Вячеслав Щекунских, "НП", 30 июля
Поскольку советник президента РК Ермухамет Ертысбаев работает в президентской администрации, то формально этот человек над схваткой - он не участвует в выборном процессе. Сам он в свое время был успешным участником выборных кампаний, да и сейчас многие партии приглашают его на свои съезды. И наконец, его мнение интересно хотя бы потому, что Ермухамет Кабидинович по профессии историк
- Как, на ваш взгляд, изменились приоритеты партий в агитационной работе за 14 лет?
- Кардинально изменились. Хотя бы потому, что 14 лет назад была всего одна партия - Компартия Казахстана (как составная часть КПСС). А сейчас их 12! Первый партийный опыт на выборах был апробирован в 1994 году, когда избирался первый профессиональный парламент Казахстана. Партия власти (СНЕК) доминировала. Решающим здесь был административный ресурс, конечно. Тем не менее в парламенте были фракции Соцпартии и партии "Народный конгресс Казахстана". Также независимые депутаты создали депутатскую группу "Прогресс". Партийные предпочтения в целом были выражены слабо, я бы сказал, вяло.
На выборах 1999 года пропрезидентские партии ("Отан", Гражданская и Аграрная партии) открыто боролись с оппозиционными - Компартией и "Азаматом". РНПК Кажегельдина, как известно, бойкотировала выборы. Предстоящие выборы еще более поднимут престиж и значимость политических партий в Казахстане. Стало ясно, что единственный способ существования парламента - это наличие в нем депутатских групп, выражающих определенные партийные интересы.
- Как, по-вашему, агитационная работа связана с так называемым административным или властным ресурсом, поскольку даже оппозиционные партии имеют возможности им воспользоваться?
- Обычно оппозиция действие административного ресурса сводит к фальсификации выборов. Это грубое нарушение закона и подпадает под статью УК РК. За это надо наказывать по закону.
Между тем административный ресурс включает широкий набор легальных, полулегальных и иных методов, применяемых на всех стадиях избирательной кампании. "Конек" административного ресурса - это неравные условия у пропрезидентских и оппозиционных кандидатов при организации встреч с избирателями. Это было, есть и будет. Искоренить это невозможно. Всегда для провластных кандидатов доступны любые трудовые коллективы, массовые мероприятия и любые помещения. Оппозиционерам достаются самые неудобные помещения и самое неудобное время.
Есть два направления, которые могут нейтрализовать административный ресурс. Первое - это снятие всяческих финансовых ограничений в избирательной кампании. Ограничения ведут к тому, что для одних кандидатов существуют льготные тарифы (транспорт, связь, помещения, оргтехника и т.п.). Второе - это создание действительно сильных политических партий. Только сильные политические партии могут повернуть электоральное сознание к тому, чтобы оно не поддавалось административному давлению. Значение административного ресурса существенно снизится только тогда, когда в регионах сформируются сильные независимые партийные структуры, способные осуществлять контроль за действиями исполнительной власти на всех уровнях. |