NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 07:51 ast
05:51 msk

Золотые дни
Серьезное вроде бы дело – выборы в мажилис парламента. Но из-за элементов шоу, присутствующих в предвыборных кампаниях кандидатов, так и хочется сравнить их с "фабрикой грез" Голливудом. Так по накалу страстей предстоящие выборы все больше напоминают мелодраму, по содержанию многих предвыборных лозунгов – комедию, а по затратности – крутой блокбастер
18.09.2004 / политика и общество

Юля Семыкина, "Континент", 13 сентября

Что ни говори, а борьба за депутатский мандат – удовольствие не из дешевых. Но если для кандидатов в депутаты это мероприятие весьма затратное, то для множества рыночных структур, различных специалистов и даже для простых пенсионеров, готовых подработать на ниве агитации, выборы являются возможностью улучшить свое финансовое положение. Сколько же стоит организация избирательной кампании? Кому удается заработать в процессе предвыборной борьбы? Какие специалисты наиболее востребованы в предшествующий выборам период? В общем, о том, что представляют собой выборы не с политической, а с рыночной и финансовой точек зрения, и пойдет речь.

Столичный бюджет

У политтехнологов нашего северного соседа, которые по части предвыборной борьбы поднаторели гораздо раньше казахстанских специалистов, существует такой термин как "столичный бюджет". По упрощенной технологии он подсчитывается из расчета доллар на избирателя. В регионах сумма, отдаваемая за голос избирателя, в среднем меньше, но многое зависит и от типа выборов. Скажем, выборы в Госдуму имеют один прейскурант, на главу администрации – другой, в горсовет – третий.

По поводу бюджета, который необходимо затратить на избирательную кампанию кандидатам, баллотирующимся по округам Астаны и Алматы в мажилис парламента Казахстана, мнения экспертов расходятся. Но даже по самым скромным оценкам, требуется потратить не меньше, чем по 30 центов за голос избирателя, если, конечно, кандидат всерьез борется за победу, а не идет, как говорят новоявленные казахстанские специалисты по предвыборным кампаниям, "на слив". Хотя и предвыборная агитация кандидатов, которые "сливаются", требует затрат, ведь не могут же они совсем бездействовать и не "пиарить" себя, если этого требуют правила игры.

Получается, что если в Алматы около 730 тысяч избирателей (по данным Центризбиркома на июнь) и 74 кандидата в депутаты, то, потратив за голос избирателя 30 центов, все они вместе взятые израсходуют порядка 16 миллионов 206 тысяч долларов. Но говорить о том, что это и есть приблизительный объем, так сказать, алматинского избирательного рынка, неправильно. Во-первых, речь идет лишь о самых скромных подсчетах. Во-вторых, мы учитывали только кандидатов, баллотирующихся по одномандатным округам, а сколько денег затрачивают на свою предвыборную агитацию партии, эксперты озвучивать даже не берутся.

Согласно другой оценке, которую дал один из казахстанских специалистов по предвыборным кампаниям, пожелавший сохранить инкогнито, в Алматы кандидат от партии по одномандатному округу должен затратить на избирательную кампанию в среднем 300–350 тысяч долларов. Многое зависит и от избирательного округа. Например, эксперты утверждают, что "поломать электорат" в Медеуском районе гораздо дороже, чем расположить к кандидату избирателей, скажем, Турксибского района.

По округам южной столицы баллотируется 29 кандидатов от партий, и получается, что общая стоимость только их избирательных кампаний может составить 8700000–10150000 долларов. Что же касается самовыдвиженцев, то, как правило (но не всегда), их расходы как минимум в два раза меньше, чем расходы кандидатов от партий.

Не секрет, что бюджет избирательной кампании для Центризбиркома и ее реальный бюджет иногда отличаются. Напомним, что Центризбирком выделяет на избирательную кампанию каждому кандидату по 191 тысяче тенге. Кроме того, самовыдвиженцы имеют право потратить на предвыборную борьбу 1 миллион 320 тысяч тенге собственных средств и 6 миллионов 600 тысяч тенге добровольных пожертвований в свой избирательный фонд. Кандидат же от партии в ходе избирательной кампании вправе распорядиться тем же количеством собственных средств и добровольных пожертвований плюс 3 миллиона 300 тысяч тенге может выделить ему партия. То есть в общей сложности предел для самовыдвиженца составляет чуть меньше 60 тысяч долларов, а для кандидатов от партий – около 82 тысяч долларов. Многие специалисты полагают, что организовать избирательную кампанию в столицах за 60–80 тысяч долларов невозможно. В результате некоторым кандидатам, вероятно, приходится выходить за оговоренные законом суммы.

В общем, учитывая невозможность проследить фактически затрачиваемые кандидатами средства на предвыборную борьбу, а также существенные расхождения в оценках экспертов, можно сказать, что оценить реальные объемы избирательного рынка Алматы, или тем более Казахстана, очень сложно. Поэтому попробуем отследить конкретные статьи расходов и выяснить, какие же специалисты имеют возможность заработать во время предвыборной гонки.

Работа кипит

В России агентства, специализирующиеся на избирательных кампаниях, предлагают следующий комплекс услуг:
- предвыборные исследования;
- электоральные исследования;
- разработка концепции избирательной кампании;
- систематическая работа по формированию позитивного мнения о кандидате, повышение его известности и рейтинга;
- организация работы штаба;
- правовое сопровождение избирательной кампании;
- противодействие черным политтехнологиям, сбор информации о соперниках.

Как видите, учтены практически все аспекты, и работу над ними можно доверить одной команде. Сложность же организации предвыборной борьбы в Казахстане заключается в том, что специалисты-политтехнологи и профессионалы, готовые взять на себя продумывание и осуществление избирательной кампании, у нас только появляются. В основном в них пытаются переквалифицироваться рекламные агентства, которые и необходимые связи имеют (с типографиями, представителями СМИ, производителями видеороликов, с фотографами и т. д.), и по части креатива успели поднатореть. Тем не менее рекламщик со связями и идеями это еще не грамотный PR-специалист, тем более не специалист по политическому PR и не политтехнолог. В результате отечественные кандидаты вынуждены формировать сборные команды и приглашать специалистов из различных структур.

Конечно, некоторые кандидаты могли бы позволить себе пригласить опытную московскую или питерскую команду. Но тут возникает сложность – российские специалисты не знают местного менталитета, не разбираются в особенностях казахстанского электората и не ориентируются в наших подводных камнях. Поэтому специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, а также Украины и Беларуси к нам приглашаются, но работают они в связке с местными командами. Рассказывают, что некоторые приглашенные из ближнего зарубежья политтехнологи живут и работают в Казахстане еще с прошлогодних выборов в городские маслихаты. И уже с того времени помогают казахстанским партиям и отдельным кандидатам строить свою предвыборную кампанию. Средняя ежемесячная зарплата такого "выписанного" из-за границы специалиста от 1500 до 5000 долларов в месяц.

Во время предвыборной борьбы начинается горячая пора для типографий. Работой они буквально завалены, о чем и сообщили нам, когда, представившись работниками штаба кандидата в депутаты, мы попытались "заказать" тираж и сориентироваться в ценах. В некоторых типографиях сразу же отказались брать наш "заказ", сославшись на занятость, в других – все же произвели калькуляцию. Но сказать, сколько каждый кандидат в среднем тратит на производство печатной продукции, все равно сложно.

Во-первых, многое зависит от типа и плотности бумаги, формата плакатов и листовок, количества цветов, тиража. Например, полноцветный плакат формата А3 на бумаге плотностью 130 гм/кв. м тиражом 10 тысяч экземпляров в алматинских типографиях возьмутся сделать в среднем за 750–900 долларов, а тиражом 20 тысяч экземпляров – за 1200–1400 долларов. Ламинированные карманные календарики с изображением кандидата тиражом 100 тысяч будут стоить около 2 тысяч долларов, а обычные матовые – около полутора тысяч долларов.

Во-вторых, подсчет общего тиража печатной продукции каждого конкретного кандидата все равно не даст объективной картины, так как эксперты утверждают, что одна из самых затратных статей избирательной кампании – тиражирование печатной продукции. То есть указанный на плакатах, листовках, карманных календариках и буклетах тираж далеко не всегда реален. О том же, каким именно объемом кандидатам приходится допечатывать продукцию, остается только догадываться. А то, что многие кандидаты это делают, однозначно, так как за месяц предвыборной борьбы не раз можно было наблюдать, как расклеенные на столбах, домах и заборах плакаты того или иного кандидата тиражом, скажем, 3000 экземпляров, неоднократно срывались, а на их месте появлялись новые. Понятно, что тремя тысячами плакатов дело не обошлось бы.

Еще одна затратная для кандидатов статья расходов – производство и прокат видеороликов. Например, анимационные видеоролики (подобного тем, что крутит на ТВ предвыборный блок АИСТ) самые дорогие, и их создание обходится от 100 до 200 долларов за секунду (в алматинских рекламных агентствах). То есть стандартный тридцатисекундный ролик стоит 3–6 тысяч долларов. Гораздо дешевле обходится видеоролик с так называемой "говорящей головой" (как у партии "Асар") – всего около 300 долларов за 30 секунд. Правда, сейчас очень модна не просто "говорящая голова", а "вырезанная" и наложенная на фон идущих людей, развевающегося флага и так далее. Такие ролики стоят от 350 до 500 долларов. Игровой видеоролик (как у партии "Отан") обходится заказчикам в среднем от 1000 до 5000 долларов. Сумма варьируется в зависимости от числа артистов, задействованных в ролях и в массовке, количества съемочных планов и, соответственно, переездов с места на место, типа пленки, качества аппаратуры, именитости творческой бригады и съемочной команды.

Но сделать видеоролик это, как говорится, даже не полдела... Намного затратнее продемонстрировать его избирателям. Для достижения желаемого эффекта крутить его на одном канале надо минимум пять раз в день, а лучше хотя бы в два раза больше. Например, на КТК в будние дни (цены без НДС) минимальная стоимость эфирной минуты 130 тысяч тенге, а в прайм-тайм минута стоит уже 220 тысяч тенге. "Первый канал Евразия" продает минуту от минимальных 384 тысяч до максимальных 677 тысяч. "Хабар" – соответственно, за 225 и 405. То есть если кандидат хочет показать свой ролик пять раз в день на всех этих трех каналах (из расчета два раза за минимальную плату и три раза за максимальную в самое смотрибельное время и в рейтинговых передачах), то в день ему придется выложить около 20 тысяч долларов. Даже для одномандатников, баллотирующихся от партий, это, безусловно, дороговато, поэтому избиратели могут наблюдать в основном рекламные ролики партий, а не кандидатов в депутаты. Хотя и рекламу конкретных претендентов на депутатский мандат на телеканалах тоже можно увидеть, например, выдвиженцев от блока АИСТ и "акжоловцев".

Во время предвыборной гонки растет спрос и на услуги фотографов. Но, по словам "мастеров фотокамеры", одной из особенностей казахстанского "избирательного рынка" является бережливость кандидатов или, проще говоря, нежелание хорошо оплачивать услуги ряда специалистов. Если понимание необходимости достойной оплаты труда политтехнологов и пиарщиков начинает понемногу приходить к нашим политикам (и тем, кто хочет ими стать), то при найме на работу фотографов, кандидаты в большинстве случаев пытаются обойтись малой кровью. Сами фотографы уверяют, что за 50–100 долларов они иногда соглашаются поработать 30–40 минут, но не скрывают, что фотосессия кандидата при этом делается, что называется, левой ногой. Верхний же предел алматинских расценок на фотосессию кандидатов в мажилис не превышает тысячи долларов. Для сравнения, в России фотографы за аналогичную работу получают до 15 тысяч долларов. Ну, до российских предвыборных цен нам еще далеко, что же касается алматинских, то, возможно, отечественным фотографам действительно пока не стоит платить больше тысячи, ведь специалистами в области фотосессий для избирательных кампаний они не являются, а в другое время за серию портретов берут гораздо меньше тысячи.

Экономить некоторые казахстанские кандидаты пытаются и на копирайтерах (специалисты, придумывающие слоганы и девизы кандидатов, пишущие тексты биографий, плакатов и листовок, составляющие пресс-релизы, объявления, письма и т. д.). Так, в России, согласно оценкам российских экспертов, только профессиональная разработка слогана и девиза предвыборной кампании стоит около 14 тысяч долларов, в Алматы же, по свидетельству специалистов, 10–15 тысяч долларов это максимум, на который копирайтер может рассчитывать за месяц напряженной работы. Причем, как правило, такую сумму готовы платить партии при условии, что копирайтер поработает сразу на нескольких их кандидатов. Возможности же самовыдвиженцев в большинстве случаев гораздо скромнее.

Между тем недооценивать работу копирайтеров весьма опасно. С другой стороны, если бы над всеми лозунгами кандидатов и текстами их предвыборных листовок и плакатов работали настоящие профессионалы, то избиратели потеряли бы возможность повеселиться. Например, слоганы кандидатов от партии "Отан" солидны, "правильны" и продуманы настолько, что становится скучно. Не слишком в этом плане отстают от "Отана" и тексты партии "Асар". А вот "акжоловцы" и многие самовыдвиженцы как раз позволяют избирателям несколько поразвлечься. И хотя мы не ставили целью собрать коллекцию самых выдающихся девизов и лозунгов кандидатов по всему городу, но и обычного маршрута дом–работа (по сути, два, максимум три избирательных округа) хватило для того, чтобы отметить несколько перлов.

Например, все догадываются о том, что должность декана вуза открывает немало возможностей и позволяет (несмотря на все реформы, проводимые нынче в системе образования) обеспечить себе и своей семье безбедное существование. Но зачем же лишний раз напоминать об этом избирателям, тем более если кандидат выдвигается от партии, которая за "очищение страны от коррупции, разъедающей все общество и государство" и "за достойную жизнь всех, а не избранных"? Тем не менее в биографии кандидата от ДПК "Ак жол" Сейдахмета Куттыкадама, баллотирующегося по избирательному округу № 5, значится: "Он работал заведующим лабораторией академического института, заведующим кафедрой и деканом вуза. Благополучная жизнь не закрыла глаза на беды народа...".

Вообще биографии кандидатов – это одна из увлекательнейших разновидностей предвыборной "беллетристики". И если бы все кандидаты нанимали для составления биографий настоящих профессионалов, то разве довелось бы избирателям прочесть на агитационных листовках такой перл, как эта цитата из биографии самовыдвиженца Али Давильбекова: "Али – тот человек, который с полным правом может сказать о себе, что не проспал и не проиграл в бирюльки годы службы в Афганистане, на Чернобыле, не протирал штаны на студенческой скамье и не прятался за спины рабочих на заводе. Все эти годы были посвящены одному – изучению искусства управлять государством".

А, скажем, Нурлан Утешев, баллотирующийся по округу № 7, к своей биографии подкалывает текст договора, который могут подписать все желающие избиратели. Согласно договору, в случае избрания в депутаты, господин Утешев гарантирует "увеличить пенсии в 2 раза, увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы на 40 процентов, решить проблему трудоустройства женщин в возрасте от 40 до 64 лет, путем введения налоговых льгот для предприятий и увеличения числа занятых в экономике города Алматы на 15000 человек" и так далее. Почему Нурлан Утешев решил позаботиться лишь о женщинах определенного возраста, остается только гадать. Но размах в обещаниях у кандидата серьезный – гарантирует так, как будто избирается не в мажилис, а сразу в президенты. Впрочем, почему бы и не пообещать, если никакой юридической силы договор не имеет.

Впрочем, такой ход кандидата хотя бы можно назвать нетривиальным, а вот лозунг у него недостаточно продуман. "Прошло время разговоров – пришло время договоров" – провозглашает Утешев, и избирателю впору задаться вопросом: а когда же дойдет дело до "времени соблюдения договоров?"

Кстати, нельзя не отметить отсутствие оригинальности в идеях копирайтеров, работающих над нынешней предвыборной кампанией. Например, есть такой самовыдвиженец Игорь Копайлов, который баллотируется по 4-му избирательному округу. В отличие от, скажем, кандидата от блока АИСТ Сергея Бояркина, позиционирующегося перед избирателями как "Человек дела", Копайлов, если верить его предвыборному плакату, лишь "Человек надежды". Но это еще не все. Второй лозунг Копайлова впечатляет еще больше: "Я знаю как..." – утверждает с плакатов кандидат. Практически повторяет этот перл и представительница ДПК "Ак жол" Жаннат Ертлесова, которая баллотируется, кстати, по тому же округу № 4. Но лозунг Ертлесовой уже говорит о том, что кандидатка знает не только "как", но и с "кем". "Я знаю, как с ними бороться" – уверяет Жаннат Ертлесова со своих плакатов, и вполне логично, что конкуренты не теряют возможности воспользоваться подобной размытой формулировкой девиза и предпринимают шаги из области черных PR-технологий. Так, на плакатах госпожи Ертлесовой достаточно быстро появились наклейки с зелеными человечками, которые обнимаются на летающей тарелке.

Расходы на подобное быстрое реагирование на проколы конкурентов проходят в бюджетах избирательных кампаний кандидатов и партий под статьей "специальные мероприятия". К ним относятся и действия попроще, например, срывание расклеенных конкурентами плакатов или подарки школам и организациям. Но бывают среди спецмероприятий и ходы вроде бы простые, но на самом деле вполне креативные. Скажем, проводит какая-либо организация бесплатный концерт на площади города, а партия отправляет на него сотню человек в футболках со своим логотипом и с собственными флагами. Что думают при этом горожане, то есть потенциальные избиратели, посетившие концерт? Конечно же, они полагают, что мероприятие проходит при поддержке этой партии, и положительные эмоции от концерта переносят на "организаторов".

Какие еще расходы у кандидатов в депутаты? Аренда помещения для штаба и приобретение оргтехники. Впрочем, тут многие предпочитают обходиться без затрат. Скажем, под штаб можно задействовать часть своего офиса, а оргтехнику позаимствовать на время предвыборной борьбы или из собственного офиса, или за неимением такового – на фирме у родственников или друзей. Словом, в данном случае все зависит от стартовых возможностей кандидатов и административно-технических ресурсов, которыми они располагают.

Что касается работников штабов, то есть агитаторов и распространителей печатной продукции (они регистрируются как доверенные лица кандидатов), то по этой части нас просветила на избирательном округе № 5 девушка, пришедшая регистрировать новых волонтеров. "У нашего кандидата около 60 волонтеров, но это не много. У большинства работает по 100–200 человек. А оплата начинается от 500–1000 тенге в день и выше. Тут уж кому как с кандидатом повезет", – рассказала нам работница штаба. В общем, получается, что только волонтерам кандидат должен выплатить в месяц от 11 тысяч долларов (при условии, что работников сто человек, а платят им по 500 тенге) до 44 тысяч долларов (если волонтеров 200, а оплата 1000 тенге в день) .

Тем временем в регионах...

Жизнь в столицах, как известно, дорогая. В копеечку вылетает и избирательная кампания депутатов, баллотирующихся по столичным округам. А вот претендентам на депутатский мандат, кандидатуры которых выдвигаются в регионах, в этом смысле повезло. Так, в отличие от телеканалов Алматы с их шестизначными цифрами за минуту эфирного времени, республиканское телевидение в регионах (телеканал "Казахстан-Кокшетау", "Казахстан-Актобе", "Казахстан-Караганда", "Казахстан-Орал" и т. д.) предлагает разместить видеоролик за 50000 тенге. Стоимость же одной минуты эфирного времени на региональных телеканалах варьируется от 2500 тенге в Талдыкоргане (телеканал "Арай+") и Таразе (телеканал "ЖТД") до 40000 тенге на костанайском канале "Алау".

Впрочем, и в регионах кандидатам приходится потратиться. Так, по оценкам некоторых экспертов, на полиграфию уходит около полутора миллионов тенге, столько же на размещение в средствах массовой информации, и еще около 200 тысяч тенге – на создание видеороликов, написание статей, налаживание контактов с журналистами. Получить лояльность главного редактора региональной газеты можно в среднем за 100 тысяч тенге. Кроме того, сейчас очень модно приглашать пиарщиков из Алматы. Залучить к себе на месяц предвыборной борьбы команду из нескольких специалистов, которые будут разрабатывать тактику и стратегию избирательной кампании, писать тексты, придумывать лозунги, готовить публикации в СМИ и так далее, стоит около 15–20 тысяч долларов (плюс проживание "гастролеров").

В целом же избирательная кампания в регионах в любом случае обходится гораздо дешевле, чем в столице, а запросы здешних СМИ и избирателей гораздо скромнее. Например, в регионах в ходу не только денежный, но и натуральный расчет: мукой, сахаром, кабачковой икрой, обещаниями починить крышу и так далее. Среди региональных избирателей безработных значительно больше, чем в столицах, и они (так же как и многие пенсионеры) зачастую готовы отдать свой голос тому кандидату, агитаторы которого подарят им, скажем, пачку чая. Кстати, сама работа агитаторов в регионах оплачивается намного скромнее, чем труд столичных волонтеров. В отличие от алматинских доверенных лиц кандидатов, они часто получают 500–1000 тенге не в день, а за весь период предвыборной агитации. Максимум же для большинства региональных волонтеров – 2000–5000 тенге в месяц.

Да, недешевое это дело – выборы. И с киноиндустрией их сравнивать как-то расхотелось. Куда там голливудским блокбастерам с их бюджетами до избирательных кампаний? Хотя блокбастер может и не окупиться, а вот поход во власть, если он, конечно, увенчается успехом, окупится наверняка.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz