Гюльнара НУРПЕИСОВА, "Казахстанская правда", 12 октября
Казахстанские и международные общественные организации продолжают комментировать результаты состоявшихся выборов в Мажилис. Несмотря на порой диаметрально противоположные мнения и оценки, эксперты сходятся в одном: выборы в Парламент стали одним из самых значимых событий года. Своими наблюдениями и оценками нынешнего электорального цикла мы попросили поделиться руководителя аналитического отдела центра коммуникативных технологий "Репутация" Валерия КОРШУНОВА.
- Валерий Иванович, что думать рядовому избирателю, когда многие международные наблюдатели, миссия Европарламента, миссия наблюдателей СНГ и другие оценили прошедшие выборы как легитимные и свободные, но ОБСЕ в предварительном заключении назвала их не соответствующими демократическим стандартам, а оппозиция вообще "выкрасила" в черный цвет?
- Думаю, рядовой избиратель все же должен доверять ЦИК, которая назвала выборы состоявшимися. А вообще, я не помню ни одних выборов в новейшей истории Казахстана, результаты которых оппозиция бы приняла. И дело здесь не только в правовой стороне вопроса, а еще и в специфике такой организации, как партия. Партии нужно максимально использовать такое крупное событие, как выборы для своей популяризации. Иначе что это за партия? А выборы - это борьба. Так что все происходит в рамках политической целесообразности.
- Выборы проходили в жестких условиях конкуренции. На что был сделан больший акцент - на избирателей или на борьбу партий и кандидатов друг с другом?
- Присутствовало и то и другое. Но для многих партий борьба за электорат была далеко не на первом месте. Некоторые партии, кстати, избирателей практически не имеют. Ведь чтобы за них бороться, нужны немалые ресурсы. Получить место в Парламенте - дорогостоящий проект. Это место у политического микрофона, голос из которого звучит на всю страну. Так что борьба действительно велась жесткая. Правда, не у всех, скажем так, хватило на нее сил.
- Победила партия "Отан". В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха? И что не сделали, может быть, упустили в предвыборной борьбе другие партии?
- "Отан" имеет не только сегодняшний успех, но и серьезный запас прочности на перспективу. По последним данным, от "Отана" пятьдесят два депутата прошли в Парламент. У блока "АИСТ" их четырнадцать, у партии "Асар" - четыре, у "Ак жола" - два, у Демократической партии Казахстана - один. И еще есть четыре самовыдвиженца, если они, конечно, в дальнейшем пожелают так себя именовать. Для конституционного большинства в Мажилисе нужно пятьдесят два голоса. И "Отан" их уже имеет. А если приплюсовать к его голосам голоса партии "Асар" и блока "АИСТ", то получается и того более - семьдесят. Секрет успеха "Отана" - в его осмысленном, основательном подходе к предвыборной борьбе. Однако дело не только в этом.
Так называемый задел для успеха был создан "Отаном" ранее. Хорошая, внятная программа, провозглашающая стабильность в обществе и повышение уровня жизни, которые казахстанцы связывают именно с пропрезидентской партией, оптимистичный настрой... "Отан", вообще, партия оптимистов. И это очень важный момент. Среди людей, поддерживающих "Отан", по нашим данным, 52,8 процента предполагают изменения к лучшему в своей жизни и жизни страны, а 31,9 процента уверены, что они произойдут. Поэтому у нее есть свой электорат. Причем не только постоянный, но и возрастающий. В 1999 году среди сторонников "Отана" преобладали в основном люди с высшим и средним специальным образованием в возрасте до сорока лет, городские жители, как мужчины, так и женщины. В 2004 году - картина та же самая.
Спрашивается, почему другим партиям не удалось "перетащить" их на свою сторону? "Асар", например, неплохо набирал "очки" до середины августа. Но ко дню выборов у избирателей проявилась усталость от рекламных роликов этой молодой партии. Просто политические технологии имеют свой предел. И опыт "Асара" это четко продемонстрировал.
