Дина МУРЗАГАЛИЕВА, "Казахстанская правда", 7 сентября
Выгодным отличием предвыборной платформы избирательного блока Аграрно-индустриального союза трудящихся от множества других стала ее четкая социальная ориентированность. В практической плоскости АИСТ это связывает с внедрением новых идей, предусматривающих в первую очередь гармонизацию экономических преобразований и этических представлений о справедливости. Но как к этому прийти? АИСТ считает, что первым шагом на этом пути и должно стать социальное партнерство.
Конечно, идея социального партнерства не нова, но до сих пор она в основном ограничивалась рамками взаимоотношений работника и работодателя. Хотя для регулирования трудовых отношений в новых рыночных условиях в 1992 году принят Закон "О коллективных договорах". Он вкупе с законами "О социальном партнерстве", "О труде в Республике Казахстан" создал нормативную базу для социального партнерства. Впервые в этих нормах вводятся такие понятия, как "работник", "работодатель", "представители работников".
Казалось бы, основа есть, действуйте. Но в ежедневной практике социальное партнерство проявляет себе довольно вяло. И это понятно, ведь на фоне полного демонтажа привычного правового режима предпринимается попытка изменить саму психологию граждан, тяготеющих к разного рода скидкам и льготам. Происходит ревизия всей системы социальных услуг, коренным образом меняются представления о том, в чем в этой жизни можно полагаться на государство, а в чем – нет. Правда, переоценка социальных обязательств пока мало кого избавила от уникальной культуры социального иждивенства. Вот, например, согласно докладу "Человеческие последствия Чернобыльской ядерной аварии", опубликованному программой развития ООН и ЮНИСЕФ, медицинские последствия Чернобыльской аварии значительно меньше, чем считалось до сих пор. Ключевой вывод, который сделали эксперты ООН, – наибольший вред здоровью людей нанесли переживания и ипохондрия, а также неудачные попытки им помочь. "Щедрые льготы, медицинская и продовольственная помощь всем, кто признан жертвами Чернобыля, породили у миллионов людей чувство обреченности и комплекс зависимости", – отмечается в докладе ООН.
Именно в такую "воронку" социальных ожиданий угодили после развала Союза и казахстанцы. Каждый, кто претендовал на сохранение льгот в полном и натуральном объеме, пережил свою маленькую личную социальную катастрофу. Причем каждый живет под личным грузом обреченности и комплекса зависимости. И в этой ситуации АИСТ видит роль государства в экономических и социальных процессах как этического регулятора экономики. И у него есть высшая цель – обеспечение счастья народа и его благосостояния. Причем партнерские качества государства базируются прежде всего на равенстве сторон, добровольности и взаимной выгоде.
Одним из примеров партнерства государства и бизнеса могла бы послужить организация вокруг крупных городов продовольственных зон. Их целью является обеспечение дешевым продовольствием горожан круглый год. Для этого городская администрация заключает договоры с агрообъединениями и крестьянскими хозяйствами на поставку сельхозпродукции. В малых городах и сельских населенных пунктах организовывается сеть предприятий по переработке, хранению и сбыту продукции с привлечением малого и среднего бизнеса на основе спецкредитов. Крупные хранилища и перерабатывающие предприятия могут создаваться на лизинговой основе.
Все это приведет к исключению посредников и снижению цен на продовольствие. Крестьяне получат возможность сдавать свою продукцию в переработку либо на хранение по оптимальным ценам, обеспечивающим для них возможность ведения рентабельного хозяйства. Городская торговая сеть, рынки получат товар из первых рук по заказам, что усилит гарантии сельхозпроизводителей и повысит занятость на селе. Учитывая тип сложившихся экономических отношений, город может предоставлять своим партнерам средства на ГСМ, проведение капитального или текущего ремонта сельхозтехники в счет будущих поставок продовольствия. То же самое могут делать крупные градообразующие предприятия.
Не менее важным является в условиях востребованности новых взаимоотношений между участниками экономических и социальных программ социальное партнерство. Способ упорядочения отношений между работодателем и работникам пока лишь ограничивается пунктами индивидуального трудового контракта. А между тем действующие законы дают возможность для нормального функционирования системы трудовых отношений. Есть, кроме правовых норм, специальные организации – суды, прокуратуры, инспекции, комиссии, которые призваны следить за выполнением этих норм. Однако в большинстве случаев рядовые работники не могут воспользоваться всем этим арсеналом. И в первую очередь из-за незнания законов, ведущих к той же обреченности и комплексу зависимости. Мол, у сильного всегда бессильный виноват. Это, так сказать, одна сторона дела.
Другая напрямую связана с деятельностью традиционного защитника интересов трудящихся перед работодателем и государством – профсоюзами. Отраслевыми, межрегиональными, территориальными. И такими центрами инициатив, как республиканская Федерация независимых профсоюзов и Конфедерация труда. Но эти силы пока не оказывают должного воздействия на развитие и утверждение современных норм социального партнерства. Не исключено, что происходит это из-за того, что профсоюзы в совершенно других условиях пытаются исполнять свои функции "посредника" по-старому. Хотя им удалось добиться признания Трехсторонней комиссии самой удачной пока сферой их деятельности.
Но все же их правозащитные усилия существуют, как утверждают эксперты, в условиях депривации. Этим иностранным словом, которое переводится как "отчуждение, лишение", и характеризуется ситуация, когда прокуратура игнорирует нарушение законов, суды принимают неправосудные решения, а когда принимаются правильные, они не исполняются. А ведь именно на этой почве возникают такие дикие формы протеста, как голодовки.
Хотя решение вопросов обеспечения безопасности и охраны труда изложено в одноименной программе на 2005-2007 годы. Никто, кроме того, не отменял и статью 24 Конституции РК, устанавливающую права каждого гражданина на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены человека.
Анализ состояния безопасности и охраны труда в республике свидетельствует об их значительном ухудшении, росте производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Так, по данным республиканской статслужбы, в минувшем году на предприятиях и в учреждениях промышленности, строительства, транспорта и связи, здравоохранения и науки во вредных и опасных условиях труда работали 1 миллион 286 тысяч человек. Из них четвертая часть выполняла тяжелую физическую работу, приведшую к серьезным патологическим изменениям. Причем 7,9 процента среди них – женщины.
Подхватывая востребованную инициативу идеи социального партнерства, АИСТ намерен перенести центр тяжести в сферу взаимодействия партий и политических движений, общественных и неправительственных организаций, наций и народностей, различных социальных классов. И это особенно важно теперь, когда нужда в современном социальном диалоге ложится в плоскость международных норм. Ведь соблюдение трудовых стандартов строго отслеживается в ВТО, куда нам предстоит вступать в скором будущем. АИСТ уверен, что это очень важное звено в рыночных преобразованиях страны. А вы как думаете? |