NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:04 ast
11:04 msk

Очень простая идеология
Наш Казахстан - это страна, о которой мы почти ничего не знаем
06.10.2004 / политика и общество

Сегодня, когда еще не просохли чернила на избирательных бюллетенях, пока еще не развеялся дым от предвыборных баталий, хочется понять, что же это такое было? Что с нами происходит и что нас ждет в ближайшем будущем? Вопрос далеко не праздный. Потому что большинство из нас уже научились ценить тот комфорт жизни в Казахстане, к которому за последние годы мы все привыкли. Внушает оптимизм и тенденция улучшения ситуации в стране. В общем, впервые за всю обозримую историю многим из нас есть что терять и есть к чему стремиться. Поэтому при всей нашей пассивности не должно быть безразлично, что на самом деле происходит в стране. А в стране происходят перемены, и обстоятельства вынуждают определиться по отношению к ним. Потому что перемены могут происходить или к лучшему, или, наоборот, к худшему.

Парадокс ситуации заключается в том, что последние выборы (при всей неоднозначности их оценки) - это шаг на пути политической либерализации нашего общества. При этом все наши успехи последних лет связаны с экономической либерализацией, которую решительно, последовательно и даже жестко провел за 10 лет существующий политический режим.

Что характерно, но при начале либерализации экономики Казахстана никого из нас не спрашивали, какова будет цена вопроса. Как переживет общество отмену льгот, введение рыночных цен на коммунальные платежи? Как оно среагирует на проведение пенсионной реформы, на приватизацию? Все те вопросы, которые сегодня задают в соседней с нами России, где до сих пор не могут решиться на необходимые реформы, потому что слишком высока их цена. В Казахстане в середине 1990-х все реформы провели, невзирая ни на какие трудности. Причем проводили их по классическим западным канонам наши "младореформаторы", которым политический режим дал карт-бланш на рыночную жесткость ради конечного результата.

Все нужные рыночные реформы в Казахстане были осуществлены и дали свои результаты. Сегодня мы единственная страна в бывшем СССР, кроме Прибалтики, которая полностью отказалась от советского наследия и смогла построить рыночную экономику. Мы просто прошли этот свой путь настолько быстро, насколько было возможно.

И вот теперь, после того как все необходимые преобразования осуществлены и растет уровень жизни, начинается процесс политической либерализации. До лета-осени 2004 года политика не имела для нашего общества такого значения, как сейчас. Нас волновали экономика и наша жизнь. Теперь общество начинает активно вовлекаться в политические процессы или его в них вовлекают. И самое любопытное: в обществе началась политическая дискуссия о том, куда движется Казахстан и куда он должен идти.

Главная дискуссия разворачивается вокруг демократизации в принципе. По мнению многих, нам не хватает именно демократизации для того, чтобы решить все накопившиеся в обществе проблемы. Это касается коррупции, всевластия акимов, социальных проблем. При желании каждый из нас может набросать целый список того, что ему не нравится в социально-экономической жизни Казахстана. Поэтому считается, что демократизация общества, введение института выборности акимов, передача власти Парламенту (список можно продолжить), без всякого сомнения, позволят добиться перемен к лучшему. Соответственно, тот, кто поддерживает данные идеи, автоматически становится прогрессивным человеком, а тот, кто выступает против, выглядит консерватором. Причем предполагается, что консерватором может быть только человек, близкий к власти.

Однако это слишком простая схема и, более того, чрезвычайно опасная для государства и общества, потому что она невольно тянет нас в прошлое. Это было тогда, когда во времена позднего СССР безобидная вначале дискуссия о политической либерализации привела к распаду великой страны. Поэтому невольно возникает желание как раз и выступить с точки зрения консерватора - человека, который опасается и не хочет слишком быстрых перемен.

Суть проблемы довольно проста. В свое время в СССР решили провести политическую либерализацию раньше, нежели экономическую. И система не выдержала огромного вала проблем, которые хлынули на общество из-под развалин здания советского тоталитаризма.

Прямым следствием либерализации стали конфликты в Азербайджане, Грузии, Молдове, Таджикистане. Избежать конфликтов удалось тем странам, которые, как Казахстан и Узбекистан, смогли взять под контроль процессы либерализации, начатые в бывшем СССР. Ценой вопроса было их ограничение.

Те, кто старше 30, хорошо должны помнить ощущение тревоги и ожидания худшего, которые господствовали в то время. Тогда мы прошли по краю пропасти. Слишком сильны были противоречия между русскими, которые только что потеряли свою Большую Родину, и казахами, которые эту Родину приобрели, между городом и деревней, между русско- и казахскоязычными казахами. Это время еще ждет своего объективного историка. Но несомненно одно: остановить либерализацию в то время было жизненно важно для сохранения страны и ее будущего развития.

В аналогичной ситуации оказался соседний с нами Китай. В этой стране влияние политической либерализации в СССР привело к трагическим событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда китайская армия подавила выступление студентов. После этого китайское руководство приняло курс на продолжение экономических реформ при одновременном жестком контроле над политическими процессами в обществе. К этому можно относиться по-разному. Например, очень жалко тех, кто погиб на площади в 1989 году, но, с другой стороны, если бы Китай пошел по пути СССР, то его нынешние экономические успехи были бы просто невозможны.

И дело тут не только в решительности политического руководства Китая в борьбе за стабильность той политической системы, которая существует в стране. Дело в его решимости провести экономические реформы, используя для этого всю мощь государства, которое создает условия для бизнеса и трансформации общества. В результате китайцы хотят получить сильное, современное, процветающее государство. И это примиряет современное поколение китайцев с Компартией Китая и памятью о событиях на Тяньаньмэне.