Аграрная и Гражданская партии создали блок "АИСТ", объединили усилия и сумели выжить. Союз КПК и ДВК обывателю остался непонятен, и объяснить его "союзники" не сумели. Оппозиция рассчитывала на значительный протестный электорат, но объективно его часть не возросла, а сократилась. Резко предпочтения электората измениться не могут, если не случится чего-то экстраординарного. "Ак жол" подошел к выборам как к бизнес-проекту. Конечно, "соблазнить" электорат, привлечь его внимание можно, но наблюдения показывают, что в избирательной кабинке человек начинает рассуждать иначе.
"Ак жол" сбился на семнадцать тысяч тенге, а "заземлить" свою программу, объяснить, в чем связь интересов молодых и успешных бизнесменов с интересами, например, "самозанятых" в глубинке, так и не смог, не подошел серьезно к работе в округах. У молодых политиков вообще заметна склонность к технологиям, это понятно, но виртуальный образ недолговечен. Трудно было в этом плане и "Асару". В глубинке ведь избиратели смотрят конкретно: что обещает кандидат именно для его местности, села, даже фермы. И они задавались вопросам, а знают ли эти кандидаты, что нашему селу нужно? И впечатление от "Ак жола" сложилось как об экстравагантной партии, тогда как люди больше доверяют устоявшимся нормам жизни. Им нужны пусть малые, но реальные изменения к лучшему, и какие-то перспективы. Как показали выборы, свое будущее избиратели склонны связывать с "Отаном".
В центральных аппаратах многих партий вообще сформировалось свое, субъективное восприятие политического процесса, на который партии и ориентируются. Так называемой политической "тусовке" важно, кого сместили, кого назначили, надо ли расширять Парламент или нет, сколько должно быть мест по партийным спискам и т. д. Жителю глубинки все это неинтересно и не нужно. У него другая объективная реальность.
- Каким в целом было отношение электората к нынешним выборам?
- Отмечена невысокая явка. Она не составила даже шестидесяти процентов. В Алматы в первом туре вообще проголосовали лишь тридцать процентов избирателей. Это повод серьезно задуматься. Правда, и в других странах, в том числе и экономически высокоразвитых, явка тоже невелика, но там люди не идут голосовать, потому что уверены: в их обществе все будет нормально. И лишь когда возникает реальная угроза устоявшейся жизни (например, успех националиста Ле Пэна во Франции), тогда активность избирателей резко возрастает.
У нас сказывается недоверие к власти. Но есть и другие объяснения. Например, мобильность населения, когда человек живет в одном месте, прописан в другом, работает в третьем. А также новый, нарождающийся "средний класс". Низкую явку в Алматы можно объяснить еще и тем, что среди жителей города немало экономически состоявшихся людей. Они не так зависят от власти, как бюджетники, на которых и рассчитывают реально при выборах.
- О чем, на ваш взгляд, говорит факт присутствия большого числа наблюдателей на прошедших выборах?
- О сознательной открытости власти, о том, что она хотела продемонстрировать уверенность и твердость позиций, о желании улучшить имидж Казахстана в мире.
- Но все же были отмечены нарушения...
- Только на уровне исполнителей. Высшую власть в стране никто не может обвинить в том, что она участвовала в каких-то подтасовках, махинациях. Жалоб, по данным ЦИК, во время этих выборов зафиксировано в два раза меньше, чем на предыдущих... Некоторых избирателей не оказалось в списках, но в нас самих еще так сильна инерция. Мало кто изучал новый Закон "О выборах". А ведь можно было прийти на участок и проверить себя в списке. Во многих западных странах избиратели, кстати, именно так и поступают. А у нас на вопрос "Ты пойдешь голосовать?" еще зачастую отвечают: "Да не знаю".
Но, наверное, это еще и потому, что люди вообще не любят власть. Любят родителей, детей, супругов, домашних животных. А с властью лишь только мирятся. И это совершенно нормально. Легитимность власти - это как раз то, признает народ за ней право действовать или нет. А любви ждать и не нужно. Да, был элемент спешки при введении электронного голосования, не все в нем четко сработало. Я лично голосовал бумажным бюллетенем. Возможность выбора вообще очень важна. Предложите людям свободно выбрать бумажное или электронное голосование и увидите, что даже из любопытства многие выберут электронное, особенно молодежь. |