"Казахстанская правда", 12 октября
В августе-сентябре в газете "Республика. Деловое обозрение" опубликованы редакционные статьи Мухаметжана Адилова "Космическая" афера на КТЖ, или В чей карман попали $ 46 миллионов, украденных на железной дороге?", "Как Генпрокуратура не справилась с КТЖ", "Модернизация" с убытком в $ 6,4 миллиона, или Как КТЖ покупала магистральные тепловозы вопреки оценкам специалистов и здравому смыслу". В них сообщается о многочисленных фактах хищений собственности национальной компании в акционерном обществе "Национальная компания "Казакстан темiр жолы".
С обвинением в адрес руководства национальной компании "Казакстан темiр жолы" в хищении средств выступил в сентябре Б. М. Абилов на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе Алматы. Это транслировалось телеканалом "КТК" в новостийных блоках, а также в интервью информационному агентству "Kazakstan Today", опубликованном в интернет-газете "Gazeta.kz" в сентябре.
АО "НК "Казакстан темiр жолы" заявляет о беспочвенности обвинений, а в связи с публикацией не соответствующих действительности сведений, задевающих честь, достоинство и деловую репутацию акционерного общества, 7 октября 2004 года в адрес редактора и обозревателя газеты "Республика. Деловое обозрение" и Б. М. Абилова направлены письма с требованием опровержения сведений в установленном законодательством порядке.
-----
Fitch подтвердило рейтинг "Казахстан темiр жолы" на уровне "BB+" Алматы. 12 октября. КАЗИНФОРМ
Вчера в Лондоне международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило приоритетный необеспеченный рейтинг в иностранной валюте компании "Казахстан темiр жолы" (КТЖ) на уровне "BB+", прогноз по рейтингу – "Позитивный". Об этом корреспонденту Казинформ сообщили в представительстве Fitch в Москве.
По мнению агентства Fitch, благоприятным фактором для кредитного рейтинга КТЖ является принадлежность компании государству и вероятность получения поддержки в случае необходимости. Кроме того, сеть железных дорог, используемая в основном для перевозки грузов, имеет национальное стратегическое значение для экономики Казахстана. Недавно принципы расчетов внутренних цен были пересмотрены и стали более обоснованными с экономической точки зрения, хотя и остаются в какой-то степени политически мотивированными.
Железные дороги Казахстана представляют собой главную транспортную артерию между Азией и Западом. Среди перевозимых товаров – уголь, руда, нефть, зерно и прочее, в частности, потребительские товары и сырье, поставляемые из Китая и в Китай. По объему выручки наиболее важными транспортируемыми товарами являются нефть и уголь. "Черное золото" транспортируется, в основном, на экспорт, в то время как уголь - как для внутреннего, так и для внешнего потребления. Перевозки нефти находятся под угрозой, так как новые трубопроводы на северо-западе привели к снижению объема железнодорожных перевозок. Тарифы на внутренние перевозки (составляющие 30-35% доходов от перевозок) должны значительно увеличиться во втором полугодии 2004 года в преддверии ожидаемого снижения поступлений от перевозок нефти, а также для введения экономически обоснованных цен на товары, покрывающих затраты КТЖ. Ожидается, что повышение тарифов негативно скажется, в частности, на положении угольных шахт в республике. Данные тарифы были согласованы с антимонопольной комиссией. Тарифы на международные перевозки (на которые приходится около 50% от грузооборота) и транзит (около 15%) устанавливаются железнодорожными органами в рамках СНГ.
В рамках проводящейся программы реформирования и приватизации железнодорожного сектора до декабря 2004 года непрофильные вспомогательные предприятия будут проданы иностранным компаниям, включая предприятия по ремонту подвижного состава и техническому обслуживанию железнодорожных путей. КТЖ ожидает, что данные меры приведут к установке конкурентоспособных цен и вводу в строй новых мощностей соседними странами (в частности, мощностей по ремонту железнодорожных путей). Предприятие по обслуживанию пассажиров, которое до сих пор субсидировалось КТЖ, будет разделено на несколько компаний или будет увеличено количество дочерних компаний.
Как отметило в своем отчете агентство Fitch, КТЖ является рентабельным предприятием, хотя потоки денежных средств до капитальных вложений в 2003 году не полностью покрывали капитальные вложения в объеме около 61 млрд. тенге (390 млн. долларов). Ожидается, что текущие капитальные вложения (около 50 млрд. тенге) будут поддержаны за счет поступлений от продажи вышеупомянутых активов и улучшения ситуации с прибыльностью. Относительный показатель задолженности компании находится на низком уровне, а чистый долг составил 5,3 млрд. тенге (34 млн. долларов) на конец 2003 года. |