NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:19 ast
13:19 msk

Казахстан и терроризм
Марат Тажин: Я думаю, что в Казахстане, наверное, в своем развитии допускал определенные ошибки, но, что касается сферы национальных отношений, религиозных отношений – те полтора десятилетия, которые существует наша государственность, Казахстан вел практически безошибочную политику
14.09.2004 / политика и общество

"Жеты кун"// "Хабар", 12 сентября

Атака террористов на североосетинский город Беслан заставила власти России и всех соседних государств принимать дополнительные меры для укрепления системы безопасности. В понедельник в Астане президент Назарбаев провел экстренное заседание Совбеза с участием силовых министров и руководителей спецслужб. Ключевые вопросы – укрепление границ, увеличение бюджетных расходов на оборону и безопасность, усиление паспортно-визового режима, ужесточение контроля за миграционными потоками. А этой же неделе премьер-министр Даниал Ахметов отдал распоряжение об улучшении финансирования казахстанских спецподразделений "Арыстан" и "Сункар". После атаки террористов в Беслане один из главных вопросов, которым задаются и специалисты, и обычные люди – можно ли создать эффективную систему предотвращения подобных преступлений? Западный опыт в области предупреждения терактов подразумевает, прежде всего, усиление охраны объектов массового скопления людей и создание комплексной системы видеослежения. Однако все вышеперечисленные меры больше относятся к методам силового реагирования. Между тем, многие эксперты убеждены, что без политической составляющей технические и силовые приемы вряд ли будут достаточно эффективны. Первый (и самый главный) уровень в системе безопасности – это выверенная внутренняя политика, отвечающая интересам всех этнических и религиозных групп, проживающих в государстве. Так считает первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Марат Тажин. Сегодня он – гость программы "Жети кун". О проблемах безопасности и способах противодействия терроризму с ним беседует Рауан Кенжехан-улы.

- Марат Мухамбетказиевич, буквально накануне чудовищного теракта в Северной Осетии Совет Безопасности Казахстана обсуждал проблемы противодействия терроризму и экстремизму. Сразу же после событий в Беслане состоялось экстренное заседание Совбеза. Скажите то, что произошло на северном Кавказе, как-то повлияло на казахстанское видение проблем безопасности?

- Я бы хотел уйти немножко глубже в историю. В 99 году, еще пять лет назад была принята стратегия национальной безопасности. После этого закон о терроризме, специальная программа по антитеррору, и на мой взгляд, в отношении вопросов борьбы с терроризмом – ситуация в Казахстане находится на постоянном контроле.

Что касается Совета Безопасности и реагирования на те события, которые произошли в России, то Совбез действует в общем фарватере, в том русле политики, которое выработано уже несколько лет назад и я полагаю, что все необходимые меры для укрепления нашей безопасности будут осуществлены.

Я думаю, что в Казахстане, наверное, в своем развитии допускал определенные ошибки, но, что касается сферы национальных отношений, религиозных отношений – те полтора десятилетия, которые существует наша государственность, Казахстан вел практически безошибочную политику. Во многом, благодаря этому, мы избавлены от внутренних источников серьезного терроризма.

- Выступая на открытии парламентской сессии, глава государства особо акцентировал внимание на противодействие терроризму и экстремизму. Было сказано о необходимости принятия закона против экстремизма. Как вы думаете, что должно быть отражено в таком законе?

- Я полагаю, что такой закон нужен. Дело в том, что ситуация очень быстро меняется. Возникает целый ряд новых явлений и процессов, за которым не всегда успевает законодательная база. Тем более, что все-таки терроризм стал из такой теоретической академической вещи – пугающей реальностью. Поэтому, безусловно, ужесточение контроля по пресечению всякого рода, как идеологических, так и силовых диверсий против государства абсолютно необходимо.

Я бы хотел в этом контексте подчеркнуть, что в Казахстане внутренней почвы для развития терроризма как определенного политического течения, неверное, нет. Мы сталкиваемся с проблемами внешнего характера и проблемами, связанными с совершенно нереальными идеями создания государства Халифат на территории Центральной Азии. И с проблемами попыток террористов, в будущем, потенциально использовать может быть и территорию Казахстана, в качестве объекта продолжения своих атак. Поэтому закон о политическом экстремизме, наверное, будет касаться внешнего спектра проблемы и исключения возможности на дестабилизацию ситуации в стране.

- Вслед за событиями в Беслане, появилась информация о том, что в соседней Киргизии были обнаружены большие тайники с оружием, взрывчаткой и боеприпасами. Киргизские пограничники снова заговорили о возможном прорыве боевиков. Между тем известно, что горная граница с Киргизией является наиболее уязвимой. Будут ли приняты дополнительные меры по укреплению границ республики.

- Вопрос укрепления границ касается не только кыргызской границы, узбекской или таджикской, и северной, и восточной, и нашей морской границы по Каспию, потому, что за последние годы выделены очень серьезные средства на развитие пограничных служб. Созданы несколько новых пограничных отрядов. Значительно укреплена материальная инфраструктура. Сегодня, я думаю, задача стоит не сколько в укреплении пограничного контроля, сколько в вопросах миграционного контроля. Особенно, в отношении сезонной рабочей силы, которая пребывает с Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана на территорию Казахстана и здесь, конечно, очень много работы связанной с активностью всех наших миграционных служб и в этом плане, и законодательно и практически, в ближайшее время будут приняты меры

- Все последние мероприятия по ужесточению мер безопасности – это уже пост-событийная реакция. И так происходит почти во всех странах. Следует атака террористов, ужесточение режима всевозможных проверок, затем опять все возвращается в прежнее состояние. Возможно ли на Ваш взгляд, создать эффективную систему предупреждения подобных преступлений, систему, которая бы работала постоянно, ежедневно?

- Сегодняшние террористы очень хорошо подготовлены технологически, во-вторых, они пользуются самыми новыми средствами коммуникаций: террористы в интернете чувствуют себя, как рыба в воде. И многие боевые приказы выдавались через Интернет. Террористы прекрасно знают особенности финансовой системы, и очень четко и ясно используют механизмы финансовой системы. На самом деле существует огромная армия терроризма. Помимо тех боевиков, которые принимают участие в реальных силовых акциях, существует огромная инфраструктура международного терроризма. Она носит действительно глобальный характер. Если посмотреть, вот вы говорите: "можно ли раз и навсегда установить так, чтобы не реагировать пост фактум?" Я думаю, что нельзя. В силу вот этих причин: глобального терроризма, его технологичной изощренности, и, безусловно, масштабности современного терроризма.

Для того, чтобы взорвать, навести 2 Боинга на торговый центр в Нью Йорке, наверное, это не могли сделать какие-то неграмотные, необразованные люди. Это высший уровень координации, который был продемонстрирован международным терроризмом. После этого – жуткая ситуация в Москве, после этого взрывы в Мадриде, страшные взрывы на Бали. Поэтому обольщаться тем, что раз и навсегда создать систему, которая исключит террористические проявления – нельзя. Такова природа современного терроризма. И мы потихоньку, незримо, втянулись в 4 мировую войну. Если 3 мировая война была – холодная война, то сегодня мы втянулись в 4 мировую войну, не заметив того, что мир очень сильно и радикально изменился.

Нам удалось создать определенную трехуровневую систему противодействия терроризму. Прежде чем хвататься за пушки и пистолеты, надо выставить первый элемент этой системы. Грамотную национальную, грамотную религиозную политику страны. Если в стране не выстроена грамотная национальная, религиозная политика, всегда будут оставаться очаги, источники, питательная среда для разного рода насильственных проявлений.

Второй момент задачи – это профилактическая работа. Спец. Служб. Это создание серьезных агентурных сетей, информационных возможностей. Четкое опережение процессов, пресечение профилактическим способом, разным методом ростков этого терроризма. Иногда говорят: "В чем проблема? В Казахстане нет определенных проявлений" Как же нет? Вы забыли о перестрелке, которая была 4 года назад, недалеко от вашего здания, буквально в двух кварталах? Мы забыли о том, что на юге Казахстана, в нескольких километров от границы шли реальные бои. Поэтому, без профилактической работы не реально рассчитывать на успех.

Третий элемент. Почему Казахстан и внешнеполитические ведомства, и руководство страны призывают к интеграционизму? Наверное, журналисты, иногда с иронией воспринимают огромное количество организаций: ОДКБ, ШОС, СВМДА. Но на самом деле, этому террористическому интернационалу надо противопоставлять и такого рода международные институты и организации, которые могли бы серьезно противостоять терроризму. Мы думаем, что роль ОДКБ и ШОСа должна быть очень серьезно переосмыслена в плане противодействия терроризму. А когда дело доходит уже до человеческих жертв, до стрельбы – это уже четвертый компонент, это силовое подавление терроризма. Если я правильно понял Ваш вопрос, то для того, чтобы исключить проявление терроризма в стране, или хотя бы минимизировать их необходимо предварительное решение этих трех задач, без которых четвертая силовая компонента обессмысливается.

Мы сегодня все проявляем солидарность с народом России, которая находится в такой непростой ситуации. Это не простая ситуация, которая, как некоторые горячие головы пытаются обвинить руководство правоохранительных органов России. Нет, история этого вопроса имеет длительную историю, и корни этого конфликта были заложены ни сейчас, ни сегодня. Не в последние годы. Корни этого конфликта простираются в то благодатное советское время, которое мы иногда говорим временем дружбы народов. Это было временем колоссального накапливания количества проблем. И в 90 годы эти проблемы приняли открытую форму, и не всегда получали корректное решение. Поэтому то, с чем сегодня столкнулась Россия, и ее руководство в первое десятилетие нового столетия, это проблемы, которые, к сожалению, имеют свою прошлую историю. А если говорить о Центральной Азии о глобальной ситуации, то проблемы терроризма международного это во многом тоже исторические проблемы. Потому что полигоном, питательной средой, если можно так выразится, культурой или цивилизацией терроризма стала война в Афганистане. И последующие события в Афганистане и 20 лет гражданской войны в Афганистане привели к тому, что 10-ки тысяч хорошо подготовленных воинов должны были найти себе сферу приложения. Потому что кроме как воевать они ничего не видели и ничего не знают. И вот эта культура война, которая была воспитана на территории Афганистана на протяжении двух десятилетий прошлого века. Она обрастала потом многим и кольцами, и стала тем бульоном, из которого вырос во многом современный терроризм, если исключить второй его источник ближневосточный терроризм.

- Вы сказали, что современный терроризм – это армия, которая негласно объявила миру четвертую мировую войну. Как Вы думаете, есть ли у этой армии единый центр управления, или это спрут, конечности которого действуют абсолютно автономно.

- Я думаю, вторая формулировка Ваша абсолютна корректна, потому что в отличии от того терроризма, который был в 19 веке в России, когда убивали царских чиновников, а в начале века убили премьера Столыпина, да в те времена 20, 30, 100 лет назад терроризм управлялся из одного источника, из одной как бы точки. Сегодня терроризм управляется из множества центров. И особенность современного терроризма то, что нет единого оперативного центра управления всем этим. Это огромная диверсифицированная сеть. Современный терроризм не зря сравнивают с Интернетом. Но реальный режим управления всеми этими процессами нельзя представлять как некую головку, некого монстра, который сидит и нажимает на кнопки. Вот в этом его опасность. Потому что было бы легко уничтожить центр принятия решений современного терроризма и на этом все закончить. Современные терроризм носит сетевой характер, и борьба с терроризмом займет и не один, и не два года. Когда в 2002 году наш президент опубликовал работу "Критическое десятилетие", многие поняли, что это десятилетие с 1991 по 2001 год. А речь шла о десятилетии с 2002 по 2012 годы. И, наверное, более сложной и актуальной проблемы, чем проблема международного терроризма вот в этом текущем десятилетий не будет. Мне не хотелось бы заканчивать нашу беседу на таких пессимистических нотах и интонациях, каждый период истории, каждое поколение сталкивается со своими вызовами, так получилось, что наше сегодняшнее поколение и в глобальном и в региональном масштабе сталкивается с проблемой терроризма и его последствиями. Но я еще раз говорю, что благодаря такой разно уровневой, грамотной политике по вопросам профилактики и противодействия, грамотной национальной политики, нам удается избегать таких наиболее острых форм проявления.

- Спасибо Вам за интересную беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz