NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 22:59 ast
20:59 msk

В Казахстане состоялись парламентские выборы: первые итоги
19 сентября в Казахстане финишировала выборная кампания в Мажилис Парламента, и хотя еще неизвестны ее официальные итоги, как представляется, можно подвести некоторые предварительные итоги
22.09.2004 / политика и общество

19 сентября в Казахстане финишировала выборная кампания в Мажилис Парламента, и хотя еще неизвестны ее официальные итоги, как представляется, можно подвести некоторые предварительные итоги.

1. Особенность выборной кампании 2004 года

Безусловно, выборы прошли на основе нового законодательства, которое заметно улучшило избирательные процедуры и механизмы и расширило возможности для всех ее участников. Наиболее точно об этом сказал Президент Казахстана Н.Назарбаев во время своего голосования на избирательном участке № 2 г. Астаны: "выборы проходят несколько по-особому, впервые они проходят в условиях изменения закона "О выборах в Республике Казахстан", позволяющего проводить открытые и честные выборы". Также Президент отметил, что выборы проходят в условиях, когда был принят новый Закон "О политических партиях". Но, конечно, самое важное это то, что, как отмечают многие эксперты, принятые поправки демократизировали основные правила и процедуры избирательной кампании и существенно ограничили возможность использования административного ресурса. Об этом же говорят и международные наблюдатели, прибывшие в Казахстан. В частности, независимый наблюдатель из Великобритании, генеральный директор Каспийского информационного центра, известный британский журналист Джеральд Фрост отметил, что "…новое выборное законодательство намного совершеннее предыдущего и отвечает мировым требованиям. Нынешние выборы отмечены тем, что в них принимают участие, насколько мне известно, три оппозиционные партии, по отношению к ним не было никаких несправедливостей".

Промежуточные отчеты самой миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ также отмечают усовершенствование выборного законодательства. В них отмечено, что Казахстан немало сделал для улучшения выборного законодательства и процесса голосования. Известный британский адвокат Кристофер Гринвуд отметил, что Казахстан принял многие требования и рекомендации ОБСЕ и сделал большой шаг на пути к демократии.

Во-вторых, выборы состоялись на фоне общей либерализации политической системы страны.

Бесспорным проявлением этого стало бурное партийное строительство, укрепление неправительственного сектора, развитие медиа-рынка, расширением полномочий представительных органов, децентрализация государственного управления. Выступление Главы государства на VII Внеочередном съезде партии "Отан", которое, по сути, стало Политическим посланием Президента страны народу, определило дальнейшие направления политической модернизации Казахстана на ближайшие пять лет. Н.А.Назарбаевым был выдвинут целый ряд новых инициатив:

1) в ближайшее время будет создана Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Этот орган будет иметь статус консультативно-совещательного органа и возьмет на себя миссию по выработке мер, направленных на совершенствование политической системы Казахстана;

2) не позднее 2005 года завершится работа по децентрализации государственного управления. Предстоит разграничить полномочия между уровнями государственного управления, повысить роль маслихатов, улучшить систему межбюджетных отношений, а затем ввести институт местного самоуправления;

3) после завершения процесса децентрализации государственной власти и становления системы местного самоуправления нам, в период 2006-2007 гг., будет введена система выборности акимов городов, районов, других нижестоящих уровней.

В ближайшие 2-3 года будут также решены вопросы:

- дальнейшего улучшения системы государственной службы, совершенствования организации деятельности Правительства;

- усиления борьбы с коррупцией и совершенствования правоохранительной системы;

- поэтапного введения института присяжных заседателей, расширения правозащитных возможностей Омбудсмена, усиления гарантий прав граждан судопроизводства.

После решения этих задач будут решаться задачи следующего этапа либерализации политической системы. В этот период на конституционном уровне будут рассмотрены вопросы укрепления политического статуса Парламента страны, увеличения численности депутатов обеих Палат Парламента. В ходе конституционных изменений потребуется разработка новой системы формирования Правительства. В этой связи будет проработан вопрос о том, чтобы Правительство формировалось через механизм парламентского большинства.

Также будут расширены контрольные возможности Счетного комитета, демократизированы механизмы формирования Центральной избирательной комиссии и Конституционного Совета, отбора судейских кадров.

В-третьих, впервые в стране парламентские выборы прошли на фоне благоприятной экономической конъюнктуры. Рост национальной экономики только за полгода по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 9%. В промышленности рост составил 9,4%. Очень важно, что и в сельском хозяйстве устойчивый рост на 5,2%. Казахстан стал одним из самых крупных экспортеров зерна в мире. Продолжается рост инвестиций в экономику. Освоенные инвестиции за полгода выросли на 12%. Поступления в государственный бюджет на 1 июля т.г. составили 621,6 млрд. тенге. При этом доходы - 612,9 млрд. тенге, или разница между доходами и расходами составила 35,3 млрд. тенге. За полгода среднемесячная заработная плата увеличилась на 14% и составила 27,3 тыс. тенге. В результате реальные денежные доходы на душу населения за полгода выросли на 13% и составляют больше 12 тысяч тенге.

Все это показатели уверенной, стабильно развивающейся экономики и немаловажно, что экономические успехи страны полностью подтверждают и принимают зарубежные эксперты. Вот лишь одна из оценок за последнее время. Исполнительный директор МВФ Вилли Кикенс (на пресс-конференции в Алматы 25 июня т.г. по итогам заседания Бельгийской подгруппы МВФ и ВБ), оценивая нынешнее развитие Казахстана, назвал "умелым проведение внутриэкономической политики республики", что, по его мнению, позволяет "Казахстану быть одной из самых быстрорастущих стран в мире". При этом одним из удачных инструментов эффективного использования прибыли от нефтегазового сектора представитель МВФ назвал создание Национального фонда. "Средства этого фонда управляются очень умело, и МВФ этому очень рад", - заметил он в этой связи.

2. Политический ландшафт

Необходимо отметить, что благоприятные политико-правовые и экономические условия для проведения выборной кампании способствовали включению в предвыборную борьбу различных политических сил и заметному изменению партийно-политического ландшафта, что, в свою очередь, вызвало ажиотаж как среди аналитиков и наблюдателей, так и среди политиков, которые пытались понять, в каком направлении будет развиваться страна дальше (примечательно, что казахстанские эксперты внимательно отслеживали развитие политической ситуации в стране и давали своевременный ее анализ, включая социологическую диагностику).

Уже задолго до официального начала выборной кампании в стране появились новые партии, резко усилилась их политическая активность и конкурентная борьба.

Наряду с уже давно созданными партиями "тяжеловесами" - "Отан", Гражданская, Аграрная, Коммунистическая появился целый ряд новичков, среди которых особо выделились "Асар", "Ак жол", ДВК и некоторые другие.

Всего же в предвыборную схватку вступили 12 политических партий, четыре из которых позднее образовали два предвыборных блока – "АИСТ" и "Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК".

Борьба партий была жесткой, конкурентной и достаточно драматичной. Об этом свидетельствуют официальные итоги выдвижения и регистрации кандидатов по одномандатным округам и спискам политических партий, которые озвучила 17 сентября т.г. 2004 года председатель Центральной избирательной комиссии З.Балиева.

Всего в 67 округах республики выдвинуто 681 человек. В том числе самовыдвижением - 420, от Республиканской политической партии "Отан" – 64, от Республиканской партии "Асар" – 43, от Коммунистической Народной партии Казахстана – 7, от Партии Патриотов Казахстана – 11, от блока "АИСТ" (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) Аграрная и Гражданская партии Казахстана – 28, от "Оппозиционного народного союза Коммунистов и ДВК" - 37, от Казахстанской социал-демократической партии "Ауыл" - 8, от Политической партии "Руханият" - 5, от Демократической партии Казахстана "Ак жол" - 41, от Демократической партии Казахстана - 17.

Официально зарегистрировано 623 человек. В том числе самовыдвижением – 370, от Республиканской политической партии "Отан" - 63, от Республиканской партии "Асар" – 41, от блока "АИСТ" (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) Аграрная и Гражданская партии Казахстана – 28, от "Оппозиционного народного союза Коммунистов и ДВК" - 36, от Демократической партии Казахстана - 16, от Демократической партии Казахстана "Ак жол" – 39, от Казахстанской социал-демократической партии "Ауыл" - 8, от Коммунистической Народной партии Казахстана –7, от Партии Патриотов Казахстана – 10, от Политической партии "Руханият" – 5. 49 кандидатур снято.

Эти цифры показывают, что в среднем, на одно депутатское место претендовало по 10 кандидатов (на прошлых выборах конкуренция составляла 9 человек на одно место).

Необходимо отметить, что власти хорошо подготовились к проведению выборов. Прежде всего, на законодательном уровне были сняты все ограничения для доступа политических партий к СМИ.

Ничто в новом казахстанском законодательстве не препятствует любым официально действующим партиям размещать свои материалы в общенациональной и региональной прессе или проводить пресс-конференции. Доступ к СМИ гарантирован всем политическим партиям и ограничен только размером выделенных на эти цели средств.

Для того, чтобы ни одна партия не была проигнорирована, во время предвыборной кампании были организованы открытые телевизионные дебаты с приглашением всех зарегистрированных партий, и все они воспользовались этой возможностью.

Вместе с тем, как в любой другой стране, СМИ неизбежно концентрируют свое внимание на тех партиях, которые имеют наилучшие шансы завоевать большинство мест в будущем парламенте и задают тон в избирательной кампании. В Казахстане же все эксперты вполне четко выдели основных фаворитов предвыборной гонки. Это партии "Отан" "Асар", "Ак жол" и блок "АИСТ".

3. Олимпийское золото партии "Отан"

Судя по предварительным данным, в парламентской гонке победу одержала партия "Отан", сумевшая провести наибольшее количество своих кандидатов. По мнению экспертов, это стало результатов того, что "Отан" смогла провести самую эффективную выборную кампания. Прежде всего необходимо отметить, что партии, которую ряд экспертов назвали "старой гвардией", объединяющей самых опытных политиков, за короткий период времени удалось не только консолидировать свой внутренние ряды, но и заметно модернизироваться. При этом центральной линией в электоральной кампании партии была ориентация на широкие слои населения и последовательную поддержку реформ своего лидера, что наиболее наглядно продемонстрировали два ее внеочередных съездов, состоявшиеся весной и летом этого года. Именно на них лидер партии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях на съезде еще раз подчеркнул, что "Отан" является партией широких слоев населения, народной партией и выступает ключевым партнером государства в реализации реформ.

Опора на широкие слои населения и безусловная поддержка Президента страны – ключевые, но не единственные факторы, позволившие партии "Отан" выйти на лидерские позиции.

Нужно учитывать, что "Отан" - самая многочисленная политическая организация, имеющая разветвленную и сильную инфраструктуру поддержки по всей стране. Если на начало кампании, в марте т.г., в ее рядах было свыше 300 тысяч членов, то в ходе выборной кампании в партию вступило около 100 тысяч человек. Как сообщила пресс-служба партии, только за май – август т.г. в ряды "Отан" было принято около 80 000 человек, и в настоящее время численность членов партии составляет порядка 400 тысяч человек.

Партия имеет 16 филиалов и 207 представительств, 8100 первичных партийных организаций практически во всех районах и крупных населенных пунктах Казахстана.

По итогам выборов в маслихаты, прошедших в 2003 году, "Отан" занял лидирующее положение в партийно-политической системе. Из 3233 избранных депутатов 1997 – представители "Отан", что составляет более 60% всего депутатского корпуса. По итогам выборов отановцы составляют депутатское большинство в 14 из 16 областных маслихатах, в 131 районном маслихате республики из 159. На прошедших организационных сессиях маслихатов секретарями областных маслихатов избраны 14 членов партии, городских маслихатов – 30, районных маслихатов – 152. По республике члены партии "Отан" избраны секретарями в 196 маслихатах из 212, или 92,4%. В целом партия "Отан" провела в маслихаты 78,8% от общего числа всех заявленных кандидатов, и ее представительство в сравнении с другими партиями достигает 86%.

Программа показала, что "Отан" - единственная партия, предельно четко ориентированная в своих политических установках и в практической деятельности на обеспечение межэтнического согласия. В отличие от большинства других партий "Отан" стал партией всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности, вероисповедания и культурных различий. Это нашло отражение даже на уровне членского состава партии. Сегодня "Отан" объединяет в своих рядах представителей многих этносов и представляет собой своеобразный слепок всей мозаики этнических, социально-политических, экономических, духовных интересов граждан страны. Среди членов партии порядка 65% - казахи, более 20% - русские, 15% - уйгуры, татары, украинцы, немцы и многие другие. Ключевые посты в руководстве партии также занимают представители различных этнических групп страны.

Бесспорно, что особый политический вес и статус партии "Отан" придают ее лидеры – не только руководители партии, кандидаты партийного списка, но и сильные люди, выдвигавшиеся в регионах по одномандатным округам.

Ж.Туякбай, возглавивший партийный список - крупный государственный деятель с прогрессивным мировоззрением, которого по праву можно отнести к когорте политических тяжеловесов.

Некоторые аналитики выделяют в характере спикера уже строго Мажилиса его жесткость и принципиальность. Между тем, именно эти качества способствовали усилению влиятельности парламента, особенно в его отношениях с правительством. Впервые в истории независимого Казахстана Мажилис фактически отказал в доверии правительству страны, обычным явлением стали депутатские запросы членам правительства, часто стали практиковаться парламентские слушания министров.

Ж.Туякбай придерживается принципиальной и достаточно независимой позиции. Он не раз выступал за необходимость дальнейшего усиления роли Парламента страны. Ему принадлежат слова о том, что постепенное расширение реальных полномочий Парламента – совершенно объективный и неизбежный процесс, независимый от чьих-либо интересов. Эти его качества позволили ему играть важнейшую роль при принятии жизненно важных для страны законопроектов и противостоять лоббированию интересов со стороны депутатских групп, связанных с финансово-промышленными группами.

Безусловно, Ж.Туякбай это большое приобретение для партии. Его огромный опыт государственной работы, безупречный авторитет в регионах страны оказались полезными для "Отан", как для твердого отстаивания позиции партии, так и для большей независимости партии власти от влияния чиновничьей среды.

А.Павлов – высокий профессионал, менеджер, который на протяжении более десятка лет является одним из творцов экономического успеха страны. Будучи высококлассным менеджером и профессионалом, в Правительстве А.Павлов традиционно курировал широкий спектр вопросов, касающихся оперативного управления экономикой, фискальной политики, реорганизации крупных промышленных предприятий, регионального развития, малого бизнеса, социальной сферы, взаимодействия с международными финансовыми организациями, отношений со странами СНГ и др. В Правительстве он всегда пользовался всеобщим и непререкаемым авторитетом, к его слову прислушиваются специалисты не только в нашей стране, но и за рубежом.

Небольшой, но важный штрих: работая на самых ответственных и главное "хлебных" участках, А.Павлов не запятнал себя, сохранил безукоризненную репутации.

А.Павлов - человек демократичных взглядов. По его мнению, правительство обязано максимально учитывать интересы всех слоев общества и получать сигналы "обратной связи" через критику в парламенте, деятельность оппозиционных партий и движений и соответствующим образом корректировать, пересматривать свои действия.

Таким образом, А.Павлов по сути один из тех, про кого говорят: "На таких страна держится". Его интеллигентность, простота – отражение огромного масштаба личности.

А.Ермегияев – это, пожалуй, первый известный случай в стране, когда процветающий бизнесмен идет в публичную политику и также достигает успеха. Он олицетворяет собой новый тип политического деятеля в сфере публичной политики, который не только декларирует свои взгляды, но и реализует их.

Профессиональный строитель А.Ермегияев привнес новое веяние в партийное строительство. Крепкий хозяйственник, пока другие занимались публичными спорами и дискуссиями, он с присущей основательностью для людей его профессии начал работу с низов. Именно при Ермегияеве партия "Отан" ощутимо набрала политический вес, и как следствие, одержала триумфальную победу на выборах в маслихаты страны. Именно при нем создана крепкая организационная основа партии.

Необходимо отметить, что в партийный список партии также вошли самые авторитетные и узнаваемые люди страны, среди которых Айткуль Самакова, Даулет Турлыханов, Бекболат Тлеухан, Равиль Чердабаев, Кенжегали Сагдиев, Маргулан Сейсембаев. Много знаковых людей и среди тех, кто выдвинулся в депутаты и в регионах страны.

Важным фактором успешности выборной кампании партии "Отан" является и умелое использование современных политических технологий, профессионально выстроенная целостная рекламная кампания во всех СМИ. По мнению экспертов, партия практически каждый день проводила крупное мероприятие, которое было актуальным, очень интересным и поэтому широко освещалось в СМИ. Это и работа "общественных приемных" и "горячей линии", различные инициативы партии, посвященные различным группам и слоям населения, нестандартные акции, привлекающие население к поддержке партии (одна из них, например, "стоп взяткам на дорогах" и др.), и конечно, главное, кульминационное, событие выборной кампании партии - Форум сторонников "Отан", аналогов которого ранее в Казахстане никогда не проводилось (поэтому понятно, что, учитывая общественный интерес, один из частных каналов страны показал в своем эфире развернутые "телекартинки" этого форума, где партию поддержали олимпийские чемпионы Б.Артаев, О.Шишигина, В.Смирнов). Основной блок мероприятий выстраивался сквозь призму новых инициатив лидера партии - Президента страны Н.А.Назарбаева, а также организации масштабных и конкретных социальных проектов партии.

Партия активно проводила масштабную информационную кампанию. Контент-анализ СМИ, проведенный независимыми медийными экспертами, показывает, что информационная кампания партии шла по нарастающей, и, если в мае было зафиксировано около 350-400 публикаций и выходов в электронных и печатных СМИ, то в последующие месяцы (июнь-август) их выходило порядка 2,5–3 тысяч.

И конечно, важным фактором феноменального лидерства партии "Отан" является то, что она единственная из всех партий смогла разработать и предложить обществу конкретную и привлекательную предвыборную программу "Казахстанский путь - 2009". Предельно четкие и ясные социальные приоритеты, цели и задачи придали новый импульс деятельности "Отан", подчеркнули ее лидерские позиции и способствовал росту ее рейтингов. В целом показательно, что выборная кампания партии позволила ей увеличить рейтинги электоральной поддержки с 12-15% в мае до 40-45% в августе т.г.

Таким образом, "Отан" был и остается единственной реальной политической силой, способной оказать действенную помощь и поддержку государству в осуществлении важнейших реформ, что поддерживается населением страны. Народ воспринимает партию как основную движущую силу реформ, проводимых Главой государства, как партию Президента, партию дальнейшего экономического роста страны, партии внутриполитической стабильности, надежной опоры для всех казахстанцев. И немаловажно, что "Отан" показал себя в период выборов реальной силой, которая играет роль политического балансира и не дает втянуть общество в популистские игры. Именно "Отан" позволил достичь общенационального консенсуса, который крайне важен для дальнейшего стабильного развития страны.

4. Претендент на "серебро"

Молодая (ей меньше года), но амбициозная партия "Асар" (заявляла о 50% претензиях на депутатские места в Мажилисе) на нынешних выборах проведя агрессивную избирательную кампанию, по всей видимости, достигнет значительного успеха и обеспечит второе после "Отана" место по партийному списку.

По мнению экспертов, составляющими успеха партии "Асар" стали несколько взаимосвязанных факторов. Во-первых, это наличие широко известного в казахстанском обществе и при этом молодого и энергичного лидера. Партия "Асар" у людей ассоциируется именно с личностью ее лидера – Дариги Назарбаевой.

Во-вторых, это активная работа партии непосредственно с населением в регионах страны, личные поездки лидера в отдаленные от центра страны районы, встречи с народом, другими словами "хождение в народ", которые во все времена приносили успех политикам.

В-третьих, это социально-ориентированные инициативы, выработка идей и продвижение программ, которые в силу своей актуальности находили поддержку среди народа. Граждане страны были охвачены такими акциями как "Народный контроль", "Народная программа" и др.

В-четвертых, точечная работа с разными социальными группами, в том числе с молодежью, пенсионерами, военными и др. В работе с населением партией большая ставка была сделана на молодежную составляющую политической и пропагандистской работы. Широко вовлекался молодежный электорат в сферу деятельности партии. Молодежь не только участвовала в организованных "Асаром" развлекательных акциях и молодежных шоу, но и принимала активное участие и в социальных проектах как возрождение турнира "кожаный мяч" и др.

В-пятых, это широкое применение современных политических технологий, в том числе проведение комплекса специально разработанных пиар-акций, нахождение удачных слоганов и девизов, которое логично дополняло содержание предвыборной Стратегии "Асара".

В-шестых, это эффективное использование в пропагандистской работе информационных ресурсов, которые в совокупности с достаточными финансами позволили удачно реализовать цели и задачи партии в электоральный период и, в целом, обеспечить партии достаточную поддержку населения.

Сильный старт, стремительность агитационной кампании, действие на опережение позволили "Асару" с самого начала предвыборной гонки быть в первой тройке лидеров рейтинга известности и популярности среди партий. В частности, по данным различных социологических исследований партии "Асар" удалось с начала электоральной кампании поднять свою популярность в среднем от 20 до 30%.

В случае, если "Асар" сможет занять второе место по партийным спискам и провести своих кандидатов по одномандатным округам, она скорее всего сможет сформировать достаточно влиятельную и дееспособную фракцию в Мажилисе Парламента страны.

5. Шансы партии "Ак жол"

Судя по последним информационным сообщениям и данным различных социологических исследований, партия "Ак жол" имеет шансы преодолеть 7% пороговый барьер и провести своих кандидатов в Мажилис Парламента. Что способствовало этому успеху партии, которая появилась относительно недавно, но за короткий срок уверенно набравшей политический вес и сумевшей стать одним из лидеров среди оппозиционных партий?

В отличие от своих коллег по оппозиционному цеху в лице ДВК, Партии патриотов Казахстана, КПК и недавно появившейся в результате раскола КНПК "Ак жол" имеет в глазах общества наиболее удачный имидж.

На их фоне "Ак жол", последовательно критикуя власть, что, несомненно, импонирует людям, в то же время занимает достаточно сдержанную и взвешенную позицию, не стремясь к радикализации ни в словах, ни в делах, и высказывая лишь конструктивную критику.

Все ее критические заявления подкрепляются предложениями, пользующимися популярностью среди населения. У всех на слуху такие акции партии, как "Общественный контроль за Парламентом", инициирование принятия альтернативных законопроектов "О СМИ" и "О выборах", популисткое, но приятное слуху маргинального избирателя требование разделить средства Национального фонда между всеми казахстанцами и др.

Еще один фактор успеха партии – это ее лидеры. Относительно молодые успешные политики и бизнесмены, имеющие практический опыт работы в системе государственного управления, позиционируются в образе "ответственных респектабельных политиков" и привлекают людей. Более того, с самого начала появления партии они привнесли в ее деятельность элементы современного менеджмента, поставив использование политических технологий на системную основу, и тем самым обеспечили успех партии.

Немаловажным является и поддержка партии со стороны части бизнес-элиты, интересы которой "Ак жол" собственно и выражает. "Социальное происхождение" акжоловцев ("младотюрков") и общие финансовые интересы обеспечивают тесную связь партии с бизнесом.

Все эти факторы в совокупности позволяют акжоловцам надеяться, что их представители смогут, по меньшей мере, пройти если не по списку, то хотя бы провести во второй тур своих кандидатов в ряде округов и надеяться, таким образом, на определенное представительство в Мажилисе.

6. Найдет ли АИСТ место под крышей Мажилиса?

Значительные шансы на завоевание мест на выборах имеет предвыборный блок "АИСТ".

По мнению экспертов успех избирательного блока "АИСТ" в составе АПК и ГПК в определенной степени объективен, поскольку выбранная стратегия на объединение в единый блок двух по своей сути отраслевых партий, в условиях сильной электоральной конкуренции удачно дополнила возможности и ресурсы этих политических сил.

Эти партии имеют собственный устоявшийся электорат в промышленных и сельских районах страны. А с созданием единого блока "АИСТ" у многих людей он стал ассоциироваться с силой объединившей ключевые производственные составляющие страны, обеспечивающие экономический рост и благосостояние населения в стране.

Начало и первые итоги реализации в стране Стратегии индустриально-инновационного развития страны, Агропродовольственной программы и Программы развития сельских территорий, сформировало благоприятный фон для предвыборной кампании блока и стало объективно работать в его пользу.

"АИСТ" также стратегически верно сделал ставку на сильных и авторитетных людей в одномандатных округах, в том числе и на действующих депутатов имеющих значительный опыт политической борьбы.

Население страны обратило внимание на необычность формы работы блока с электоратом. По сравнению с другими партиями блок "АИСТ" попытался уйти от привычных программ и заявлений. В своей работе они предпочли ярко и красочно говорить преимущественно на человеческие темы, прежде всего экологического характера. При этом мобильные отряды юных тимуровцев "аистят" участвовали в экологических акциях под лозунгами "Дяди и тети! Дайте детям Казахстана чистую воду и чистый воздух!", а взрослые "аисты" обещали заставить местных чиновников платить населению городов и аулов своеобразную "экологическую компенсацию".

В целом летящий в чистом небе аист как символ добра и счастья, семейных ценностей, благополучия и процветания, чистоты и экологического здоровья был положительно воспринят населением.

Некоторые авторитетные социологи и политологи создание "АИСТа" назвали "главной интригой" предвыборной кампании в Мажилис этого года. Активная информационная агрессия во второй половине избирательной кампании позволило блоку, по данным социологического мониторинга различных исследовательских организаций (например, АСИП и др.), добиться в среднем 20 процентной поддержки граждан Казахстана, а в некоторых округах даже 45 процентной.

В совокупности умелая организация электоральной кампании, ставка на имеющуюся социальную базу и сильных кандидатов, наличие достаточных финансовых ресурсов позволило блоку "АИСТ" с хорошим перспективами завершить свою агитационную кампанию.

В конкуренции как по партийному списку, так и по одномандатным округам блок проявил себя опытным игроком с серьезными заявками на победу. В настоящее время ГПК и АПК имеют значительные шансы для формирования собственных партийных фракций в Парламенте, для большего влияния на дальнейшее продвижение реформ в аграрной сфере и промышленности страны.

7. Драма КПК и ДВК

Избирательный "Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК" - наиболее радикальный и оппозиционный участник нынешнего избирательного марафона. В его актив можно отнести наличие собственного устоявшегося электората и сложившийся имидж оппозиционной силы, пользующейся значительной поддержкой среди населения.

Вместе с тем, блок, по всей видимости, не сумеет провести своих представителей в одномандатных округах и тем более преодолеть 7%-й барьер. И причина здесь заключается отнюдь не в препонах со стороны власти. Причины намного глубже.

Сделанная блоком ставка на критику режима, эксплуатация имиджа Г.Жакиянова как мученика режима, апелляция к протестному электорату на фоне отсутствия каких-либо свежих идей, в условиях экономического роста и связанного с этим объективного улучшения жизни людей – сегодня отнюдь не козырь. Если буквально несколько лет назад тяжелая социально-экономическая ситуация в стране играла на руку оппозиции, позволяя ей практически безо всяких усилий зарабатывать политические дивиденды, то сегодняшняя действительность играет уже против нее.

Устойчивый экономический рост, существенное увеличение затрат государства на социальные нужды людей, повышение благосостояния населения позволили снизить до минимума протестный потенциал в обществе и соответственно выбили благодатную почву из-под ног радикальной оппозиции, значительно сузив ее электоральную базу.

Более того, электорат коммунистов буквально накануне выборов еще более сузился в результате потрясшего партию раскола. Вследствие внутрипартийных разногласий от КПК откололась большая часть ее членов во главе с ближайшим соратником С.Абдильдина В.Косаревым, которая вскоре оформилась в самостоятельную партию – Коммунистическую народную партию Казахстана (КНПК). Поводом для раскола стало избрание секретарем ЦК КПК члена ДВК, депутата Т.Тохтасынова, вызвавшее резкое возмущение у большинства членов партии. И это был самый серьезный раскол в КПК за все время ее существования. Здесь следует отметить, что раскольничество не является чем-то специфическим для коммунистов Казахстана или происками неких внешних сил, а лежит в самой природе коммунистического движения. Ведь если вспомнить, вся его история представляет собой перманентную внутреннюю борьбу.

Примерно аналогичную ситуацию ранее пережило ДВК, когда от нее еще в пору деятельности в качестве движения отделилась менее радикальная часть ее членов и сформировала партию "Ак жол".

Таким образом, в преддверии парламентских выборов лидеры КПК и ДВК, во многом понимая затруднительность своего положения и пытаясь хоть как-то консолидировать свой электорат, пошли на создание союза. Однако их симбиоз не дал ожидаемого синергетического эффекта и лишь усугубил ситуацию.

Объединение оказалось стратегической ошибкой. Противоестественный в глазах их сторонников союз не только не укрепил позиции союзников, но и окончательно подорвал доверие традиционного электората каждой из сторон.

И в этих условиях, думается, не надо быть ясновидцем, чтобы понять, каковы шансы блока на выборах.

8. "Маленькие", но удаленькие партии Казахстана

Особое место в выборной кампании в Мажилис занимает группа партий, которые не смогли преодолеть 7% барьер. Это Коммунистическая народная партия Казахстана (В.Косарев), Демократическая партия Казахстан (М.Нарикбаев), партия "Руханият" (А.Джаганова), партия "Ауыл" (Г.Калиев), партия патриотов (Г.Касымов). Эти партии, прошедшие официальную регистрацию и преодолевшие пороговые уровни, предусмотренные действующим законодательством о партиях, безусловно имеют определенную поддержку со стороны избирателей.

Главная проблема в том, что малые партии оказались заложниками действия так называемого закона действия "электоральных магнитов": появление в партийно-политическом пространстве страны 4 партий-гигантов, обладающих большими ресурсами, и их активная рекламная и агитационная работа фактически создало 4 полюса, к которым был "притянут" основной электоральный массив страны.

Но это не означает, что малые партии бесперспективны в Казахстане. Очень важно, что их предвыборные программы и деятельность оказалась достаточно привлекательной для тех социальных групп, ради продвижения интересов которых они были созданы. Многие из них смогли также провести достаточно эффективную выборную кампанию с применением современных политических технологий. Поэтому, безусловно, даже несмотря на неудачный дебют на нынешних выборах, партиям необходимо сконцентрироваться на наращивании своего политического авторитета и продолжении партийной работы по защите и продвижению интересов своих избирателей. Именно в этом глубинный смысл демократии, глубинный смысл деятельности малых партий, позволяющей учитывать и продвигать интересы меньшинства.

9. Опыт по внедрению электронного голосования удался

"Ахиллесовой пятой" выборной кампании считалась идея внедрения автоматизированной системы электронного подсчета голосов "Сайлау" - долгосрочного проекта, нацеленного на создание функционально завершенной системы с охватом, в перспективе, всех избирательных участков.

Ожидается, что внедрение АИС "Сайлау" позволит автоматизировать избирательный процесс на всех стадиях, включая процедуру составления списков избирателей, регистрации явки избирателей на избирательные участки, подведения результатов голосования и установления итогов выборов.

Оппонентами высказывались опасения, что применение электронного голосования позволит ЦИК и властям установить, как голосовали те или иные избиратели и манипулировать процедурой подсчета голосов.

15 сентября 2004 года Государственная приемная комиссия созданная Правительством Казахстана подписала акт о соответствии Автоматизированной информационной системы "Сайлау" всем требованиям и стандартам, предъявляемым к ней законодательством Республики Казахстан.

18 сентября ЦИК распространил официальный пресс-релиз, где дал соответствующие разъяснения. "Оборудование и программное обеспечение, используемые для электронного голосования, соответствуют высоким международным стандартам и аналогичны системам, успешно применяемым в других странах".

В день голосования электронная система голосования применялась на части избирательных участков – порядка 10 процентов, которые преимущественно находятся в городах. Кроме того участковой избирательной комиссии предоставлено право принимать решение о голосовании бумажными избирательными бюллетенями отдельным избирателям.

В случае отсутствия у избирателя штрих-кода, наклеенного на удостоверение личности, ему, тем не менее, была предоставлена возможность проголосовать либо с помощью электронного избирательного бюллетеня, либо с помощью бумажного.

Сегодня мы можем говорить, что система прошла успешное испытание. Вот только несколько международных наблюдателей, касающиеся этого вопроса.

Джон Боуис, депутат Европарламента: "Сейчас мы посмотрим, как это электронное голосование у вас в Казахстане работало, и может быть мы научимся вашему хорошему опыту и донесем его до Европы".

Председатель итальянской делегации наблюдателей, председатель Центризбиркома при МВД Италии Луиджи Риччо 19 сентября отметил, что "новое выборное законодательство Казахстана и система электронного голосования - шаг в будущее и большой прорыв". Он отметил, что электронная система голосования удобна во время подсчета голосов и во многих других аспектах. В частности, Л.Риччо сказал: "Хочется отметить, что в этом году в Европе проходили выборы в Парламент Европейского союза, и мы хотели бы внедрить такую же систему у себя в Италии, изучив опыт Казахстана".

Президент Международного центра по налогам и инвестициям США Даниель Витт отметил, что "в Казахстане министерствами и ведомствами была создана ситуация для проведения честных политических выборов". В отношении системы электронного голосования американский гость сказал, что "Казахстан постепенно и своевременно внедрил в электоральный процесс данную систему. Если сравнить 200-летнюю историю США и 10-летнюю историю суверенитета Казахстана, применение АИС "Сайлау" говорит о правильном выборе политики развития государства".

Руководитель группы наблюдателей от России - председатель Центральной избирательной комиссии г.Москвы Валентин Горбунов на пресс-конференции в Астане 19 сентября заявил: "Во-первых, это повышает доверие избирателей к итогам выборов. Во-вторых, это упрощает подведение итогов голосования". Также, по его словам в Казахстане применена "очень хорошая программа", которая позволяет каждому избирателю "завести персональный пин-код и по окончании голосования потребовать распечатку и убедиться, что в протокол внесен именно тот человек, за которого он голосовал". "Это дополнительный контроль за деятельностью комиссий и может быть мы тоже попробуем его перенять для себя", - сообщил он.

Джеральд Фрост, наблюдатель, генеральный директор Каспийского информационного агентства, Великобритания: "Если система электронного голосования будет применяться в Казахстане как во всем мире, то это очень хорошее достижение. Это очень важно, дает возможность проводить выборы более эффективно".

Самуэль Шлесингер, почетный консул Республики Хорватия в Государстве Израиль: "В общем и целом это положительный эксперимент. Я думаю, что все пройдет хорошо, и не вижу никаких причин быть обеспокоенными. Мне рассказали, что созданы комиссии, которые будут следить за ходом голосования. В комиссии будут представители всех политических партий, структур, они смогут объективно контролировать ход выборов".

В интервью журналистам начальник отдела политического сотрудничества Исполкома СНГ Е.Янкович по итогам работы миссии международных наблюдателей от стран СНГ в Караганде считает, что "подготовка к проведению выборов проведена на достаточно хорошем уровне, и это сегодня отражается на активности избирателей". При этом электронная система голосования признана им прогрессивной. "За такими методами голосования будущее. Может быть, в дальнейшем будем рекомендовать ее для других стран, если, конечно, результаты, окажутся в пользу избирателей", - сказал Е. Янкович.

Первый советник Премьер-Министра Таиланда Чамлонг Симуанг дал позитивный отклик о ходе выборов. Гость из Таиланда наблюдает за проведением выборов вместе с 15 соотечественниками, 10 из них работают в Астане. "Его товарищи дотошно интересовались технологией электронного голосования, которое ускоряет избирательный процесс. Теперь наблюдатели с нетерпением ждут итогов и очень надеются, что электроника не подведет. В таком случае таиландцы будут перенимать опыт Казахстана и, возможно, применят у себя на родине".

Руководитель секретариата Международного Евразийского движения П.Зарифулин на пресс-конференции в Астане 19 сентября подчеркнул, что система электронных выборов - очень перспективное явление, открывающее большие горизонты всему избирательному процессу. Он также выразил надежду на то, что предложение о более активном внедрении казахстанского способа голосования на парламентских выборах в России в 2007 году найдет поддержку и одобрение у депутатов Госдумы РФ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz