Игорь Хен, Диалог.Кз, 13 сентября
Если друг оказался вдруг… подругой (По мотивам народных сказок)
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Решили они однажды сходить в лес по дрова. И пошли. Пришлось им переходить ручей.
- Знаете, - говорит Пузырь, - а давайте-ка мы на Лапте переплывем.
На что хитроумный Лапоть отвечает:
- Не, так не пойдет. Давайте сделаем так: Соломинка перекинется с берега на берег, а мы по ней и перейдем.
Покорная Соломинка перекинулась с берега на берег, и Лапоть по ней пошел, как по мосту. А она возьми, да и сломайся. Лапоть при этом утонул, а Пузырь так хохотал, что лопнул. В общем, как сказал один известный киногерой, все умерли.
Это русская народная сказка, так сказать, в оригинале. За точный текст отвечать не можем, но смысл остался: собрались три персонажа с неподъемными амбициями, двое из которых эгоисты по натуре, и завалили все дело, даже не подойдя к нему вплотную. В настоящее время в политической жизни Казахстана можно невооруженным взглядом распознать аналогичный случай. Ну, вот к примеру, выдвижение Ораза Джандосова и Жаннат Ертлесовой в кандидаты Мажилиса парламента и отстранение от выборов Булата Абилова. Аналогий с поучительной сказкой искать не нужно – они на поверхности. Амбиции неподъемные? Кажется. Собралась молодежь, в каком-то смысле даже "золотая" и создала, так называемое, движение Младотюрков – те еще реформаторы, можно сказать, революционеры. Пообещали всем и каждому гражданину Казахстана нефтедолларов мошну – собрались значит, дрова рубить и ругать власть. Хотя можно говорить, что рубить "капусту" научить всех хотят. Ну, это еще полбеды.
Самое главное, подобно смешным героям русской народной сказки, наши, если можно так выразиться, оппозиционеры, абсолютно никакие – перебраться через ручей не в состоянии. Это и странная покорность, безынициативность и в итоге несостоятельность Соломинки, и хитро-подлое сидение в засаде Пузыря, который еще и в конце издевается над погибшими героями и безнадежность Лаптя, который не сможет выплыть даже хватаясь за соломинку. Причем ясно, что вся компания заведомо обречена на жестокую трагедию (политическую, проецируя на нашу действительность). Ведь предложение Пузыря сделать ставку на Лаптя изначально провально – в итоге, "заломав" при свидетелях Соломинку, Лапоть оказывается никудышным пловцом – он тонет. Итоговая несостоятельность Лаптя в роли парома еще более усугубляет обреченность компании (именно компании, которая вовсе не хочет работать одной командой, думая лишь о своей выгоде. Исключение составляет Соломинка – этот "синий чулок", который также оказывается непригодным ни к чему, кроме, возможно, складывания в него финансовых средств, в простонародье именуемых деньгами).
С другой стороны – Пузырь оказывается всего лишь обычным дутышем, пустышкой, который при желании вполне мог сгодиться своим, так называемым, друзьям. Который действует наверняка – пускает вперед дуэт из Лаптя и Соломинки, а сам остается по каким-то причинам в стороне, не ввязываясь в общую свалку: тут видна его политическая дальновидность – ссылаясь на какие-то факты, он не идет первым, он выжидает чего-то, ибо понимает безнадежность затеи. Будучи уверенным, что Соломинка выдержит его собственный вес, он не хочет оставаться на том берегу один, так как знает и то, что, скорее всего, Лапоть и Соломинка обречены, работая в паре. Его прогнозы, о которых он молчит, оказываются верными – его товарищи по оружию падают в бурлящий поток, а он, хоть и остается один, лопается от саркастического смеха. Судьба играет злую шутку – Пузырь слишком надут, чтобы смеяться без неприятных для него последствий; неосознанно он просто не оставляет себе пути к отступлению. Он вляпался еще дома, когда все вместе герои еще принимали решения о рубке дров…
Бесспорно, в сложившейся ситуации, наиболее невыгодно положение Соломинки – она, как и двое других, понимает, что дрова необходимы, иначе неминуема смерть (политическая) и они все никому не нужны – возможно, у нее был шанс сделать что-либо полезное в своем стогу, в обществе таких же Соломинок, но она выбирает, как ей кажется, более интересную жизнь в обществе мужчин. По ходу сказки становится понятно, что Соломинка явно не в своей тарелке – непонятно по каким причинам, то ли в условиях незрелой демократии, то ли в несостоявшемся пока обществе, где женщин все еще не хотят воспринимать всерьез, Соломинкой практически крутит более искушенный Пузырь и мрачный Лапоть, который еще помнит как хозяин заботливо сушил его над печкой и ремонтировал даже тогда, когда он был уже фактически не годен. Соломинка становится покорной – для политика и человека признак опять же пресловутой несостоятельности. Она обречена стать мостом для своих дружков, и так же обречена сорваться в ручей с одним из них или с обоими…
Другое, что удивляет в итоговом неутешительном финале сказки – это личная трагедия Лаптя, который, будучи сплетенным из плавучей бересты, все же идет ко дну. Ясно, что в начале своей жизни (политической, настоящей – как хотите) он явно задумывался как объект, полезный человеку, но в итоге тонет далеко от своих убеждений и дома. Не менее ясно и то, что Лапоть оказался совершенно непригодным, и хоть за ним ухаживали, он все-таки умудрился оказаться ненужным человечеству и человеку. И это его, безусловно, бесит. Теперь он уже не верит никому, понимает свою профнепригодность и поэтому поспешно отказывается везти друзей через реку. Несмотря на это он еще готов рискнуть, но не понимает, что слишком тяжел не только для Соломинки, но и для собственного плавания. Неясно лишь одно: что же все-таки потянуло Лаптя на дно – то ли груз амбиций, то ли камень за пазухой, то ли какой-то иной металл, то ли все вместе. Грустно, но с самого начала путешествия Лапоть был, что называется "никакой", слишком тяжеловесен и именно это, в итоге, его погубило.
Наша блистательная компания оппозиционеров уже вышла рубить дрова. Но скорее всего, она даже не сможет как следует этих дров наломать. Слишком плохо они подготовились к переправе через возможный ручей. То, что предлагают они – заведомо обречено на провал. Они все прошли через власть и оказались ненужным балластом. Но странное дело – балластом, который не в состоянии плавать сам по себе… С другой стороны, вышепроанализированную сказку никоим образом нельзя назвать несчастливой. Она скорее поучительна. Герои стали жертвами собственных необоснованных амбиций, эгоизма и ненасытности - ведь всем понятно, что дрова им нужны были для того, чтобы сварить себе кашу и вдоволь "нарубаться", а заодно и погреть руки. Повторят ли оппозиционеры судьбу этой странной компании дровосеков или нет – покажет время. Ждать осталось совсем немного… |