Владимир АЛТАЕВ, "Казахстанская правда", 9 октября
Западные ворота страны - так заслуженно называют Атыраускую таможню, которой на днях исполнилось 15 лет. В конце девяностых в комнате старенькой Гурьевской таможни работало пять человек - они обслуживали бурно развивающийся Тенгиз. Сегодня это департамент с четырьмя управлениями и восемью постами, где несут служу почти 300 сотрудников… Он контролирует движение грузов не только автомобильного, воздушного, железнодорожного транспорта региона, но и морского. Понятно, что в разы выросла и эффективность департамента c надписью "Customs": только за последние пять лет в доход страны им перечислено 28 миллиардов тенге...
Это можно принять за вымысел, но во времена Великого шелкового пути, когда не существовало точных карт, а границы государств определяли "на глаз", на территории современного Казахстана уже действовали первые таможенные ворота. Первые же полноценные посты появились столетие назад на границе с Китаем…
Современная таможня - мощная разветвленная сеть, держащая "на замке" границы страны. Департамент таможенного контроля Атырау - "плацдарм" всего региона.
Говорят, кому много дано, с тех и спрашивают иначе: быстрое развитие экономики и транспортной инфраструктуры области уже скоро потребует от таможенных органов серьезных усилий.
Завершается капитальная реконструкция дороги Атырау - Уральск по европейской стороне Урала. Вскоре закончат и трассу до Актау, а также коридор от Атырау до Астрахани. Восстановленная транспортная артерия гарантированно поднимет транзит России с Узбекистаном и Кыргызстаном. Кроме того, международный аэропорт города после пуска новой воздушной гавани столицы перехватит на себя часть возросшего потока пассажиров и грузов. А значит, прибавится работы и атырауским таможенникам.
Муравейником разрастается нефтегазовый сектор Каспия. А это - десятки предприятий с участием иностранного капитала и огромные объемы экспорта продукции по "железке" и нефтепроводам. Таможня возьмет "шефство" и за модернизируемым сейчас морским портом Актау - единственной гаванью международного значения. Надо ли говорить, как возрастет здесь грузопоток?
Только несколько фактов. Сразу 11 крупных предприятий открылись в области за последнее время. Так годовой объем производства перешел планку в 600 миллиардов тенге, а внешнеторговый оборот составил более трех миллиардов долларов. Сегодня предприятия Атырауской области экспортируют товаров в шесть раз (!) больше, чем завозят извне… Словом, хлопотное хозяйство досталось атыраускому ДТК.
…Гурьевская таможня создавалась Главным управлением государственного таможенного контроля Совета Министров в 89-м с конкретной целью: проверять авиа- и железнодорожные перевозки грузов и имущество иностранных фирм, занятых на Тенгизском месторождении. В строительстве нефтегазового комплекса рассчитывали задействовать серьезные ресурсы со всего Союза и некоторых зарубежных стран. Бойко шли импортно-экспортные операции на всех видах транспорта. Впрочем, и спустя 15 лет они продолжают наращивать темп…
По истории ДТК Атырау можно проследить летопись становления всей таможни страны. И приятно, что это история - в лицах. Заботы по обустройству "всего и вся" выпали на долю первого начальника Гурьевского отделения Мурата Утешева. Труднее всего начинать с голого места... Этот человек за восемь лет заложил фундамент будущей организации. Но, наверное, главное его достижение лежит в другой плоскости: он сумел собрать единомышленников и точно настроить механизм работы. К слову, сегодня подразделения департамента по Атырау возглавляют 19 человек из первого, "утешевского" состава.
Через год под крыло Гурьевской таможни перешли малочисленные посты Актюбинска, Уральска, Шевченко и Кульсаров - по сути, весь запад страны. Столь обширная "география" вынудила увеличить штат на 45 сотрудников. Контролировать грузопоток, а тем более бороться с контрабандой было проблематично и из-за характерной для того периода "зыбкой" правовой базы и полного отсутствия Таможенного кодекса.
