Елена ПАК, "Известия-Казахстан", 5 октября
Изменения в законодательные акты по вопросам налогообложения, которые обсуждаются в эти дни в мажилисе, в случае принятия значительно ужесточат нормы налогового администрирования. Уже на первом заседании рабочей группы скрестились шпаги представителей Конфедерации работодателей РК и Налогового комитета. Стороны были предельно корректны, но позиций сдавать не желали.
- По многим моментам, особенно вносимым в административное законодательство, предлагается слишком большое увеличение штрафных санкций, - считает заместитель исполнительного директора Конфедерации работодателей Алма Нургужаева. - И наиболее ощутимо такое увеличение может ударить по малому бизнесу, для него ситуация станет просто болезненной. "Новая редакция ни в коем случае не ужесточает условий работы налогоплательщиков", - не соглашается с ней начальник отдела Налогового комитета Министерства финансов Шафкат Кудабаев. Есть даже некоторые поправки, которые, наоборот, направлены на их улучшение. Например, снижение размеров административных штрафов по статье 207 - сокрытие объектов налообложения. По статье 206 процентный штраф меняется на месячный расчетный показатель, то есть размер штрафа снижается значительно.
- Помимо фискальных функций налоговое законодательство должно еще и стимулировать бизнес, - настаивает Алма Нургужаева. - К сожалению, эта стимулирующая составляющая у нас очень слабо выражена. Во всем мире признано, что расширение легального бизнеса обеспечивается только снижением налогового бремени. Тогда налогоплательщикам выгоднее платить налоги в правовом поле, нежели уходить от них и пытаться решить проблемы иным способом.
- Необходимость в ужесточении мер администрирования все-таки есть, - не сдается налоговик. - Нормы действующего КОАПа в недостаточной мере регулируют деятельность в части исполнения административных штрафов, например, когда речь идет о сроках давности этих штрафов. Мы не всегда имеем возможность налагать штрафы в те сроки, которые установлены КОАПом сейчас. Поэтому и просим увеличить этот срок и дать возможность довзыскать их. Для нас также важно, что исполнение административных штрафов по налоговым правонарушениям передадут органам налоговых служб. Сейчас этими полномочиями обладают судебные органы. Раньше исполнение было закреплено именно за налоговыми органами, и никто не жаловался. Результаты последнего "эксперимента" не очень хороши. Из 55 миллиардов тенге наложенных за первое полугодие штрафов взыскан только один (!) миллиард. Так что изменения вносятся именно с целью повышения ответственности налогоплательщиков.
Уже после горячего обсуждения вносимых изменений заместитель исполнительного директора Конфедерации работодателей рассказала, что некоторые предприниматели предлагают взять за образец российскую модель налогообложения. Налоговая нагрузка по российской схеме ниже отечественной на 30 процентов! В свое время в отечественном законодательстве был установлен сквозной НДС по всем отраслям, убраны налоговые льготы для пищевой и перерабатывающей промышленности. Россия на это не пошла, здесь до сих пор понижен НДС для этих отраслей.
- Это говорит о том, что наши товаропроизводители, особенно "пищевики" и "легковики", будут вытесняться российскими, у которых ниже налоговая нагрузка, - озабочена Алма Нургужаева. - Следовательно, в ценовой конкуренции мы уже проигрываем. Даже просто закупать в России и транспортировать сюда продукты торгующим предприятиям выгоднее, чем работать с нашими предпринимателями, у которых НДС намного выше. Получается, мы сами себя загоняем в угол. Этого нельзя так оставлять, потому что именно такие предприятия нуждаются в ускоренном развитии, обновлении производства. Более того, они относятся к стратегическим отраслям, поскольку это продовольственная безопасность, связанная со здоровьем населения. Их более жестко контролируют, они выполняют много функций и обязанностей, дают большую занятость. Если в новом Налоговом кодексе для небольших предприятий льгот не будет, мы просто лишимся нашего малого бизнеса.
Между тем в пояснительной записке к проекту закона сказано, что изменения направлены "на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции и приток инвестиций в экономику страны". При этом ставка действительно делается на крупные предприятия: "повышается заинтересованность отечественных компаний в реализации долгосрочных проектов с выпуском сложной продукции с длительным жизненным циклом, стимулируется внедрение высокотехнологичных видов основных средств".
Такая крупномасштабная удочка закидывается с учетом индустриально- инновационной стратегии, призванной отвлечь инвесторов от сырьевой ниши. Для этих целей от корпоративного подоходного налога предполагается освободить вновь созданные предприятия исключительно в рамках инвестпроектов по созданию новых производств. При этом в отдельных случаях правительство может установить срок действия преференций до десяти лет.
В проекте введены нормы, которые призваны стимулировать отечественные предприятия к производству товаров с высокой добавленной стоимостью и по высоким стандартам качества. Для этого предлагается ввести режим особого обложения.
Заместитель исполнительного директора Конфедерации работодателей сомневается, что проект закона в случае принятия приведет к всплеску инвестиционной активности. По ее мнению, этого не произойдет хотя бы потому, что общих преференций нет.
Пока поправки и предложения к законопроекту поступают только от общественных организаций, но уже сейчас их около четырехсот. Окончательный вариант Налогового кодекса рабочая группа должна представить на рассмотрение мажилисменов не позднее 27 октября, чтобы с учетом процедуры в сенате законопроект лег на стол главы государства не позднее 1 декабря 2004 г. |