Астана. 14 сентября. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Вопросы обеспечения безопасности на всей территории Содружества будут приоритетными на саммите глав государств СНГ, который состоится 16 сентября в Астане, сообщил во вторник агентству "Интерфакс-Казахстан" руководитель администрации президента Казахстана Имангали Тасмагамбетов.
"В повестке дня саммита глав государств СНГ два основных вопроса. Первый из них касается дальнейшего развития сотрудничества государств-участников Содружеств в противодействии угрозам безопасности и стабильности на современном этапе в свете принятых документов в рамках СНГ, ОБСЕ и ООН", - сказал И.Тасмагамбетов.
"Второй принципиальный вопрос", отметил он, касается обсуждения факторов, негативно влияющих на многостороннее торгово-экономическое сотрудничество в рамках СНГ.
Кроме того, добавил И.Тасмагамбетов, главы государств обсудят ряд других важных вопросов деятельности Содружества.
Комментируя в целом повестку дня саммита лидеров государств СНГ, И.Тасмагамбетов отметил: "Вопросы торгово-экономического сотрудничества, безусловно, принципиальны, но никакого экономического роста, углубления экономического сотрудничества не может быть, если в одной из стран СНГ происходят крупномасштабные террористические акты".
По его мнению, "после трагических событий в Беслане, серии терактов в России было бы правильным принять решение о переносе части вопросов для обсуждения на следующих заседаниях, а в Астане как первоочередные рассмотреть именно вопросы безопасности".
Говоря об актуальности обсуждения вопросов безопасности именно в формате глав государств СНГ, И.Тасмагамбетов подчеркнул, что "трагедия одной страны, если речь идет о соседях, не может быть проблемой только одного государства - ее нужно воспринимать как событие, которое возможно и на территории любого другого, в том числе и нашего государства".
И.Тасмагамбетов выразил мнение, что на предстоящем саммите глав государств СНГ не будут приниматься решения по ужесточению правил и порядка прохождения граждан и товаров, в частности, на казахстанско-российской границе.
"Однако выработать систему профилактических мер, которые будут работать на предотвращение террористических актов или проникновения каких-либо бандитских групп и группировок, для нас всех, безусловно, важно", - подчеркнул он.
-----
Сегодня есть реальные предпосылки для более активного продвижения экономического сотрудничества в рамках СНГ Астана. 14 сентября. КАЗИНФОРМ
Как уже сообщалось, в Астане 16 сентября состоится саммит глав стран-участниц Содружества Независимых Государства. Накануне этого события вице-министр иностранных дел Казахстана - председатель Комитета по делам СНГ Нурлан Онжанов дал эксклюзивное интервью корреспонденту Казинформа.
- Основной темой на саммите глав государств СНГ будут вопросы борьбы с современными вызовами и угрозами. Нурлан Баймолданович, какие, на Ваш взгляд, меры необходимо предпринять для предотвращения терроризма и экстремизма?
- Международный терроризм, приобретший глобальные масштабы, бросил вызов безопасности многих государств. Усугубились пороки цивилизации, став причиной большинства кризисных явлений - бедности и нищеты, экологических катастроф, усиления позиций транснациональной организованной преступности. Таким образом, вызовы современному человечеству носят тотальный характер, и противостоять им международное сообщество может только на основе коллективных действий.
Резкий всплеск террористических актов в России, Узбекистане и других регионах мира и отсутствие действенной системы борьбы с этим злом предопределяет тематику предстоящего саммита. Сегодня, как никогда, необходима консолидация усилий государств Содружества в решительной и бескомпромиссной борьбе с современными угрозами с использованием всех возможных мер и инструментов. Хотел отметить, что в этом направлении странами СНГ немало делается - сформирована солидная правовая база, с 2001 года функционирует Антитеррористический центр СНГ, соответствующая работа ведется в рамках ОДКБ, ЦАС, ШОС. Вместе с тем, ясно, что практическая отдача от этих мер должна быть значительна выше.
Говоря о мерах, считаю, что, прежде всего, необходимо в полной мере задействовать достигнутые договоренности, использовать и активизировать реальные механизмы обеспечения безопасности в регионе. Механизмов и инструментов достаточно, просто их надо неукоснительно реализовывать. Важным вопросом в этом плане является принятие согласованного Перечня террористических, религиозно-экстремистских организаций, деятельность которых представляет угрозу безопасности наших стран, и его последующее принятие в законодательном порядке.
Надо признать, что терроризм хорошо организован, финансово самодостаточен. В этой связи очень важно предпринять адекватные законодательные меры по выявлению источников финансирования терроризма, экстремизма и наркобизнеса с использованием структур государственных финансовых систем.
Сегодня возрастает актуальность разработки эффективных мер по обеспечению безопасности стратегических объектов и предприятий повышенной опасности, дислоцирующихся на территориях стран СНГ и планов по локализации возможных последствий. В целом, надо вести дело к формированию целостной, комплексной системы противодействия новым угрозам на пространстве СНГ.
Говоря о Казахстане, хотел бы подчеркнуть решимость нашего государства активно бороться с терроризмом и всемерной поддержке мер международного сообщества всеми имеющимися силами и средствами. Хотел бы информировать, что к настоящему времени в нашем государстве разработана национальная стратегия по недопущению проникновения на территорию государства лиц и организаций, причастных к терроризму, а также выявлению и замораживанию финансовых средств, принадлежащих им. В настоящее время наше государство ратифицировало 11 из 12 существующих международных инструментов по борьбе с терроризмом.
Казахстан постоянно оказывает помощь государствам-партнерам по антитеррористической коалиции, ведется обмен информацией и опытом с компетентными органами зарубежных стран.
- Не считаете ли Вы, что процессы по снятию барьеров во взаимной торговле в рамках формирования зоны свободной торговли в СНГ проходят несколько вяло? В чем причина этого?
- Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик и много другого движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.
Кроме того, формирование режима свободной торговли в Содружестве реализуется в условиях, когда ряд государств (Кыргызстан, Грузия, Молдова и Армения), уже являются членами Всемирной торговой организации. Большая группа государств, в том числе Казахстан и Россия, на подходе к вступлению. Ясно, что в этих условиях весьма затруднительна унификация юридической базы, включающая в себя вопросы тарифного и нетарифного регулирования, торгового режима с третьими странами, транспортные тарифы и многие другие вопросы.
Тем не менее, эти вопросы надо решать, и они постепенно решаются, главным образом, в рамках более усеченных образований - таких, как ЕврАзЭС и ЕЭП. Важно отметить, что сегодня есть реальные предпосылки для более активного продвижения экономического сотрудничества в рамках "большого" СНГ.
- Будут ли рассматриваться на саммите вопросы трудовых мигрантов? Какая ситуация складывается сегодня в Казахстане с нелегальными мигрантами?
- На утверждение глав государств СНГ вносится Концепция сотрудничества стран-участниц Содружества в противодействии незаконной миграции. Указанный документ представляет собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции во всех сферах жизнедеятельности (политической, социальной, экономической и демографической).
Что касается второго вопроса, то в настоящее время серьезную угрозу общественной и экономической стабильности Казахстана представляет нелегальная миграция, которая становится фактором, напрямую затрагивающим интересы национальной безопасности, и способствует осложнению криминогенной ситуации. Хотел бы отметить, что такая ситуация характерна для всех без исключения стран нашего Содружества.
Основной миграционный поток из Казахстана направлен в страны СНГ (71-75 процентов), из них в Российскую Федерацию (90-92 процента), из стран дальнего зарубежья 96-98 процентов эмигрантов направляются в Германию, есть лица, выехавшие в Израиль, США, Канаду и другие страны.
По оценкам Пограничной службы КНБ РК, в 2003 году в нашу республику прибыли 7,5 млн. человек, из них 3,7 млн. человек нарушили установленные правила въезда, выезда и пребывания. За шесть месяцев текущего года эти цифры составили соответственно 8,7 и 2,8 млн. человек. Как видите, проблема есть, и она серьезная.
С целью повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией принято постановление Правительства нашей республики "О некоторых мерах по усилению миграционного контроля". Им установлены сроки пребывания в Казахстане граждан стран, с которыми имеются соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания, предусматривается введение миграционных карточек.
Для достижения ощутимых результатов проведена оптимизация системы миграционной полиции органов внутренних дел. В структуре областных подразделений миграционной полиции созданы отделы по борьбе с незаконной миграцией, мобильные группы по контролю за железнодорожными и автомобильными магистралями, проводятся рейдовые мероприятия в местах возможного нахождения незаконных мигрантов и многое другое.
Для активизации работы по предупреждению и пресечению незаконной миграции в наиболее сложных регионах действует Штаб по борьбе с незаконной миграцией. Уверен, что эти комплексные меры станут надежным заслоном незаконной миграции.
- Каковы перспективные направления сотрудничества Казахстана со странами СНГ?
- Утверждая международный статус страны, Казахстан во внешней политике придерживается принципа многовекторности, которая направлена на развитие равноправных и диверсифицированных отношений с внешним миром и служит достижению национальных интересов страны в условиях глобализации современного мирового сообщества.
Сегодня Казахстан имеет стабильные, предсказуемые отношения со всеми государствами СНГ. Создана прочная система эффективного сотрудничества как на двусторонней, так и многосторонней основе. В своем Послании народу Казахстана Глава нашего государства Н.А.Назарбаев отметил, что одна из первоочередных задач республики заключается в необходимости расширения и углубления регионального сотрудничества в рамках Единого экономического пространства, ЕврАзЭС, ЦАС и СНГ.
В этой связи приоритетными задачами являются расширение торгово-экономических связей, проведение совместных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки и технологии, развитие гуманитарного сотрудничества, гармонизация национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов. |