Главный урок из прошлого в том, что в восточных обществах политическая либерализация по западному образцу может привести к краху. В то же время секрет успеха в Азии прост. Жесткая политическая система плюс экономическая либерализация. Так все начиналось в Сингапуре, Малайзии, Южной Корее. И вот этого как раз не поняли в Узбекистане и Туркменистане, где правящие режимы решили просто законсервировать ситуацию. Результат налицо. Никаких рыночных реформ и никакого улучшения жизни для людей.

Главным необходимым условием успеха экономических реформ в Азии была концентрация на начальном этапе политической власти. Причем надо отметить, что степень радикальности реформ в экономике была тесно связана с отсутствием либеральных реформ в политике. Другими словами, люди были избавлены от необходимости беспокоиться, например, о межнациональных отношениях.

Взамен они получили возможность обогащаться. Главная идеология рыночного общества - это личное благосостояние. И людям становится все равно, кто покупает у них товар или оплачивает им услуги. В результате в Казахстане мы имеем уникальную ситуацию. Нигде в мире больше нет страны, в которой так тесно были бы переплетены между собой на огромном пространстве представители Европы и Азии. Казахи и русские, немцы и узбеки, украинцы и уйгуры. Сегодня им практически нечего делить.

Однако постановка вопроса и дискуссия о необходимости ускоренной политической либерализации в Казахстане может все изменить. Возьмем в качестве примера ситуацию с выборами акимов. Предполагается, что свободно выбранные акимы - это шаг к дальнейшей демократизации общества. Вовсе нет. В условиях восточного общества свободно выбранный аким неизбежно станет местным "ханом", который просто воспользуется демократической процедурой для того, чтобы взять власть в свои руки и, возможно, навсегда. Старая формула гласит, что на Востоке победитель получает все. В результате мы станем свидетелями столкновений региональных "ханов" с центром, что напрямую будет угрожать целостности государства и нашему с вами спокойствию.

Нельзя забывать, что ускоренная либерализация откроет дорогу радикалам самых разных мастей, популистски настроенным политикам. В том, что такие у нас есть, вряд ли кто сомневается. Феномен демагога Жириновского с националистической спецификой может пробудить в Казахстане такие силы и страсти, которые удержать под контролем будет очень сложно. Представьте, что каждому гражданину придется определиться по отношению к резким националистическим призывам и оценкам ситуации.

Можно сделать предположение, что казахстанское общество не выдержит обсуждения острых национальных проблем и вызванного им общественного накала. А то, как это может происходить конкретно, пусть каждый представит себе сам.

И вот тут мы подходим к очень важному тезису: кому, собственно, нужны перемены в Казахстане? На эту проблему можно посмотреть одновременно с внутренней и внешней стороны. Само общество сегодня перемен явно не ждет. Вернее, оно хочет, чтобы было еще лучше, чтобы не стало коррупции, злоупотребления властью, чтобы не было скандалов. Но глобальные перемены не устраивают большую часть населения. Жизнь только-только наладилась. Скорее, можно ожидать, что перемен ждет часть элиты: как та, что ушла из власти по разным причинам, так и та, которая считает, что появился хороший шанс изменить ситуацию в свою пользу.

Другое обстоятельство связано с внешним влиянием на Казахстан. В этом, безусловно, заинтересованы некоторые страны. Не потому, что у Казахстана много ресурсов, а в первую очередь из-за его стратегического расположения на карте. Тот, кто будет иметь влияние здесь, сможет быть под боком у России, Центральной Азии, Китая и Ирана одновременно. Единственная страна, которая больше всего заинтересована в этом, - США. Россия и особенно Китай - принципиально важные для США государства на ближайшие десятилетия. Иран важен для США всегда. Тем более что Иран, в свою очередь, стоит под боком у американцев в Ираке, Афганистане и на ливано-израильской границе.

В связи со всем вышесказанным у нас в Казахстане сложилась чрезвычайно любопытная ситуация. В целях усиления своего влияния США через свои неправительственные фонды и институты оказывают скрытую поддержку и субъектам оппозиции. В то же время Россия и Китай имеют дело лишь с действующей властью. Вряд ли это случайное совпадение.

Такой вот получается парадокс. Одно ясно наверняка: жизнь гораздо сложнее любых черно-белых формул, и надо стараться избегать резких движений. Тем более что любая либерализация - это начало борьбы за власть. А интерес консервативно настроенного гражданина, которому есть что терять, заключается в сохранении текущего положения вещей ради стабильности своего статуса и будущего своих детей. Очень простая идеология.

Султан АКИМБЕКОВ - главный редактор журнала "КонтиненТ",
Константин СЫРОЕЖКИН - директор аналитического центра Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ),
Мурат ЛАУМУЛИН - заместитель директора аналитического центра,
Чокан ЛАУМУЛИН - сопрезидент АИРИ,
Искендер СЫРГАБЕКОВ - сопрезидент АИРИ

"Казахстанская правда", 5 октября


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр Казахстана и Президент Татарстана обсудили вопросы дальнейшего двустороннего сотрудничества 29.10.2004
Введение земельных аукционов не влияет на рост цен на рынке недвижимости 29.10.2004
Каталог мер доверия СВМДА 29.10.2004
Глазок демократии 29.10.2004
За "нашего сукина сына"! 29.10.2004
Сейм Латвии свалил правительство 29.10.2004
Сергея Багапша признали победителем президентских выборов в Абхазии 29.10.2004
Европа трещит по швам 29.10.2004
В борьбе с наркоманией, помимо карательных, необходимы и превентивные меры 29.10.2004
Мажилис одобрил в первом чтении поправки в налоговое законодательство 28.10.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz