NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 21:57 ast
19:57 msk

Выступление Президента Н.Назарбаева на открытии шестой сессии Парламента РК
"Политическая стабильность, которую мы утверждаем, - это точка равновесия в условиях развития, это стабильность модернизирующегося общества, устойчивость движения по пути прогресса и процветания"
02.09.2004 / политика и общество

Астана. 1 сентября. КАЗИНФОРМ

Как уже сообщалось, 1 сентября в Астане Президент Нурсултан Назарбаев выступил на открытии шестой сессии Парламента РК. Казахское информационное агентство передает полный текст выступления Главы государства.

Уважаемые депутаты!

Мы сегодня открываем шестую сессию Парламента, которая является последней в деятельности депутатов второго созыва. Казалось, только вчера мы поздравляли Вас с избранием в высший законодательный орган власти страны. И теперь пришло время подвести итоги пятилетней деятельности.

Прежде всего, я хочу выразить Вам свою искреннюю благодарность за работу, выполненную Вами за это время. И можно сказать, что главным ее результатом является принятие законов, обеспечивших новые твердые шаги в социально-экономическом и политическом развитии нашей страны, вступившей на путь независимости и прогресса, и в продвижении к стратегическим целям, поставленным перед государством.

Новые законы – интересам развития и процветания

За прошедшие пять лет очень многое изменилось в жизни нашей страны и народа. Казахстан уже совсем не тот, каким был в начале вашей работы. Мы обеспечили окончательный вывод нашей страны из состояния постсоветского кризиса, решительный перелом во всех областях нашей деятельности, выход на траекторию прогресса.

В этом немалая заслуга нашего депутатского корпуса. Законодательная деятельность парламентариев была направлена на создание качественно нового и совершенствование действующего законодательства. За период деятельности Парламента второго созыва было принято 597 законов. Это стало возможным благодаря конструктивной работе депутатов с Правительством, а также благодаря активности самих депутатов.

Созданная законодательная база способствовала дальнейшему поступательному экономическому развитию. По оценкам международных экспертов, Казахстан создал очень динамичную экономику со многими прогрессивными атрибутами. Такая высокая оценка мировым сообществом наших очевидных успехов - это, конечно, не повод для самолюбования и успокоения. Но, кто бы и что ни говорил, это - абсолютно объективный критерий того, что мы с вами неплохо поработали, получив в 1999 году высокий кредит доверия нашего народа. Уверен, мы его с честью оправдываем!

Завершение пятилетнего периода работы депутатов данного созыва дает возможность подвести некоторые итоги работы страны.

В последние пять лет средний рост экономики составил порядка 10%, в текущем году положительная динамика сохраняется. В первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост валового внутреннего продукта составил 9,1%.

Положительными показателями характеризуются объемы внешней торговли и финансовой системы. За полугодие текущего года почти наполовину вырос внешнеторговый оборот по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, составив 14,2 млрд. долл. Инвестиции в основной капитал увеличились за семь месяцев на 12,1% и составили 516,3 млрд. тенге.

Но все эти наши позитивные макроэкономические показатели ничего бы не стоили, если бы мы не направляли созданный потенциал на решительное улучшение благосостояния наших граждан. Возможности, которые дает наш устойчивый экономический рост, мы постепенно материализуем, как и обещали в предшествующие сложные годы, в реальном повышении уровня жизни людей.

В январе-июне 2004 года среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили почти 71 тысячу тенге, что на 20,9% выше, чем в соответствуюшем периоде прошлого года. Реальные денежные доходы за этот же период выросли на 13,4%. Обеспечивается дальнейший рост минимальной и среднемесячной заработной платы. В январе-июне 2004 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 26662 тенге и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 21,2%, что в два раза выше показателя 1999 года. Индекс реальной заработной платы за этот период составил 113,7%.

С 1 января 2004 года минимальный размер заработной платы увеличен на 32% по сравнению с 2003 годом, осуществлено повышение размеров пенсионных выплат на рост индекса потребительских цен. Средний размер пенсионных выплат в первом полугодии т.г. составил 8505 тенге.

Я уже не раз подчеркивал, что государственная поддержка должна быть направлена, в первую очередь, на те категории граждан, которые в силу тех или иных причин сами себя не могут обеспечить. И это направление работы мы продолжаем усиливать. Так, за январь-июнь 2004 года адресная социальная помощь назначена 550,7 тысячам малообеспеченных граждан, имеющим доход ниже черты бедности.

C 1 января 2005 года государственные социальные пособия инвалидам первой группы будут повышены на 3 месячных расчетных показателя, инвалидам второй группы - на 2,5 МРП, инвалидам третьей группы - на 2 МРП, инвалидам в возрасте до 16 лет - на 3 МРП.

В 2005 году предполагается увеличение размеров специальных государственных пособий инвалидам и участникам войны до 14475 тенге, оказание им единовременной материальной помощи к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в размере 30 тыс. тенге. Данный законопроект внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

В целях социальной защиты матери и ребенка за счет средств республиканского бюджета, независимо от дохода семьи, осуществляются выплаты пособий на рождение ребенка в размере 15-кратного месячного расчетного показателя.

Возобновлены выплаты единовременных компенсаций лицам, пострадавшим от массовых политических репрессий, ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне.

В стране создаются новые рабочие места. За последние четыре с половиной года в нашей стране количество безработных сократилось на 310 тысяч человек.

Рост доходов государственного бюджета позволил приступить к реализации крупных социальных программ, в том числе нацеленных на развитие села, борьбу с бедностью, развитие жилищного строительства и т.п. В последние годы относительной стабилизацией характеризуется демографическая ситуация в республике. Повышается уровень рождаемости, снижается смертность.

Благоприятный социально-экономический и правовой климат позитивно влияет на социальные настроения казахстанцев. По результатам масштабных социологических исследований большинство граждан высказывается положительно о проводимом социально-политическом курсе. При этом подавляющее большинство опрошенных, а это порядка 80%, отмечают существенное повышение жизненного уровня граждан.

Более чем двенадцатилетний опыт жизнедеятельности казахстанцев в новых социально-политических реалиях позволяет гражданам объективно оценить ход развития нашей страны. Население уже не по сообщениям в СМИ, а по собственному опыту констатирует и оценивает наличие явных преимуществ у нашей страны в сравнении со странами, которые одновременно с нами начинали реформы. Граждане отмечают, что жизнь в Казахстане лучше, чем в большинстве других стран СНГ и Центральной Евразии.

На этом фоне все меньше становится людей, подверженных иждивенческим настроениям, негативистским оценкам. У миллионов казахстанцев меняются модели поведения. Они не просто выжидают положительных изменений, но и стремятся осваиваться в жизни, закрепляться и самоутверждаться в новой социальной среде, самостоятельно улучшать свое благосостояние.

Итоги деятельности Парламента свидетельствуют об успешном и профессиональном выполнении поставленных перед ним задач, достижении стабильности и поступательности законотворческого процесса.

Как вы знаете, в Послании народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" были обозначены социально-экономические задачи и приоритетные государственные интересы, все необходимые для их реализации социальные расходы. Поэтому прошу вас, уважаемые депутаты, учесть их при рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2005 год.

В рамках реализации индустриальной стратегии предстоит работа над проектом Закона "О техническом регулировании". Правительству и Парламенту необходимо сконцентрировать усилия на принятии законов "Об инвестициях", "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс", "Об обязательном страховании ответственности", "О внесении изменений и дополнений в закон "О государственных закупках" и ряде других важных законодательных актов.

Также прошу депутатов внимательно подойти к решению задач по социальному блоку. Это, прежде всего, вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, образования и здравоохранения.

В рамках концепции дальнейшего реформирования социальной сферы особо стоит вопрос о принятии Трудового кодекса. На снижение "теневого" оборота имущества направлен проект Закона "Об амнистии в связи с легализацией имущества".

Правовой механизм формирования перечня террористических, религиозно-экстремистских организаций и нетрадиционных сект радикальной направленности, деятельность которых представляет угрозу национальной безопасности страны, содержат проекты законов "О противодействии экстремистской деятельности" и о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по этому вопросу.

Я уверен, что в оставшееся время Парламент не менее эффективно продолжит работу, направленную на повышение экономического благосостояния и социального самочувствия людей.

Политическая модернизация

Мы никогда не забывали о том, что экономические реформы и политическая демократизация - это процессы взаимозависимые и взаимообусловленные. Продвигаясь по пути рыночных реформ в экономике, мы шаг за шагом двигались и по пути политической либерализации:

- мы обеспечили в Казахстане реальный политический плюрализм, многопартийность

- действуют обладающие реальной социальной базой дееспособные политические партии, повышается их роль и влияние в избирательном процессе. Зарегистрирован ряд новых партий самой разной идейно-политической направленности

- принятые либеральные изменения в выборное законодательство позволяют нам обеспечить прозрачность и транспарентность избирательных процессов

- государственные институты работают на основе принципа разделения властей. Эффективно действует двухпалатный Парламент, в котором представлены самые различные политические партии, в том числе и оппозиционные

- уже ведется активная и целенаправленная работа по реформе межбюджетных отношений, по децентрализации системы государственного управления

- заложены прочные правовые и организационные основы создания независимой судебной системы, гуманизации уголовного наказания. Мы присоединились к международным конвенциям по правам человека

- реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения

- все более активное развитие получают институты гражданского общества (действует более 4,5 тысяч неправительственных организаций). Совершенствуется правовая база деятельности НПО

- обеспечена реальная свобода слова, отсутствует цензура, устойчивыми темпами развивается сфера средств массовой информации.

Совершенно закономерно, что именно на сегодняшнем этапе развития реформ, когда позитивные экономические преобразования стали необратимыми, мы выдвинули новую программу политической модернизации. Она была изложена в моем выступлении на съезде партии "Отан" и получила поддержку большинства политических сил общества.

Отнюдь не по каким-то коньюнктурно-политическим соображениям, как бы кому-то это ни хотелось представить, а для реализации положений Стратегии развития до 2030 года и в силу назревшей объективной необходимости сделать следующие шаги в русле стратегии последовательной и поэтапной демократизации, мы выдвинули целый ряд новых инициатив, нацеленных на дальнейший прогресс общества.

Осуществляя политические преобразования, мы не должны забывать, что все эти шаги должны быть четко выверены и последовательны. Они должны совпадать с нашими стратегическими интересами построения демократии при поддержании внутриполитической стабильности и консолидации общества.

Будет подписан Указ, которым на базе существовавшего до этого периода ПДС при Главе государства создана представительная Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества.

Поэтапное, стратегически выверенное решение этих и других задач по политической модернизации нашего общества выведет Казахстан на новые рубежи социально-экономического и политического развития.

Выборы – экзамен на политическую зрелость

Открытие нынешней сессии Парламента происходит накануне важного политического события - выборов в Мажилис Парламента, которые состоятся уже буквально через две недели. Всем нам, всему государству и нашему народу предстоит этот очень ответственный экзамен на политическую зрелость. От того, как проведем эти выборы, кого народ изберет в новый состав Мажилиса, решающим образом зависят перспективы нашего дальнейшего развития.

К нынешним выборам законодательная база электоральных процессов качественно обновлена. Уверен, это создает все необходимые предпосылки для того, чтобы выборы прошли совершенно демократично, честно и прозрачно. У нас есть для этого все возможности и предпосылки, и мы этого должны добиться.

Правительству и Парламенту при внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" удалось избежать крайностей, которые могли внести ненужную напряженность в выборный процесс. Действующее законодательство, если строго придерживаться его предписаний, уже сегодня позволяет провести любые выборы в республике в соответствии с международными избирательными стандартами.

Полноправными субъектами выборных процессов становятся политические партии Казахстана. Давайте вспомним: на прошлых выборах в Парламент по тем же одномандатным избирательным округам было выдвинуто от политических партий всего 117 кандидатов. Сегодня участвующими в выборах 12 партиями выдвинуто и зарегистрировано Центризбиркомом 249 кандидата в депутаты Мажилиса Парламента по одномандатным округам, и еще 106 - по партийным спискам. Еще 358 кандидатов - это самовыдвиженцы. Всего к участию в выборах допущено 713 кандидатов по всем спискам.

Нынешние парламентские выборы будут принципиально отличаться от всех предыдущих и в техническом отношении. Впервые в стране будет использована электронная система голосования.

Учитывая новизну этого шага в наших условиях, выборы с использованием электронной системы можно было бы провести в наиболее подготовленных в техническом отношении регионах с охватом не более 10 процентов от общего количества административно-территориальных единиц республиканского, областного и районного значения. Провести там, где коммуникации проведены и приняты Казахтелекомом. ЦИК должен обеспечить реализацию прав всех граждан избирать и быть избранными.

Ключевое значение для успешного проведения выборов имеет эффективная работа средств массовой информации.

Особо хочу подчеркнуть, что использование так называемого "черного пиара", грязной информационной войны, клеветы на соперников не допустимо. Все такие факты фиксируются и будут рассматриваться согласно требованиям закона. В этой связи, я обращаюсь с этой высокой трибуны ко всем СМИ с призывом проявить высокую ответственность и гражданскую позицию в электоральный период.

В целом предвыборная ситуация в стране стабильная. Созданы все необходимые организационные условия для успешного проведения выборов.

Большинство населения, как показывают исследования, поддерживает проведенные в обществе реформы, адаптировано к рыночным условиям, заинтересовано в стабильности и предсказуемости политики, проводимой в стране. Народ особо ценит согласие, которое царит в нашем многонациональном государстве и поддерживает позицию руководства страны.

У нас есть полная уверенность в том, что выборы пройдут успешно, в честной конкурентной борьбе, а наши граждане примут в них активное участие, вновь проголосуют за стабильность и процветание!

Стабильность и безопасность - веление времени

Оценки авторитетных международных экспертов и институтов подтверждают: Казахстану удалось за годы независимости обеспечить стабильность в обществе, без которой невозможно было бы говорить о каких-либо планах и перспективах дальнейшего прогрессивного развития.

Политическая стабильность в нашем понимании и в нашей практике не имеет ничего общего с понятием застоя. Стабильность для нас – это не консервация, и не сохранение статус-кво. Такую стабильность мы решительно отвергаем. Политическая стабильность, которую мы утверждаем, - это точка равновесия в условиях развития, это стабильность модернизирующегося общества, устойчивость движения по пути прогресса и процветания.

Начало нового века ознаменовалось резким возрастанием террористической активности в мире, вызванной все более возрастающим дисбалансом в уровне развития регионов. Мир захлестнули новые волны террористических актов. На земле уже практически нет места, где бы не знали о чудовищной силе терроризма.

Потрясшая весь мир американская трагедия 11 сентября 2001 г. по сути дела положила начало новой эры, в которой терроризм превратился в самое опасное оружие против всего человечества, стал новой формой глобального противостояния. После этого в мире произошло немало крупных террористических актов. Почти ежедневно от рук террористов погибают люди в Ираке, Афганистане, Израиле, Палестине. Террористы меняют тактику своих действий. Они не только совершают "слепые" террористически выходы, но и стремятся оказывать воздействие на страны, участвующие в антитеррористической коалиции.

Угроза терроризма нарастает и в нашем регионе. В этом году впервые после 1999 г. активизировались террористические группировки в соседнем Узбекистане, совершившие целую серию террористических актов в Бухаре и Ташкенте весной и летом этого года.

Объектом террористических атак становится Москва. Взрывы многоэтажных жилых домов, захват заложников в театральном центре на Дубровке во время представления "Норд-Ост"… Список этих трагических дат может быть продолжен.

Мы не перестаем заявлять, что источники большинства современных международных конфликтов лежат в социальной и экономической плоскостях. Сохраняющийся и, главное, увеличивающийся разрыв в уровне доходов, доступности социальных услуг, распространении знаний и технологий в мире являются залогом неизбежного роста международной конфликтности.

А события последних лет показали, что никто в современном мире не застрахован от угрозы экспорта экстремизма и насилия.

Глобализация как бы подталкивает все геополитические силы к расширению ареала геополитического противостояния. Религиозный экстремизм пробует свои силы и у нас. Незаконная деятельность религиозной политической партии Хизб-ут-Тахрир переходит в открытые формы. Международные экстремистские силы не отступают от замысла по изменению конституционного строя и создания в Центральной Азии исламского Халифата. Если в 2003 году было изъято около тысячи листовок этой организации, то в текущем году уже 11 тысяч листовок. А мы никак не примем закон против экстремизма.

Поскольку открытость Казахстана привлекает всех активных игроков международной политики, у нас вполне реально может расти влияние и экстремистских организаций. Тем более, что теракты уже не первый год вспыхивают в нескольких десятках километров от границ с Казахстаном.

Терроризм способен находить себе питательную почву там, где нет стабильности, там, где есть межконфессиональная и межнациональная нетерпимость, противоречия и конфликты на этой почве. И, несмотря на то, что в Казахстане царит мир и спокойствие, нам ни в коей мере нельзя расслабляться. Всегда нужно помнить, что стабильность и согласие не достигаются сами по себе.

Это плод совместных усилий всех представителей казахстанского общества, как государственных, так и негосударственных. И такая практика требует постоянного внимания, четкой законодательной поддержки.

Здесь огромную роль играет Ассамблея народов Казахстана как механизм цивилизованного, взаимоприемлемого и демократического решения любых межэтнических и межконфессиональных проблем. Обязан еще раз предупредить всех, что никакие политические пристрастия, даже во время выборов, не должны наносить ущерб согласию и стабильности в стране. Конституция и законы страны четко определяют меры защиты против тех, кто пытается сеять раздор в нашем обществе. Наш народ четко понимает, что без стабильности нет благополучия всех. В этом мудрость нашего народа.

В нашем понимании казахстанская нация – это свободная ассоциация проживающих в стране этносов, их культурно-политическое и социально-экономическое единство при сохранении этнического многообразия.

Межэтническое и межконфессиональное согласие должно быть неотъемлемым качеством общеказахстанской культуры. В этом должен быть свой казахстанский дух. Мы должны считать его нашей национальной чертой характера.

Сейчас, когда выборная кампания уже в самом разгаре, отрадно, что кандидаты практически не используют радикальной и экстремистской риторики. Это свидетельствует о том, что мы сумели выработать иммунитет к большинству "политических болезней".

Следует помнить, что выборы – это один из важнейших механизмов укрепления политической системы. И с этой точки зрения, выборы – это фактор политической безопасности.

Пользуясь поводом, я хотел бы еще раз поблагодарить депутатов за проделанную работу в деле укрепления стабильности Казахстана. В том, чего мы добились на этом пути, есть и ваша немалая заслуга.

Я знаю, что многие депутаты нынешнего состава Парламента будут вновь баллотироваться кандидатами в депутаты Мажилиса Парламента нового созыва. Хочу пожелать Вам успешной кампании и победы на выборах. Надеюсь, мы вновь увидим вас в этом зале, скорее, в новом административном центре столицы.

Уважаемые народные избранники!

Как Вы сами видите, в различных областях жизни нашего общества и государства достигнуты немалые успехи. Но мировая цивилизация на пути своего развития не стоит на месте. И чтобы не лишиться того, что мы имеем, и приумножить успехи, нужно работать с еще большим, чем прежде, старанием и ответственностью.

Очевидно, что Парламенту на этом пути принадлежит важнейшая роль. Могу сказать, что высший законодательный орган страны всегда поддерживал мои предложения и проводимую мною политику.

Реформы не осуществляются в один день. Время и час каждого дела приходит соответственно с политической и социальной ситуацией.

После того, как нашли положительное решение экономические вопросы, являющиеся основой всех реформ, наступил период, благоприятный для проведения политической модернизации.

Самой главное - примерно через две недели народ будет голосовать за новый состав Мажилиса. В канун выборов идут горячие споры и дебаты.

Верю, что в нынешних условиях политической конкуренции депутаты, проявляя спокойствие и терпение, а также другие качества, отвечающие интересам страны и народа, обеспечат своевременное и качественное принятие законов, включенных в повестку дня.

Объявляю очередную, шестую сессию Парламента Республики Казахстан открытой.

-----

Электронное голосование надо провести в наиболее подготовленных в техническом отношении регионах - Н. Назарбаев

Kazakhstan today, 1 сентября

Президент РК Нурсултан Назарбаев считает, что выборы с использованием электронной системы необходимо провести только в наиболее подготовленных в техническом отношении регионах с охватом не более 10 процентов от общего количества административных территориальных единиц республиканского, областного и районного значения. Об этом глава государства заявил, выступая на совместном заседании палат парламента сегодня, 1 сентября, передает корреспондент KZ-today.

"Я думаю, что надо учитывать разговоры в обществе на этот счет", - сказал глава РК. Президент считает, что выборы с использованием электронной системы должны пройти в тех регионах, "где коммуникации проведены и приняты "Казтелекомом". "При этом ЦИК должен обеспечить реализацию прав всех граждан избирать и быть избранными", - подчеркнул он.

Вместе с тем Н. Назарбаев убежден, что "внедрение нового метода станет одним из самых эффективных способов предотвращения различных нарушений в ходе выборов". "Единственное неудобство его заключается в том, что наиболее эмоциональные избиратели, как это было раньше, не смогут выражать свои чувства на бумажном бюллетене в виде различных записей, не предусмотренных правилами голосования", - заметил глава государства. "Думаю, это не самая страшная потеря для казахстанцев и нашей демократии", - отметил президент. "Специалисты считают, что расшифровка электронных программ, которые предполагается использовать на предстоящих выборах, исключена, информация в день выборов будет надежно защищена и не доступна для какого-либо вмешательства", - заверил президент.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz