NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:08 ast
19:08 msk

Ядро нового Мажилиса
создала четверка победивших на выборах политических партий
25.09.2004 / политика и общество

Сергей ГАЛЫМОВ, "Аграрный Казахстан", 24 сентября

Центральная избирательная комиссия огласила вчера предварительные итоги выборов в Мажилис Парламента РК, состоявшихся в минувшее воскресенье. В них приняли участие 56,7 процента избирателей. В выборах по одномандатным округам депутаты избраны в 45 избирательных округах, в 22 – пройдет повторное голосование.

По результатам голосования по партийным спискам победа партии "Отан", набравшей 60,62 процента голосов избирателей, позволит ей занять в Мажилисе 7 мест. По одному депутатскому месту досталось партиям "Ак жол", "Асар" и блоку "АИСТ", преодолевшим 7-процентный барьер.

Повышенная активность электората

Уже сегодня можно без всякого преувеличения утверждать, что страна таких выборов еще не знала. Парламентские выборы 2004 года со всей очевидностью показали, что Казахстан поступательно и уверенно продвигается по демократическому вектору развития. И это подтверждают выводы многочисленных международных наблюдателей. Политический процесс стал более качественным, а деятельность партий более насыщенной. В целом повысилась эффективность политической системы, она стала более гибкой и эффективной, оперативно реагирующей на общественные настроения и риски политического развития.

Состоявшиеся выборы выявили потенциал электоральной кампании, и насколько можно судить по предварительным итогам, реальность оказалась довольно близкой к тем прогнозам, которые давались экспертами. Несмотря на ряд недочетов, касавшихся в основном частных моментов, таких, как недоработки по избирательным спискам, в целом можно отметить значительный прогресс вчерашних выборов в сравнении с предыдущими кампаниями. Налицо уверенное и заметное продвижение Казахстана в сторону дальнейшей демократизации и политического плюрализма.

В пользу демократичности и легитимности прошедшей электоральной кампании говорит, например, еще большое количество ожидающихся повторных выборов. Если бы у власти была возможность безусловного тотального приложения административного ресурса, то она вряд ли пошла бы на риск, которым чреваты повторные туры. Вообще для нынешних выборов характерна небывалая прежде активность. Так, по некоторым данным, в среднем по стране на одно место претендовало около 9 человек, а местами и выше, как, например, в Алматы – 11-12 человек.

Таким образом, Мажилис Парламента нового созыва будет отличаться более мощной партийной составляющей. В нем будут представлены все основные партийно-политические спектры нашей страны. Практически каждая из партий, которая на этих выборах сумела преодолеть 7-процентный барьер, сформирует свою фракцию в Парламенте. Депутатский корпус обновится. В него будут инкорпорированы наиболее сильные в политическом отношении общественные деятели.

Количество же партийных выдвиженцев по одномандатным округам достигло 253 человек, что составляет более 40 процентов от общего количества кандидатов. К ним следует добавить 90 кандидатов, которые выдвинуты по партийным спискам. Уровень поддержки политических партий, участвующих в выборной кампании, составлял не менее 72 процентов.

Об уровне конкурентной борьбы говорит и то, что, по последним предвыборным опросам, лишь в 10 округах из 67 лидирующие здесь кандидаты имели рейтинг свыше 50 процентов.

Несмотря на острую критику вначале, на этих парламентских выборах состоялся также эксперимент с внедрением системы электронного голосования. Этим самым Казахстан еще раз продемонстрировал свою приверженность демократизации общества даже через модернизацию политических процедур. По предварительным данным Центризбиркома, в электронном голосовании приняли участие более 353 тысяч казахстанцев. Притом, что в нашей стране акт голосования рассматривается исключительно как субъективное право самого избирателя, которым он волен распорядиться по своему усмотрению, активность граждан оказалась намного выше той, которую предсказывали многие политические "пророки".

О модернизации голосования, по поводу чего сломано немало копий, следует сказать особо. Уже сегодня во многих странах мира обычный способ голосования претерпевает кардинальные изменения.

И это не прихоть правящих партий или правительств. Избирательный процесс не должен оставаться в стороне от технологического. Намереваясь совершить в считанные годы прорыв в сфере индустриально-инновационного развития, мы не можем подвергать сомнению и целесообразность очень простых и в то же время надежных технических изменений в процедуре голосования. Тем более, если оно сводит до минимума возможность вмешательства человека в процесс волеизъявления граждан.

При решении вопроса об электронной системе голосования власть заняла разумную позицию, выбрав самый умеренный способ модернизации технологии голосования. Наряду с привычными бумажными бюллетенями граждане могли воспользоваться электронным пультом, очень удобным в обращении. Голосование с помощью этого простого сенсорного устройства проведено на 960 избирательных участках, что составляет менее чем 10 процентов от их общего числа. На остальных голосование проходило по традиционной схеме.

Что сказали наблюдатели

За ходом нынешних парламентских выборов наблюдала внушительная делегация международных и зарубежных наблюдателей. Они работали во всех регионах страны, а не только в центральных городах, как это было раньше. Их количество ныне превысило тысячу человек, из которых более 330 – представители международных организаций, в числе ОБСЕ, ПАСЕ, международные НПО по защите прав человека, ШОС, Международная ассоциация "Election and Democracy" и других.

Представительной выглядела миссия наблюдателей стран СНГ, численностью в 420 человек. Они представляют исполком СНГ, Межпарламентскую ассамблею СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и другие. Кроме того, своих наблюдателей направили к нам 17 государств. И вот, по оценкам международных наблюдателей, применение новой системы голосования – это глобальный рывок Казахстана вперед. Некоторые страны даже изъявили желание перенять опыт нашей системы "Сайлау". Всего в день голосования общее количество наблюдателей за выборами, в том числе от кандидатов и партий, составило порядка 20 тысяч человек.

В целом же большинство международных наблюдателей сразу отметило высокую организованность и прозрачность прошедших выборов. Так, наблюдатели от СНГ признали, что выборы прошли "в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства и транспарентно", о чем уже 20 сентября заявил на пресс-конференции в Астане секретарь исполкома СНГ, глава миссии наблюдателей Содружества на парламентских выборах Казахстана Владимир Рушайло. Он отметил также, что оценку и предварительные выводы наблюдатели СНГ делают на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных при посещении избирательных комиссий и участков.

Высокую оценку выборам дали американские наблюдатели. В частности, президент Международного центра по налогам и инвестициям Даниел Витт заявил, что в процессе выборной кампании международные наблюдатели смогли почувствовать атмосферу открытости и приверженности Казахстана провозглашенным демократическим принципам. Другой член делегации Дуглас Таунсенд, старший советник Международного центра по налогам и инвестициям, отметил, что на него большое впечатление произвели достаточно высокая явка казахстанцев на выборы, оптимизм этих людей, а также "конструктивность оппозиционных партий, готовых сотрудничать с правительством на благо страны".

И, по меньшей мере, довольно странно прозвучала официальная точка зрения США, озвученная во вторник Госдепом, в которой выборы в Казахстане признаны не соответствующим международным нормам. Видимо, официальный Вашингтон больше доверяет чиновникам из ОБСЕ, сделавшим точно такой же вывод, чем своим согражданам, наблюдавшими за голосованием непосредственно в Казахстане.

По поводу этого заявления ОБСЕ вчера пресс-служба нашего МИДа распространила сообщение, в котором говорится, что "текст заявления на английском языке, являющийся оригиналом, в ряде случаев не соответствует переводу на русский язык, что существенно искажает смысл документа ОБСЕ и ПАСЕ". Так, если раньше говорилось о "не соответствии обязательствам стран-участниц ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов", то теперь, по заявлению МИД РК, говорится лишь о "не полной мере соответствия".

"Наряду с этим, – говорится в сообщении МИД, – в русском переводе текста заявления в части, касающейся улучшений прошедших 19 сентября 2004 года выборов по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1999 года, упущен абзац следующего содержания: "Прозрачные урны для голосования были внедрены на всех избирательных участках в порядке меры укрепления доверия".

На эти и другие неточности в переводе на русский язык казахстанской стороной были указаны на прошедшей 21 сентября с.г. в МИД РК встрече с главой Миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ, послом Робертом Бэрри. Глава миссии признал значительные расхождения в текстах данного документа, и 22 сентября с.г. в казахстанское внешнеполитическое ведомство был представлен текст заявления на русском языке с вышеназванными исправлениями", – подчеркивает пресс-служба нашего МИД.

В унисон заокеанским "судьям" прозвучали и заявления лидеров некоторых оппозиционных партий, посчитавших выборы нечестными и нелегитимными.

Как механизм общественного влияния

Политологи отмечают, что выборная кампания проходила на фоне доминирующего положительного психологического настроя большинства населения. Они восприняты значительной частью населения и как механизм общественного влияния на ситуацию в стране, закрепления имеющихся достижений и решения насущных социальных проблем. Позитивный социальный настрой среди большинства населения позволил партиям пропрезидентского блока сконцентрировать существенный электоральный ресурс. Если на прошлых выборах за месяц до голосования количество лояльных к режиму людей и партий составляло 25,8 процента, то в этом году оно достигло 60 процентов. Что в целом и предопределило исход всего выборного марафона.

Прошедшая кампания со всей очевидностью показала, что сегодня ошибочно делать ставку на эпатирующих публику "генералов" и примелькавшихся "телезвезд". Исход выборов во многом объясняется активными действиями ее многочисленных "офицеров" и "сержантов", рядовых партийных функционеров, сознательно сделавших свой выбор еще раньше.

В целом, как показывают замеры общественного мнения, нынешние выборы сказались на укреплении внутриполитической стабильности в стране. Более половины населения констатирует наличие демократических изменений и подвижек в политической сфере.

Характерным для нынешних выборов стал и прорыв казахстанского экспертного сообщества. Резко повысилось качество и достоверность прогнозов развития ситуации в предвыборный период. Отмечается рост исследовательской инфраструктуры. На информационном поле можно было наблюдать результаты предвыборных опросов, социологическую интерпретацию и прогнозы. Практически все опросные структуры были единодушны в оценках электоральных рейтингов политических партий.

Еще задолго до начала выборов подавляющее большинство экспертов и обращало внимание на произошедшие серьезные изменения в электоральной среде. Они сходились во мнении, что на нынешних парламентских выборах граждане, вполне возможно, будут голосовать за сохранение сложившейся в стране ситуации. И с этой точки зрения победа партии "Отан", которую избиратели однозначно рассматривают как партию стабильности, не вызывает никаких сомнений. У этой победы, что бы ни говорили политические противники партии, есть вполне объективные и очевидные предпосылки.

Очевидным прорывом в группу лидеров следует признать успех оппозиционной партии "Ак жол". Это наглядно показывает, что власть сумела провести открытые и честные выборы, воспользовавшись которыми "Ак жол" сумеет провести в Парламент своих сторонников. Также можно констатировать высокую плодовитость партии в деле принятия различных обращений и заявлений, умудряясь при этом сохранить "золотую середину" между радикализмом и конструктивизмом.

Своеобразным политическим вундеркиндом можно назвать партию "Асар". Конечно, преувеличенные прогнозы относительно сбора 50 процентов голосов не сбылись. Скорей, это была "психическая атака" на соперников, так как подобный расклад в принципе был невозможен. Но партия, получив третье место, уверенно стала одним из лидеров политического Олимпа республики. Следствием подобного успеха можно назвать активную информационно-пропагандистскую работу и выверенное, грамотное применение выборных технологий.

Убедительное первенство "Отана"

Победа партии "Отан" наглядно продемонстрировала, что казахстанцы доверяют социально-экономическим реформам, проводимым в нашей стране. Ведь именно с ними ассоциировались партия "Отан" и ее предвыборный слоган "Сделано немало. Продолжим вместе!". В результате выборов партия вновь подтвердила свою легитимность в глазах граждан, поскольку прошла два цикла выборов в маслихаты и теперь уже два парламентских цикла.

По мнению большинства специалистов, победа "Отана" была предсказуема и закономерна. Она стала результатом пяти слагаемых.

Прежде всего, это дань уважения ее лидеру – Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Высокий мандат доверия "Отану" со стороны населения достался партии во многом благодаря тому, что она ассоциируется с его личностью. Избиратели видят в Главе государства гаранта политической стабильности, успешно справляющегося со своими обязанностями.

Во-вторых, победа "Отана" – это закономерный итог той огромной и повседневной работы, которую партия проводила в течение последних лет. Можно с уверенностью сказать, что за прошедшие после предыдущих парламентских выборов пять лет в стране произошли существенные позитивные изменения. Рост экономики составил 50%. Основные проблемы, с которыми страна столкнулась в 1999 году, решены в результате работы именно "проотановского" парламента. Была заложена существенная база дальнейшего роста. Победа партии стала своего рода выражением надежды избирателей на продолжение реформ.

В-третьих, большинство голосов, отданных за "Отан", показывает, что партия сумела довести до избирателей свою социально-экономическую программу. Программа партии "Казахстанский путь" стала одним из самых проработанных, понятных и реальных документов. Она охватила все основные сферы жизни общества и отразила интересы большинства граждан. Кроме того, лидеры "Отана" сумели весьма ярко проявить себя в ходе таких крупных общереспубликанских событий, как "Съезд трудящихся", "Форум женщин", "Форум сторонников партии "Отан". На Конгрессе молодежи, на котором избранные во всех областях лидеры провели коллективный мозговой штурм и приняли программу развития молодежной политики на пять лет, партия "Отан" взяла на себя обязательства по ее реализации.

Четвертой причиной стала высокая технологичность партии. С самого начала выборной гонки было ясно, что партия "Отан" делает серьезную ставку на политические технологии. На нее работали профессионалы, ее агитационная кампания велась системно и массированно. Можно говорить о том, что "листовочную войну" партия "Отан" выиграла вчистую. Ее слоганы, цвета и даже агитаторы отработали "по полной программе".

Пятая причина – широкая социальная база партии. "Отан" объединяет в своих рядах представителей самых разных слоев населения: все основные этноконфессиональные, социальные, возрастные группы. Это своего рода "Ноев ковчег", команда которого придерживается отнюдь не однозначных взглядов по самому широкому кругу вопросов. Совершенно очевидно, что оглушительная победа – это не только лавровый венок на головы победителей, но и груз ответственности.

Кроме того, у этой партии самая разветвленная сеть региональных представительств. Они имеются не только во всех областях, но и во всех районах, и даже на поселковом уровне. В "Отан" входит более 400 тысяч граждан. Это абсолютный рекорд за всю историю независимого Казахстана. При этом во время выборов кандидаты от партии представлены как на общереспубликанском уровне, так и практически во всех одномандатных округах. А это означает, что лидеров общественного мнения, так называемых "узнаваемых лиц", у партии "Отан" было больше, чем у всех остальных.

В том, что убедительно победит "Отан", сомнений практически не было. Основная интрига, по мнению большинства экспертов, развивалась в отношении третьего и последующих мест в партийном списке.

Высокий полет АИСТа

Предварительные результаты подсчета голосов на выборах в Мажилис Парламента вывели избирательный блок "АИСТ" в число первой "четверки", что опровергло критические прогнозы ряда экспертов, указывавших на поздний "старт" политического объединения аграриев и промышленников. Сегодня уже известно, что девять представителей АИСТа избраны депутатами по одномандатным округам, а еще троим предстоит борьба во втором туре.

По общему признанию большинства аналитиков, включая даже самых придирчивых и ироничных, секрет электорального успеха этого блока стал одной из самых интересных интриг прошедших выборов. Долго "раскачиваясь" по отдельности, объединившиеся в июле текущего года представители аграрного и индустриального секторов экономики, внезапно и активно стартовали, демонстрируя высокую организованность, знание и грамотное применение современных политтехнологий, что в итоге вылилось в целенаправленную и мощную работу со своим электоратом. В целом, вся избирательная кампания блока "АИСТ" оказалась короткой, но точно просчитанной, и прошла по восходящей траектории взлета с пиком на последнюю предвыборную декаду.

Аграрно-индустриальный союз не ограничился эффектом электоральной новизны и выдвинул предвыборную платформу, основой которой стал серьезный социальный пакет, существенно отличающийся от "дежурных" лозунгов и демагогии оппозиционных объединений, адресованных "простому народу". Как результат, непосредственно на выборах АИСТ "оттянул" на себя серьезную часть электората, ранее находившегося в категории "протестного".

По мнению аналитиков, неназойливая и спокойная программа блока "АИСТ" сформирована в форме емкого посыла сугубо своему электорату – легкие для восприятия пункты четко направлены на удовлетворение конкретных устремлений каждого человека, трудящегося в селах и городах. Качественные характеристики электорального образа АИСТа – конкретность и реалистичность, расчет на лучшие и добрые качества личности своего избирателя.

При этом в экономической части программы АИСТа подчеркивается, что повышение внутреннего совокупного спроса потребует принятия блока базисных социальных законов, направленных на рост платежеспособности населения и усиления роли государства в управлении экономикой. Особой чертой деятельности АИСТа стал ярко выраженный региональный акцент. К примеру, чего только стоит акция "Ак бата", прошедшая во многих городах и селах страны.

* * *

Теперь, когда выборы позади, самое время следить за тем, как же будут выполняться предвыборные обещания партий и кандидатов. И эта возможность нам представится уже буквально через пару месяцев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz