NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 05:31 ast
03:31 msk

Обновленной стране – качественное образование
Текст выступления Президента Казахстана на III съезде работников образования и науки РК
13.10.2004 / политика и общество

Астана. 12 октября. КАЗИНФОРМ

Как сообщал Казинформ, сегодня в Астане начал работу III съезд работников образования и науки РК, в котором принял участие Президент страны Нурсултан Назарбаев.

Глава государства, выступая перед делегатами и участниками съезда, остановился на проблемах и основных направлениях развития образования и науки в Казахстане. Прежде всего он отметил, что нынешний День учителя совпал со вторым туром парламентских выборов.

Вниманию читателей предлагается выступление Н.Назарбаева в изложении, предоставленном Казинформу пресс-службой Президента РК.

* * *

…Народ проголосовал во имя стабильности, мира, межнационального согласия и дальнейшего роста благополучия. Выборы в Мажилис имели свои особенности, причем не только из-за вступления в силу нового выборного законодательства и введения электронной системы "Сайлау".

Прежде всего, это связано с тем, что они проходили на фоне общей либерализации политической системы. Она проводится системно, на основе комплексного решения задач общественного развития. При этом каждый новый этап политических реформ тесно увязывается с уровнем развития экономики, гражданского общества, политической и правовой культуры населения. Только так страна сможет успешно пройти сложный период, построить современное общество, стать органичной частью глобального мира, сказал Глава государства.

Выборы – это политический конкурс, где всегда есть победители и проигравшие. Получившие мандат доверия искренне рады своей победе, а проигравшие традиционно недовольны всем и, в первую очередь, властью, законами. Это аксиома жизни: проигравший всегда стремится винить кого угодно, но только не себя. А для победы нужны не жалобы на горькую судьбину, не эмоции, а только конкретные дела и действия.

В мировой практике не было еще таких случаев, чтобы абсолютно все остались довольными от прошедших выборов, будь то Великобритания, США, Япония или Россия. Единого мнения у всех быть не может. Так же случилось и у нас, сказал Нурсултан Абишевич.

Президент открыто призывал за честность выборов, и считает, что выявленным недостаткам должна быть дана оценка, для того, чтобы они впредь не повторялись.

Выборы теперь позади. Мы должны поздравить избранных депутатов, а проигравшим сказать, что их конструктивные идеи будут учтены. Мы должны учиться слушать меньшинство, брать на вооружение все конструктивные предложения оппозиции. Как известно, я никогда не делил людей на правых и левых, и сейчас остаюсь на этой позиции, уважая мнение всех граждан, сказал Нурсултан Назарбаев.

Характеризуя развитие образования в стране, Президент отметил, что Казахстан вышел на новый этап развития, когда становится возможным решение многих задач во всех областях жизни, в том числе в образовании и науке. Рост экономики страны требует не только финансовых инвестиций. В большей степени он обеспечивается человеческим фактором, интеллектуальными вложениями.

Развитие образования и науки – это политическая и общенациональная задача. Именно поэтому она не может осуществляться как ведомственный проект. В этой связи Президентом было дано поручение разработать новую Государственную программу образования, положения которой широко обсуждались в казахстанском обществе.

Задачи поставлены серьезные, многое надо будет сделать быстро, слаженно и, главное, эффективно. Проведен подготовительный этап для реализации госпрограммы. В последние годы значительно увеличилось бюджетное финансирование образования и науки. Так, если в текущем году оно составляет сто девяносто два миллиарда, то в будущем году планируется его увеличить до двухсот пятидесяти миллиардов тенге.

Растет учительская заработная плата. За три года она повысилась у преподавателя вуза и учителя более чем на семьдесят процентов, а у преподавателей колледжа – почти на девяносто процентов. Мы и впредь намерены повышать зарплату педагогов, заявил Н.Назарбаев

Вместе с тем, отечественная система образования оказалась неспособной адаптироваться к современным экономическим условиям. В сфере образования сложился блок системных проблем, которые Правительство в течение десяти лет пыталось решить, проводя модернизацию отдельных сегментов образовательной системы. Значительно повысилась самостоятельность учебных заведений всех уровней, расширились их права в выборе учебных программ, учебников и методов обучения, проведена информатизация общего среднего образования, разработаны и активно внедряются новые учебники, произошло становление новых видов учебных организаций, создан негосударственный сектор образования. Но все это пока не привело к достижению основной цели, отметил Глава государства.

Во-первых, предпринятые меры не обеспечили повышения качества образования.

Во-вторых, одной из серьезных проблем является то, что система общего среднего образования слабо реагирует на демографические процессы в обществе. Долгое время мы не строили школ и детсадов, что привело к их перегруженности.

В-третьих, принятые меры не привели к адаптации отечественной системы образования к международным образовательным стандартам.

Поэтому Президент предложил, что необходимо четко определить, в чьих интересах осуществляются те или иные изменения: обучающихся, семьи, педагогов, образовательных учреждений, общества в целом.

Модернизация должна быть направлена на сохранение базовых составляющих образования и постоянное их обновление и пополнение. Лучшими образовательными системами являются те, где минимальна разница между самым лучшим и худшим учеником. Это подтверждено опытом Японии, Южной Кореи, Финляндии. Мы пока таким положением гордиться не можем, и многое упустили, заметил Президент.

Поэтому в новой программе развития образования на ближайшие годы мы должны учесть мировой опыт, основываться именно на нем, а не возвращаться к прежней системе советского образца, как хочется некоторым. Успехи у советского образования были, ими можно гордиться, но в целом система была слишком идеологизирована, не учитывала мирового прогресса. В итоге техническую революцию мы проиграли, хотя тоже считали, что наше техническое образование самое-самое. О гуманитарном и говорить нечего – его сгубили идейные догматы. К этому возвращаться нельзя. Поэтому в новой программе необходимо ориентироваться на мировые тенденции, работать на опережение.

На основе изложенного Нурсултан Абишевич сказал, что предстоит перестроить все уровни образования: от дошкольного до послевузовского. Предстоит практически заново воссоздать систему дошкольного воспитания. Сегодня только девятнадцать процентов детей посещают ясли и детсады. Ситуация в лучшую сторону никак не меняется. Необходимость сделать дошкольное образование максимально доступным, и особенно, для детей из малообеспеченных семей, диктует Правительству и акимам приступить к восстановлению сети детских садов.

Глава государства предложил уделить пристальное внимание проблемам общеобразовательных школ.

После предыдущего съезда построено сто тридцать пять школ, в этом году запланировано строительство семидесяти четырех школ, а в ближайшие три года будут введены в строй еще двести сорок девять. Итого за пятилетку четыреста пятьдесят восемь новых школ! О таком ранее даже и мечтать не могли, отметил Президент.

Предусматривается строительство профильных школ-интернатов. Будет сохранена и расширена сеть специальных коррекционных организаций образования, расширен доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

На сегодня определена модель двенадцатилетней школы, однако, сам по себе переход не обеспечит повышения качества образования, требуется существенно пересмотреть содержание образования, и это надо сделать уже сегодня, подчеркнул Глава государства.

Структурные преобразования должны быть обеспечены опережающим развитием системы подготовки кадров учителей. Нужен педагог новой формации. Новое поколение учителей по уровню образования должно быть не на голову выше, как это считалось всегда, а уже на две головы – это требование времени. А это, в первую очередь, задача для вузов и их ректоров. Требования к уровню знаний выпускников-учителей должны быть очень высокими. Здесь есть большие упущения. В этой связи, по поручению Президента было воссоздано пять государственных пединститутов. Теперь вопрос в уровне и качестве этих вузов.

Глава государства поручил Правительству увеличить государственный заказ на подготовку специалистов по педагогическим специальностям на базе точных прогнозных данных.

Качественное образование невозможно без материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения школ. Задачи по обеспечению всех школ кабинетами химии, физики, биологии, истории, географии, труда, мультимедийными кабинетами для развития полиязычного образования определены в Послании Президента и должны быть реализованы.

Поставлена задача довести обеспеченность компьютерами школ к 2010 году до соотношения один компьютер на двадцать учащихся от общего числа школьников и обязательно иметь возможность подключения к Интернету.

Глава государства уделил внимание и на качество выпускаемых учебников, отметив, что качество образования в немалой степени зависит от качества учебников.

Сегодня мы решили политическую задачу – создали свои учебники. Но они вызывают большие нарекания и справедливую критику. Я тоже так считаю. Специально просмотрел некоторые из них и увидел немало нелепостей и даже глупостей, сказал Нурсултан Абишевич.

Сложно научить по учебнику, в котором не только ущербный дидактический материал, но и масса орфографических и стилистических ошибок. Формулировки даются слишком мудрено. Академический язык для среднего и младшего школьного звена просто неуместен. Иные вузовские учебники написаны более доступно, чем школьные. Читая учебники истории, искренне удивляешься, как авторы превращают необоснованные легенды в исторические факты. Такими фальсификациями не сделаешь школьников патриотами страны, которые будут гордиться своей историей.

Советская эпоха нашей республики, да и досоветская, по-прежнему дается через призму коммунизма и деяний "великих партийных деятелей". Такого нет ни в одной стране бывшего соцлагеря, включая Россию.

До сих пор нет ни одного нормального учебника новейшей истории Казахстана. Драматические события нашей независимости и наша борьба за ее укрепление не стали предметом для изучения. А ведь на этом надо воспитывать детей, показывать ценность опыта дружбы, межнационального и межконфессионального согласия, показывать уникальность нашего государства, подчеркнул Президент.

Президент страны отдельно остановился на проблеме изучения казахского языка в школах.

В этом году школу закончили дети, изучавшие казахский язык по государственным стандартам в расширенном объеме. И что? Десять лет учили язык и не освоили его. Как это может быть?! Я часто слышу различные объяснения – не хватает педагогов, нормальных учебников и словарей. Но за десять лет вузы выпустили не одну тысячу учителей казахского языка. Это элементарное отсутствие хороших учебников и эффективной методики преподавания, четких требований знания языка, отметил Глава государства. Вот чем надо было заниматься, а не тратить огромные средства на всякие конференции и трубить об изучении и повышении статуса государственного языка.

Это славословие ни к чему хорошему не привело. Его результат лишь в том, что фраза "государственный язык" стала присутствовать во всех документах и на слуху. Дожились. Теперь название языка забыли. Напомню: язык казахский и русский, а государственный и официальный – это статусы, а не их названия, заметил Нурсултан Абишевич.

Пора не статусами козырять, а просто решать проблему. Если нельзя сделать свою методику, необходимо разработать ее на основе зарубежных. Это надо решать незамедлительно. Обучение казахскому языку всегда будет приоритетом.

Востребованность казахского языка стала объективной. Если на момент обретения независимости школы с казахским языком обучения составляли тридцать четыре процента, то сейчас их доля почти шестьдесят процентов. В областях со значительным числом казахского населения все делопроизводство переведено на казахский язык, а в остальных параллельно используется двуязычие. Это тоже стало очевидной необходимостью.

Введено обязательное пятидесятипроцентное вещание на казахском языке на отечественных телеканалах. Даже рекламу обязали давать пополам на двух языках. Это тоже позитивное достижение, чего раньше не было, сказал Президент.

За годы независимости количество печатных изданий на казахском языке стало больше, чем за все предыдущие семьдесят лет. Это отличный показатель. Можно твердо сказать, что государство очень многое делает для развития казахского языка.

Вместе с тем Глава страны сказал, что серьезные усилия будут приложены и для развития других языков и особенно русского, а также английского.

Необходимость в английском – это мировая тенденция, очевидная необходимость. А прекрасное владение русским – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно. Мы говорим и ведем документацию на русском потому, что сегодня этот язык знают все казахстанцы. Поэтому именно русский язык объединяет нашу нацию, всех граждан нашей страны. Так сложилось исторически и в этом никто не виноват. Нужно время, чтобы казахский язык начал исполнять такую же объединяющую роль, но торопить события не стоит, сказал Президент. Мы видим, как все дети страны стремятся учить казахский язык. Нурсултан Назарбаев выразил благодарность родителям за мудрость и дальновидность, когда они поощряют в этом своих детей.

Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским. Возможно, даже надо увеличить количество часов их преподавания – нет ничего плохого в том, чтобы быть грамотным и полиязычным.

Далее, Нурсултан Абишевич сказал, что реализация программы индустриального развития общества затрагивает и высшую школу, определяющую кадровый и технологический уровень экономики. Останавливаясь на проблеме профессионально-технического образования, Глава государства отметил, что для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития страны в ближайшие годы потребуется до 30 тысяч квалифицированных кадров. Для обеспечения этой задачи профессионально-технические учебные заведения обязаны построить свою работу по подготовке кадров с учетом их востребованности на рынке труда. К решению данного вопроса следует привлечь и частный бизнес, сказал Глава страны.

Практическим решением этой задачи должно стать обеспечение и опережающее развитие новых научных исследований, отвечающих перспективным тенденциям научно-технологического прогресса.

Фундаментальные научные исследования определяют дух и атмосферу университета, где ключевой фигурой является, прежде всего, профессор, доктор наук как руководитель научной школы или направления.

Многие выдающиеся ученые уделяли этим вопросам особое внимание, считая, что интеллектуальные силы приходят в фундаментальную и прикладную науку именно из вузовской среды.

В сфере высшего образования происходят существенные перемены. Но сеть вузов и их филиалов в стране продолжает оставаться избыточной.

Главная проблема – преобладание заочной формы обучения над дневной. Необходимо остановить подобное неэффективное "печатание" дипломов. Но это не значит, что совсем откажемся от заочной формы обучения, сказал Президент.

На Западе имеется практика экстерната, нельзя не использовать этот опыт, тем более, что он гораздо прогрессивнее и дает реальные знания. Наша заочная форма должна соответствовать критериям международного стандарта, а они очень жесткие.

В целом, для достижения нового качества высшего образования необходимо: прогнозирование потребностей рынка труда; устранение диспропорций и дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей; интеграция университетской, академической и отраслевой науки.

Во всем мире наука вся концентрируется именно в университетах. У нас также надо им передать научно-исследовательские институты, которые ранее входили в систему Академии наук. Когда университеты будут заниматься реальной наукой, тогда мы и вырастим новое поколение ученых.

Глава государства, анализируя ситуацию развития науки, констатировал, что в республике в настоящее время имеется значительный научный потенциал. Реализуются программы фундаментальных исследований и целевые научно-технические программы.

Время требует проведения активной государственной научной и инновационной политики, осуществления структурных преобразований в науке, повышения объема государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований.

Планируя увеличение бюджетного финансирования науки, мы должны также не забывать о том, чтобы в эти процессы включить и частный бизнес. Это задача непростая, тем не менее, она необходима для создания благоприятных условий успешной коммерциализации научных результатов, их воплощения в инновациях, продвижения к потребителю.

Мы можем шире использовать известные подходы к определению приоритетов исследований и внедрять наиболее эффективные механизмы их реализации. В этой связи Глава государства дал поручение Национальной академии наук по подготовке ежегодного Национального доклада о состоянии и тенденции развития мировой и отечественной науки с конкретными рекомендациями.

Говоря о задачах науки, необходимо четко уяснить, что Казахстан не сможет сохранить свой научный потенциал вне связи с национальной экономикой, а экономика не станет конкурентоспособной без опоры на науку. В современном мире произошло осознание того, что экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан.

Мы глубоко убеждены в том, что только через качественное образование и передовую науку, основу которой составляют фундаментальные исследования, можно прийти к обновленной стране и успешно решать непростые проблемы ХХI века, подчеркнул Президент.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр Казахстана и Президент Татарстана обсудили вопросы дальнейшего двустороннего сотрудничества 29.10.2004
Введение земельных аукционов не влияет на рост цен на рынке недвижимости 29.10.2004
Каталог мер доверия СВМДА 29.10.2004
Глазок демократии 29.10.2004
За "нашего сукина сына"! 29.10.2004
Сейм Латвии свалил правительство 29.10.2004
Сергея Багапша признали победителем президентских выборов в Абхазии 29.10.2004
Европа трещит по швам 29.10.2004
В борьбе с наркоманией, помимо карательных, необходимы и превентивные меры 29.10.2004
Мажилис одобрил в первом чтении поправки в налоговое законодательство 28.10.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz