Александр ОСОБЦОВ, "Российские вести", 14 июля
На прошлой неделе Счетная палата впервые обнародовала свое видение результатов приватизации госсобственности в России. Однако аудиторам так и не удалось прийти к единому мнению относительно выводов по приватизационным делам. Документ будет окончательно доработан к сентябрю, когда его направят в соответствующие контрольные и проверяющие инстанции для начала проверки по выявленным нарушениям.
На коллегии высшего контрольного органа страны вопрос обсуждался не один час. При этом аудиторы Счетной палаты так и не пришли к единому мнению по анализу итогов приватизации госсобственности. Было решено, что практически все ведомство вместо летних отпусков будет до сентября дорабатывать итоговые документы по этому вопросу. А в начале осеннего политсезона отчет об итогах вместе с выявленными нарушениями и предложениями для реагирования со стороны контрольных органов будет внесен на рассмотрение коллегии контрольного органа повторно.
О соломоновом решении сделать "причесанный" документ сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Счетной палаты Александр Семиколенных. По результатам экспертно-аналитического обсуждения, посвященного анализу итогов приватизации госсобственности в России с 1993 по 2003 годы, он заявил, что коллегия Счетной палаты приняла за основу аналитическую записку и отчет аудиторов. При этом окончательный итог руководство палаты не стало подводить, так как пока к однозначному мнению прийти не удалось. Как подчеркнул заместитель председателя Счетной платы: "Мы не хотели, чтобы наш документ стал руководством для очередного передела собственности".
По предварительной оценке Счетной палаты, приведенной Александром Семиколенных, основная цель приватизации так и не была достигнута. По его мнению, не был сформирован широкий слой частных собственников, способствующих социальному развитию страны. При этом вопрос социальной ответственности бизнеса, как крупного, так и малого, был поднят только в 2003 году. По словам зампреда Счетной палаты, за 10 лет социальные условия трудящихся на приватизированных предприятиях не только не улучшились, но и в отдельных случаях ухудшились. Реальные доходы работающих на разгосударствленных предприятиях граждан стали расти только с 2000 года. При этом одна из основополагающих целей приватизации (а именно развитие социальной инфраструктуры страны) также не была достигнута. В то же время Александр Семиколенных отметил, что в некоторых отраслях успешно была выполнена задача по созданию конкурентной среды. Кроме того, свою историческую миссию - переход от командно-административной к рыночной экономике при минимальной опасности социального взрыва - приватизация худо-бедно, но выполнила.
Согласно материалам, обсуждавшимся на коллегии Счетной палаты, анализ итогов приватизации показал, что большая часть ошибок связана с несовершенным законодательством, а также "со взятыми высокими темпами и масштабами приватизации и с тем, что не была учтена большая территория страны". В то же время, оценивая нынешнюю постприватизационную ситуацию в стране и деятельность Правительства в этом направлении, аудиторы отмечали, что нынешний состав Правительства довольно оперативно вносит необходимые изменения в законодательство, а также составляет прогнозный план приватизации на год вперед, что существенно снижает коррупционную составляющую приватизации.
Интересен и тот факт, что Счетная палата в своих рекомендациях Правительству при проведении дальнейшей приватизации отмечает, что впредь не следует сохранять в компаниях государственные пакеты акций, если они не отвечают общегосударственным интересам. Иначе это не только не дает отдачи при формировании доходов бюджета, но и значительно ухудшает инвестиционный климат на предприятиях. Также, по словам Александра Семиколенных, контрольный орган рекомендует сокращать сроки приватизации конкретных предприятий, в том числе при преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
По мнению представителей Счетной палаты, необходимо провести инвентаризацию объектов госсобственности с разделением их по ветвям власти. При этом на государственных предприятиях необходимо создать механизмы защиты прав инвесторов, которые готовы вкладывать в госсобственность с возможной передачей им прав собственности на данные объекты.
Как отметил при обсуждении вопроса об итогах приватизации в России за прошедшие 10 лет аудитор СП РФ Михаил Бесхмельницын, "в настоящее время в стране присутствуют предприятия со всеми формами собственности, и сегодня главная задача не "отнять и разделить", а "прибавить и умножить". Для этого, по мнению аудитора, необходимо создать комфортные условия для работы предприятий всех форм собственности. Михаил Бесхмельницын также отметил, что сегодня "в российской экономике, чтобы быть успешным, нужно быть предприятием, которое работает в топливно-энергетическом комплексе, еще лучше, если ты монополист, значительную часть продукции направлять на экспорт, нанять хороших менеджеров. Не скрою, что необходимо иметь хорошие отношения с властью, а также нельзя выводить деньги из предприятия, тем более создавать дополнительный бизнес".
В любом случае высказанные Счетной палатой замечания к проведенной в России приватизации имеют не только исторический, но и вполне практический смысл. Дело в том, что на основе выявленных нарушений вполне возможно в дальнейшем провести национализацию наиболее привлекательных предприятий и организаций того же нефтегазового комплекса. Причем безо всякой "ходорковщины". Некоторые организации уже озаботились возможностью вновь оказаться под контролем государства. Однако времени для того, чтобы "сбросить" приобретенные некогда за бесценок активы у бизнесменов - хапуг предостаточно, так как реагировать правоохранительные органы на замечания Счетной палаты начнут не раньше осени. |