведению специальных учетов, составлению отчетов о работе правоохранительной системы. Необходимо переориентировать его деятельность, прежде всего в направлении более широкого анализа и прогнозирования развития криминогенной ситуации. Решено поддержать инициативу Генеральной прокуратуры по созданию научно-аналитического центра мониторинга преступности и рекомендовать Правительству рассмотреть данный вопрос.
При обсуждении третьего вопроса - о работе Агентства по делам государственной службы по осуществлению контроля за соблюдением госслужащими ограничений, установленных законом, - на заседании было отмечено, что работа в данной сфере проводится не всегда целенаправленно и планомерно. В основном, как показывает анализ, выявляются нарушения, связанные с несвоевременной подачей деклараций о доходах и имуществе, передачей имущества в доверительное управление. Вместе с тем редки факты выявления случаев, когда госслужащие занимаются предпринимательской деятельностью, используют в неслужебных целях средства материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.
В этой связи перед государственными органами поставлена задача максимального сужения условий, порождающих эти негативные явления, и придания комплексного характера работе по соблюдению госслужащими установленных законом ограничений, а Агентству по делам государственной службы совместно с акиматами поручено изучить состояние соблюдения установленных норм и принять меры к устранению выявленных нарушений.
Наиболее острым оказался четвертый вопрос повестки - о результатах проверки законности организации и проведения Министерством энергетики и минеральных ресурсов открытого конкурса государственных закупок работ и услуг по ликвидации и консервации самоизливающихся скважин. В соответствии с Законом РК "О государственных закупках" тендер должен был организовывать и проводить организатор конкурса, в качестве которого вправе выступать администратор программы или определенный им государственный орган.
Однако в нарушение этого требования закона министерство не приняло на себя функции организатора конкурса по данной программе, а также не определило конкретно государственный орган. Конкурс состоялся без проведения обязательного предварительного тендера на разработку проектно-сметной документации, при этом не соблюдены требования по работе с государственными секретами, конкурсная документация не прошла государственную экспертизу. Несмотря на неучастие в работе конкурсной комиссии, ее председатель Алексей Мазуров подписал протоколы и решения постфактум.
Практически всеми потенциальными поставщиками документы представлены с нарушениями законодательных норм и должны были быть отклонены, чего конкурсной комиссией не сделано.
Ранее, по обращению ОАО "Атыраумунайгазгеология", Генеральной прокуратурой РК проводилась проверка законности решения конкурсной комиссии, по результатам которой в министерство внесено представление на предмет отмены решения из-за допущенных нарушений законности и привлечения к ответственности виновных лиц.
Приказом по министерству результаты конкурса отменены, но лишь двум членам конкурсной комиссии объявлены замечания, остальные предупреждены. В связи с тем, что не устранены причины и условия нарушений законности, повлекшие отмену решения конкурсной комиссии, принятые меры признаны недостаточными.
В соответствии с нормами положения о комиссии, утвержденного указом Президента РК от 2 апреля 2002 года, комиссией принято решение рекомендовать Правительству привлечь к дисциплинарной ответственности председателя Комитета геологии и охраны недр Булата Ужкенова, а министру энергетики и минеральных ресурсов - решить вопрос о соответствии занимаемым должностям заместителей председателя Комитета геологии и охраны недр Мурата Сайдуакасова и Алексея Мазурова.
Кроме того, поручено устранить выявленные нарушения законности в сфере государственных закупок и их последствия, а также принять меры по искоренению аналогичных нарушений законодательства. |