Благодаря опять же географическому положению Атырауская таможня после образования Главного таможенного управления вновь стала центром региона с численностью в тысячу специалистов. На границе с Россией появились 28 пунктов пропуска, работавших в круглосуточном режиме. Несмотря на успехи, новая структура себя не оправдывала. Лестница из четырех уровней - региональное подразделение, область, главное управление, Минфин - получилась громоздкой и малоэффективной. При этом "регион" отвечал головой за все. Вскоре эту "ступень" упразднили.
Будто вопреки всем этим пертурбациям и шатаниям таможня Атырау ширилась и укреплялась: управление, наконец, переехало в собственное просторное здание, был отстроен пост "Курмангазы", обновлен автопарк… В конце девяностых таможня сделала качественный рывок: запущена первая очередь автоматизированной системы управления "АРМ - Универсальный", внедрено делопроизводство на государственном языке и сделано многое другое, без чего нереально функционирование современных таможенных органов. Отчасти благодаря этому департамент по Атырау превратился в своеобразную экспериментальную площадку. В 2001-м на нем опробовали проект программы реформирования таможенного управления, разработанной совместно с Госкомитетом России. В здании управления создан новый зал оформления, оснащенный по последнему слову техники, улучшена база и инфраструктура. Эксперимент удался: вскоре вышло постановление Правительства "Программа развития таможенной службы РК на 2003-2005 годы".
В разные годы таможней руководили Еркинбек Халидуллин, Асан Абдукаримов, Султан Амирбеков, Ержан Аманияз и Сержан Дуйсенбаев - каждый из них привносил новые идеи, находил оригинальные решения в работе.
- Приятно было принять эстафету от таких профессионалов, - рассказывает начальник ДТК по Атырауской области Курмангали Тасмагамбетов. - Я горжусь тем, что продолжаю их дело…
- Какую задачу вы поставили перед собой?
- Закончить столь удачно начатое реформирование департамента… В сентябре же 2002-го в Атырау Таможенный комитет провел международную конференцию "Итоги трех лет модернизации таможенной службы РК" - анализ современного положения дел и предложения участников стали основой для нового проекта постановления Правительства "Программа развития таможенной службы РК на 2004-2006 годы", которое было подписано Премьер-Министром в октябре прошлого года. Этот план действий позволит достигнуть качественно нового уровня в сфере таможенного администрирования. Оно уже дает ощутимые результаты: объем таможенных платежей и налогов в бюджет заметно вырос. Так, наш департамент только с начала года перечислил в казну более восьми миллиардов тенге: план поступлений перевыполнен на семь процентов.
- Чем и как департамент отметил свой юбилей?
- К празднику мы приурочили долгожданное открытие учебно-методического центра АТК. Он займется переподготовкой и повышением квалификации специалистов по таможенному делу агентства, что в конечном итоге скажется на соблюдении Таможенного кодекса, ускорении и качественном улучшении обслуживания участников внешнеэкономической деятельности. Кстати, открывал новый учебный центр председатель АТК Бердибек Сапарбаев. Он же руководил работой республиканского семинара-совещания контролирующих органов, где обсуждены актуальные вопросы таможни. На торжественном собрании председатель агентства вручил грамоты, медали "За безупречную службу", поздравил с очередными званиями сотрудников департамента и его ветеранов.
- Атырауская область - "пограничная". Как вы строите работу с российскими коллегами?
- Мы установили по-соседски хорошие отношения с таможенной службой Астраханской области. Заключено и соглашение о взаимопомощи и сотрудничестве. Сейчас, к слову, идут переговоры о создании единого автомобильного пункта пропуска через государственную границу "Караозек - Котяевка". Также мы разрабатываем документы, определяющие порядок взаимодействия таможенного контроля касательно транзита и доставки товаров из Китая в Россию. В ближайшее время будет приведен в соответствие перечень пунктов пропуска алкогольных и табачных изделий через российско-казахстанскую границу. Все это делается для упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления и, как следствие, роста товарооборота пограничных регионов. Весь же оборот области за пять последних лет превысил 14 миллиардов долларов. |