"Северный Казахстан", 8 сентября
Менее двух недель остается до дня голосования в Мажилис Парламента РК. Какова готовность электората принять участие в предстоящих выборах? Как распределяются политические симпатии избирателей по отношению к партиям- участникам предвыборной гонки. Каковы мотивы, определяющие готовность избирателей поддержать ту или иную партию, того или иного кандидата?
На эти и другие вопросы отвечали сами избиратели, принявшие участие в социологическом опросе, проведенном в период с 31 августа по 2 сентября в каждом избирательном округе.
Данные, полученные в результате проведенного социологического опроса, колеблются в каждом из избирательных округов Северо-Казахстанской области и отличаются в процентном соотношении. Различия в ответах избирателей продиктованы реальными факторами, влияющими на мнение населения: степенью присутствия партий, их активностью в ведении агитационной работы на местах, наличием медиа-ресурсов, из которых население на местах предпочитает получать информацию о ходе избирательной кампании и позициях партий-участников процесса.
Публикуемые данные социологического опроса представляют сводный результат, полученный в результате суммарной обработки анкет.
По обобщенным данным, абсолютное большинство опрошенных хорошо информированы о предстоящих 19 сентября выборах, выражают готовность принять участие в голосовании. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, участие в них приняли бы 78,3% от общего количества опрошенных избирателей. Еще 9,8% скорее пойдут голосовать. Не определились с ответом на этот вопрос 8,2% избирателей. Тех, кто, скорее всего не пойдет на избирательные участки, насчитывается 3,7% от общего количества принявших участие в опросе.
Из общего количества респондентов 59,8% считают, что их голос окажет влияние на исход выборов. 12,7% опрошенных предполагают, что их голос на результат выборов не повлияет.
Симпатии электората по отношению к политическим партиям, участвующим в выборах, распределились следующим образом:
За какую политическую партию (блок) вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье? (в % от общего числа опрошенных)
РПП "Отан" - 67,6% Предвыборный блок "АИСТ" - 12,4% РП "Асар" - 8,2% КПК и ДВК - 2,5% ДПК "Ак жол" - 1,3% Другие партии (совокупно) - менее 1% Не определились с выбором 7%
По показателю удельного веса отданных голосов лидирует РПП "Отан", вторую и третью позиции занимают предвыборный блок "АИСТ" и РП "Асар".
Абсолютное преимущество лояльности электората к РПП "Отан" продиктовано тремя ключевыми факторами: высоким рейтингом доверия к лидеру партии, Президенту РК Н.А. Назарбаеву. Вторым фактором, по мнению опрошенных респондентов, является реальное присутствие представительств и ячеек РПП "Отан" в каждом районном центре, сельском округе ("мы не знаем других партий, их нет рядом с нами", "знаем только "Отан", остальные живут и работают в крупных городах"). Третьим по значимости фактором, влияющим на выбор, называется наличие у партии реальной предвыборной программы.
Среди ответов избирателей, определяющих симпатии, или антипатии по отношению к политическим партиям, наиболее часто присутствуют следующие: "раз на стороне "Отан" Президент, значит, программу они разрабатывали вместе", "предвыборные программы других партий не читал, и мне их никто не объяснял", "не верю в обещания "Ак жол" быстро повысить зарплаты и пенсии, такого не будет", "слова, программа - это хорошо, но мы хотим реальных дел, а их у "Ак жол" мы не видим", "говорить можно что угодно, например, те же акжоловцы: все их руководители побывали на высоких должностях, а кто из них что для народа сделал", "партий много, но реальных две-три, остальные только участвуют в выборах", "представители оппозиционных партий много шумят и обещают, но реально сделать ничего не смогут", "мы строили государство, поднимали экономику, сами поднимались с колен, а оппозиционеры оплевывают все нами сделанное".
О некоторых мнениях при ответе на вопрос анкеты "Какими качествами должен обладать кандидат, за которого Вы проголосуете?": "только за того, кого знаю лично"; "поддержу партийного кандидата - одиночки ничего не смогут решать реально, все равно, к кому-то им придется присоединяться", "ценю личные качества - честность, порядочность, профессионализм"; "за человека, поддерживающего Президента, его политика близка мне"; "выберу кандидата, который не будет нагонять страха и паники".
Оценивая качество и креативность рекламных роликов политических партий, большинство опрошенных отдавали предпочтение агитационным роликам РПП "Отан" ("симпатичные, не вызывают беспокойства", "разные у них ролики, больше всего нравится ролик, где ребята сначала драться хотели, а потом помирились"). Рекламно-имиджевые ролики блока "АИСТ" также вызывают симпатии избирателей ("понятные и веселые"). О телевизионных роликах РП "Асар" мнение не однозначное - "какие-то скучные", "слишком уж прямолинейные". Реклама партии "Ак жол" у многих опрошенных избирателей вызывает отторжение в силу их агрессивности - "все акжоловцы с кулаками в этих роликах, даже неприятно как-то".
Общие выводы в целом характеризуют интерес и активность избирателей к предстоящим 19 сентября выборам. Позитивный настрой избирателей продиктован в целом стабильной социально-экономической обстановкой. Улучшение положения дел в стране и Северо-Казахстанской области в частности не дает повода для распространения протестных настроений в обществе. Популярность действующего Президента стала тем ключевым фактором, который определяет ход избирательной кампании.
Опрос проводился 31 августа - 2 сентября группой социологических исследований по заказу МТРК. В опросе принимали участие жители всех районных центров СКО и города Петропавловска. Метод сбора информации - личное анкетирование по месту жительства, количество опрошенных 1540 человек, допустимая погрешность 2,3 %. |