"Жеты кун"// "Хабар", 12 сентября
Атака террористов на североосетинский город Беслан заставила власти России и всех соседних государств принимать дополнительные меры для укрепления системы безопасности. В понедельник в Астане президент Назарбаев провел экстренное заседание Совбеза с участием силовых министров и руководителей спецслужб. Ключевые вопросы – укрепление границ, увеличение бюджетных расходов на оборону и безопасность, усиление паспортно-визового режима, ужесточение контроля за миграционными потоками. А этой же неделе премьер-министр Даниал Ахметов отдал распоряжение об улучшении финансирования казахстанских спецподразделений "Арыстан" и "Сункар". После атаки террористов в Беслане один из главных вопросов, которым задаются и специалисты, и обычные люди – можно ли создать эффективную систему предотвращения подобных преступлений? Западный опыт в области предупреждения терактов подразумевает, прежде всего, усиление охраны объектов массового скопления людей и создание комплексной системы видеослежения. Однако все вышеперечисленные меры больше относятся к методам силового реагирования. Между тем, многие эксперты убеждены, что без политической составляющей технические и силовые приемы вряд ли будут достаточно эффективны. Первый (и самый главный) уровень в системе безопасности – это выверенная внутренняя политика, отвечающая интересам всех этнических и религиозных групп, проживающих в государстве. Так считает первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Марат Тажин. Сегодня он – гость программы "Жети кун". О проблемах безопасности и способах противодействия терроризму с ним беседует Рауан Кенжехан-улы.
- Марат Мухамбетказиевич, буквально накануне чудовищного теракта в Северной Осетии Совет Безопасности Казахстана обсуждал проблемы противодействия терроризму и экстремизму. Сразу же после событий в Беслане состоялось экстренное заседание Совбеза. Скажите то, что произошло на северном Кавказе, как-то повлияло на казахстанское видение проблем безопасности?
- Я бы хотел уйти немножко глубже в историю. В 99 году, еще пять лет назад была принята стратегия национальной безопасности. После этого закон о терроризме, специальная программа по антитеррору, и на мой взгляд, в отношении вопросов борьбы с терроризмом – ситуация в Казахстане находится на постоянном контроле.
Что касается Совета Безопасности и реагирования на те события, которые произошли в России, то Совбез действует в общем фарватере, в том русле политики, которое выработано уже несколько лет назад и я полагаю, что все необходимые меры для укрепления нашей безопасности будут осуществлены.
Я думаю, что в Казахстане, наверное, в своем развитии допускал определенные ошибки, но, что касается сферы национальных отношений, религиозных отношений – те полтора десятилетия, которые существует наша государственность, Казахстан вел практически безошибочную политику. Во многом, благодаря этому, мы избавлены от внутренних источников серьезного терроризма.
- Выступая на открытии парламентской сессии, глава государства особо акцентировал внимание на противодействие терроризму и экстремизму. Было сказано о необходимости принятия закона против экстремизма. Как вы думаете, что должно быть отражено в таком законе?
- Я полагаю, что такой закон нужен. Дело в том, что ситуация очень быстро меняется. Возникает целый ряд новых явлений и процессов, за которым не всегда успевает законодательная база. Тем более, что все-таки терроризм стал из такой теоретической академической вещи – пугающей реальностью. Поэтому, безусловно, ужесточение контроля по пресечению всякого рода, как идеологических, так и силовых диверсий против государства абсолютно необходимо.
Я бы хотел в этом контексте подчеркнуть, что в Казахстане внутренней почвы для развития терроризма как определенного политического течения, неверное, нет. Мы сталкиваемся с проблемами внешнего характера и проблемами, связанными с совершенно нереальными идеями создания государства Халифат на территории Центральной Азии. И с проблемами попыток террористов, в будущем, потенциально использовать может быть и территорию Казахстана, в качестве объекта продолжения своих атак. Поэтому закон о политическом экстремизме, наверное, будет касаться внешнего спектра проблемы и исключения возможности на дестабилизацию ситуации в стране.
- Вслед за событиями в Беслане, появилась информация о том, что в соседней Киргизии были обнаружены большие тайники с оружием, взрывчаткой и боеприпасами. Киргизские пограничники снова заговорили о возможном прорыве боевиков. Между тем известно, что горная граница с Киргизией является наиболее уязвимой. Будут ли приняты дополнительные меры по укреплению границ республики.
- Вопрос укрепления границ касается не только кыргызской границы, узбекской или таджикской, и северной, и восточной, и нашей морской границы по Каспию, потому, что за последние годы выделены очень серьезные средства на развитие пограничных служб. Созданы несколько новых пограничных отрядов. Значительно укреплена материальная инфраструктура. Сегодня, я думаю, задача стоит не сколько в укреплении пограничного контроля, сколько в вопросах миграционного контроля. Особенно, в отношении сезонной рабочей силы, которая пребывает с Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана на территорию Казахстана и здесь, конечно, очень много работы связанной с активностью всех наших миграционных служб и в этом плане, и законодательно и практически, в ближайшее время будут приняты меры
- Все последние мероприятия по ужесточению мер безопасности – это уже пост-событийная реакция. И так происходит почти во всех странах. Следует атака террористов, ужесточение режима всевозможных проверок, затем опять все возвращается в прежнее состояние. Возможно ли на Ваш взгляд, создать эффективную систему предупреждения подобных преступлений, систему, которая бы работала постоянно, ежедневно?
- Сегодняшние террористы очень хорошо подготовлены технологически, во-вторых, они пользуются самыми новыми средствами коммуникаций: террористы в интернете чувствуют себя, как рыба в воде. И многие боевые приказы выдавались через Интернет. Террористы прекрасно знают особенности финансовой системы, и очень четко и ясно используют механизмы финансовой системы. На самом деле существует огромная армия терроризма. Помимо тех боевиков, которые принимают участие в реальных силовых акциях, существует огромная инфраструктура международного терроризма. Она носит действительно глобальный характер. Если посмотреть, вот вы говорите: "можно ли раз и навсегда установить так, чтобы не реагировать пост фактум?" Я думаю, что нельзя. В силу вот этих причин: глобального терроризма, его технологичной изощренности, и, безусловно, масштабности современного терроризма.
Для того, чтобы взорвать, навести 2 Боинга на торговый центр в Нью Йорке, наверное, это не могли сделать какие-то неграмотные, необразованные люди. Это высший уровень координации, который был продемонстрирован международным терроризмом. После этого – жуткая ситуация в Москве, после этого взрывы в Мадриде, страшные взрывы на Бали. Поэтому обольщаться тем, что раз и навсегда создать систему, которая исключит террористические проявления – нельзя. Такова природа современного терроризма. И мы потихоньку, незримо, втянулись в 4 мировую войну. Если 3 мировая война была – холодная война, то сегодня мы втянулись в 4 мировую войну, не заметив того, что мир очень сильно и радикально изменился.
Нам удалось создать определенную трехуровневую систему противодействия терроризму. Прежде чем хвататься за пушки и пистолеты, надо выставить первый элемент этой системы. Грамотную национальную, грамотную религиозную политику страны. Если в стране не выстроена грамотная национальная, религиозная политика, всегда будут оставаться очаги, источники, питательная среда для разного рода насильственных проявлений.
Второй момент задачи – это профилактическая работа. Спец. Служб. Это создание серьезных агентурных сетей, информационных возможностей. Четкое опережение процессов, пресечение профилактическим способом, разным методом ростков этого терроризма. Иногда говорят: "В чем проблема? В Казахстане нет определенных проявлений" Как же нет? Вы забыли о перестрелке, которая была 4 года назад, недалеко от вашего здания, буквально в двух кварталах? Мы забыли о том, что на юге Казахстана, в нескольких километров от границы шли реальные бои. Поэтому, без профилактической работы не реально рассчитывать на успех.
Третий элемент. Почему Казахстан и внешнеполитические ведомства, и руководство страны призывают к интеграционизму? Наверное, журналисты, иногда с иронией воспринимают огромное количество организаций: ОДКБ, ШОС, СВМДА. Но на самом деле, этому террористическому интернационалу надо противопоставлять и такого рода международные институты и организации, которые могли бы серьезно противостоять терроризму. Мы думаем, что роль ОДКБ и ШОСа должна быть очень серьезно переосмыслена в плане противодействия терроризму. А когда дело доходит уже до человеческих жертв, до стрельбы – это уже четвертый компонент, это силовое подавление терроризма. Если я правильно понял Ваш вопрос, то для того, чтобы исключить проявление терроризма в стране, или хотя бы минимизировать их необходимо предварительное решение этих трех задач, без которых четвертая силовая компонента обессмысливается.
Мы сегодня все проявляем солидарность с народом России, которая находится в такой непростой ситуации. Это не простая ситуация, которая, как некоторые горячие головы пытаются обвинить руководство правоохранительных органов России. Нет, история этого вопроса имеет длительную историю, и корни этого конфликта были заложены ни сейчас, ни сегодня. Не в последние годы. Корни этого конфликта простираются в то благодатное советское время, которое мы иногда говорим временем дружбы народов. Это было временем колоссального накапливания количества проблем. И в 90 годы эти проблемы приняли открытую форму, и не всегда получали корректное решение. Поэтому то, с чем сегодня столкнулась Россия, и ее руководство в первое десятилетие нового столетия, это проблемы, которые, к сожалению, имеют свою прошлую историю. А если говорить о Центральной Азии о глобальной ситуации, то проблемы терроризма международного это во многом тоже исторические проблемы. Потому что полигоном, питательной средой, если можно так выразится, культурой или цивилизацией терроризма стала война в Афганистане. И последующие события в Афганистане и 20 лет гражданской войны в Афганистане привели к тому, что 10-ки тысяч хорошо подготовленных воинов должны были найти себе сферу приложения. Потому что кроме как воевать они ничего не видели и ничего не знают. И вот эта культура война, которая была воспитана на территории Афганистана на протяжении двух десятилетий прошлого века. Она обрастала потом многим и кольцами, и стала тем бульоном, из которого вырос во многом современный терроризм, если исключить второй его источник ближневосточный терроризм.
- Вы сказали, что современный терроризм – это армия, которая негласно объявила миру четвертую мировую войну. Как Вы думаете, есть ли у этой армии единый центр управления, или это спрут, конечности которого действуют абсолютно автономно.
- Я думаю, вторая формулировка Ваша абсолютна корректна, потому что в отличии от того терроризма, который был в 19 веке в России, когда убивали царских чиновников, а в начале века убили премьера Столыпина, да в те времена 20, 30, 100 лет назад терроризм управлялся из одного источника, из одной как бы точки. Сегодня терроризм управляется из множества центров. И особенность современного терроризма то, что нет единого оперативного центра управления всем этим. Это огромная диверсифицированная сеть. Современный терроризм не зря сравнивают с Интернетом. Но реальный режим управления всеми этими процессами нельзя представлять как некую головку, некого монстра, который сидит и нажимает на кнопки. Вот в этом его опасность. Потому что было бы легко уничтожить центр принятия решений современного терроризма и на этом все закончить. Современные терроризм носит сетевой характер, и борьба с терроризмом займет и не один, и не два года. Когда в 2002 году наш президент опубликовал работу "Критическое десятилетие", многие поняли, что это десятилетие с 1991 по 2001 год. А речь шла о десятилетии с 2002 по 2012 годы. И, наверное, более сложной и актуальной проблемы, чем проблема международного терроризма вот в этом текущем десятилетий не будет. Мне не хотелось бы заканчивать нашу беседу на таких пессимистических нотах и интонациях, каждый период истории, каждое поколение сталкивается со своими вызовами, так получилось, что наше сегодняшнее поколение и в глобальном и в региональном масштабе сталкивается с проблемой терроризма и его последствиями. Но я еще раз говорю, что благодаря такой разно уровневой, грамотной политике по вопросам профилактики и противодействия, грамотной национальной политики, нам удается избегать таких наиболее острых форм проявления.
- Спасибо Вам за интересную беседу. |