NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 21:50 ast
19:50 msk

"За предстоящее десятилетие Казахстан станет страной, которой всегда будут гордиться наши граждане"
Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на открытии Первой сессии Парламента 3-го созыва
04.11.2004 / политика и общество

Астана, 3 ноября 2004 г.

Уважаемые депутаты и приглашенные!
Дорогие соотечественники!

Прежде всего, я хотел бы от имени всех казахстанцев поздравить вновь избранных депутатов Мажилиса. Сегодня вы – победители. И именно с сегодняшнего дня вы можете в полной мере реализовать свои идеи в интересах нашего народа. Предвыборная риторика осталась в прошлом, сейчас наступает время действий – конкретных и созидательных.

От работы нового состава Парламента в предстоящие пять лет будут зависеть эффективность, качество и темпы дальнейшего развития нашей страны. Ваша законотворческая деятельность, как всегда, должна быть синхронизирована с логикой и этапами проводимых в стране преобразований в рамках стратегического курса развития страны до две тысячи тридцатого года.

С началом работы нового Парламента мы вступаем в следующий этап развития казахстанского общества, общества уже зрелого, чувствующего свои силы и возможности, ориентированного на будущее.

Позади почти тринадцать лет развития нашего государства.

За это время Казахстан сумел добиться впечатляющих результатов.

Мы построили государство, которое заняло свое достойное место в мировом сообществе и стало равноправным партнером как в решении региональных, так и более глобальных экономических и политических проблем.

Мы обеспечили безопасность и территориальную целостность страны.

Мы сохраняем мир и согласие в нашем общем доме.

Мы создали рыночную экономику и добились высокого экономического роста.

Если десять лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то в текущем году он достигнет двух с половиной тысяч долларов. То есть, рост более чем в три раза!

На следующий год ВВП, на душу населения мы прогнозируем уже около трех тысяч долларов. Это, конечно, неплохой показатель. Но у развитых стран он составляет двадцать и более тысяч. Мы будем стараться неуклонно приближаться к такому уровню.

Три ведущих международных рейтинговых агентства присвоили нашей стране инвестиционный рейтинг. Примечательно, что рейтинг Казахстана теперь на уровне стран, недавно вступивших в Евросоюз. В будущем мы должны достигнуть уровня этих стран и превзойти их.

Удвоение ВВП страны к две тысячи десятому году, по сравнению с двухтысячным – это задача, которую мы выполняем с опережением графика. По прогнозам, мы сможем достигнуть его уже в две тысячи восьмом году.

Рост ВВП – не абстрактное понятие, с ним непосредственно связаны рост уровня доходов граждан страны, возможность государства в расширении социальных программ в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. И это каждый казахстанец уже сегодня почувствовал.

И, наконец, мы в рекордно короткий срок построили новую столицу в центре нашей страны. Астана восхищает всех, кто видит ее преображение. Этот город стал предметом гордости всех казахстанцев.

В целом же, на лаврах почивать, думаю, рано. Достигнутые успехи должны стать отправной точкой новой эпохи развития страны, нового этапа, в который мы вступаем.

И мы должны ставить себе более высокие планки.

Уважаемые депутаты!

Вашему созыву отведен пятилетний срок. Сегодня я решил представить свое видение того, что мы должны сделать за пять лет по дальнейшей реализации Стратегии развития Казахстана до две тысячи тридцатого года.

* * *

Казахстан должен и далее сохранять лидерство в регионе в экономическом и социальном развитии.

Твердо убежден, что Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан, и равноправно интегрироваться в мировое сообщество.

Какие основные задачи я вижу в этом направлении? Их несколько.

Первое. Обеспечение качественного роста образовательного и профессионального уровня казахстанцев.

Мы выбрали конкурентоспособную модель экономики и взяли курс на индустриально-инновационное развитие страны. Это стратегия будущего.

Великий Абай говорил: "Хочешь быть богатым - учись ремеслу". Его слова, на мой взгляд, очень точно формулируют идеологию современной образовательной стратегии.

В первую очередь необходимо дать подрастающему поколению качественное, на уровне мировых стандартов образование, не забывая при этом о повышении квалификации нынешних специалистов.

С две тысячи восьмого года мы переходим на двенадцатилетнее обучение детей, как в развитых странах мира.

Но чтобы это среднее образование действительно стало качественно новым, необходимо изменить статус учителя. Эта должна быть хорошо оплачиваемая, а главное – престижная и востребованная профессия.

В этих целях, начиная с две тысячи шестого года, необходимо поэтапно в течение двух лет поднять заработную плату учителей, одновременно обеспечив рост их профессионального уровня. И приоритетом программы жилищного строительства должны стать, в первую очередь, учителя.

Наши школьники должны быть уверены, что учеба в ведущих западных учебных заведениях им по плечу.

И самым достойным государство будет помогать в оплате обучения.

Конечно, не все получат возможность учиться в зарубежных вузах. Но и наши вузы должны давать знания на уровне мировых стандартов, чтобы их дипломы признавались в мире. Сегодня такая объективная возможность есть далеко не у всех. Поэтому надо начать создавать группу элитных университетов мирового уровня – казахстанских "гарвардов" и "оксфордов".

Кстати, в Японии и Корее, да и в других высоко развитых странах, выпускники собственных вузов котируются выше, чем те, кто получил образование за рубежом. Для нас это может быть показательным примером.

Считаю, надо шире привлекать ведущих ученых мира для преподавания в наших вузах: из России, Западной Европы, Америки.

Кто мне скажет, сколько наших ученых-казахстанцев, в разное время уехали из страны и преподают на Западе и в России? Думаю, они готовы помочь своей родине, а мы создадим для них все условия.

В предстоящие годы необходимо ежегодно увеличивать число грантов и кредитов на обучение, исходя из реальных потребностей индустриально-инновационного развития.

Проводя за годы независимости взвешенную, сбалансированную межнациональную и языковую политику, мы добились подлинной свободы и равноправия языков, удовлетворения этнокультурных интересов и потребностей, истинного взаимоуважения в диалоге наций и высокой культуры межэтнического общения.

Все это мы сумели превратить в подлинную норму жизни и непреложный факт нашей действительности. Недаром наш опыт активно заимствуется партнерами по СНГ.

Я неоднократно говорил и не побоюсь повториться: новое поколение казахстанцев я хотел бы видеть трехъязычным – свободно владеющим казахским, русским, английским языками.

Как видим, дело даже не в статусе языка: сильные мировые позиции английского языка, статус которого не обозначен в законодательном поле нашей страны, агитируют за себя более чем убедительно.

За примерами далеко ходить не надо: в Европе среди выпускников школ и студентов давно стало нормой непринужденно общаться на нескольких языках, к чему непременно должны прийти и мы с вами.

В этом – один из залогов конкурентоспособности государства, экономики и нации.

Второе. Нам нужна здоровая нация.

Недавно я утвердил Государственную программу реформирования и развития здравоохранения до две тысячи десятого года.

С две тысячи пятого года мы должны обеспечить бесплатное лекарственное обеспечение детей от года до пяти лет, а также детей и подростков, находящихся на диспансерном учете, беременных женщин.

Необходимо перейти на ежегодные бесплатные профилактические медицинские осмотры взрослого населения. А для этого надо обеспечить и необходимые условия медицинских учреждений.

Мы начали преодолевать негативную тенденцию снижения численности нашего населения.

В этом году мы вновь достигли пятнадцати миллионного рубежа, причем, в том числе и за счет естественного прироста. В целом, казахстанцев стало больше на сто восемьдесят тысяч человек.

Но проблема остается, и вопросы увеличения рождаемости и снижения смертности, прежде всего детской и материнской, должны быть под постоянным, пристальным вниманием.

В предстоящие пять лет во всех регионах необходимо полностью обеспечить потребность в противотуберкулезных учреждениях и родильных домах, капитально отремонтировать многопрофильные больницы.

Следует усилить ответственность врачей, поднять их социальный статус и престиж в обществе. Как и учителям, им необходимо со следующего года поэтапно в течение двух лет поднимать заработную плату.

Кроме развития системы здравоохранения, надо усилить пропаганду здорового образа жизни, развивать физкультуру и спорт, систему профилактических услуг.

Мы будем стремиться к обеспечению здоровья нации именно в таком широком понимании.

Третье. Сила нации заключается в способности заботиться о тех, кто по возрасту или состоянию здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы.

Во всем мире с экономическим ростом государство начинает уделять больше внимания вопросам социальной защиты.

В этих целях разработана Программа дальнейшего углубления социальных реформ до две тысячи седьмого года.

Мы должны создать финансово устойчивую, экономически эффективную, социально справедливую трехуровневую систему социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. Это мировая практика стран с лучшими системами социальной защиты.

В настоящее время все размеры социальных выплат исчисляются исходя из месячного расчетного показателя (МРП), который реально не отражает минимальный социально необходимый уровень жизненных благ и услуг.

В связи с чем, считаю необходимым, начиная с две тысячи шестого года все социальные выплаты рассчитывать на основе базового социального индикатора – прожиточного минимума, усовершенствовав методологию его расчета.

Это позволит реализовать государственные гарантии удовлетворения минимальных потребностей, и обеспечить рост пенсионных выплат в среднем около двадцати процентов уже на первом этапе и продолжать повышение и далее.

В долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой пенсионной системы является обеспечение адекватности пенсии за счет пенсионных накоплений.

Есть проблема низких пенсий для женщин и самозанятых лиц, чьи отчисления в накопительные пенсионные фонды незначительны.

Поэтому уже сейчас необходимо ввести в пенсионную систему определенные социальные гарантии, которые позволят повысить уровень пенсии.

С этой целью предлагаю ввести с две тысячи шестого года дополнительную, сверх существующей, всеобщую ежемесячную выплату всем пенсионерам, независимо от стажа работы, заработка и размера пенсии, или так называемую базовую пенсию. Ее размер в две тысячи шестом году должен составить двадцать процентов от прожиточного минимума, или порядка полутора тысяч тенге.

В последующие годы мы должны довести ее до семидесяти пяти процентов от прожиточного минимума.

В целях защиты материнства и детства, дополнительной поддержки семей с детьми, стимулирования рождаемости, а также улучшения демографической ситуации предлагаю следующее.

Как вы знаете, с прошлого года выплачивается единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

Кроме того, с две тысячи шестого года необходимо:

- ввести ежемесячное пособие на детей до восемнадцати лет малообеспеченным семьям, с выведением их из контингента получателей государственной адресной социальной помощи.

- увеличить размеры спецгоспособия многодетным матерям, имеющим четверых и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, матерям, награжденным подвесками "Алтын ал?а", "К?мiс ал?а" или "Материнская слава" первой и второй степеней более чем в два раза.

С две тысячи седьмого года следует ввести государственное пособие по уходу за ребенком до одного года.

Вы знаете, что согласно моему Посланию с будущего года значительно повышаются пособия инвалидам всех категорий. Например, инвалид первой группы будет получать около десяти тысяч тенге.

Ко всем дополнительным мерам социальной поддержки, предложенным мной для ветеранов войны, в связи с юбилеем Победы, считаю целесообразным в следующем году предусмотреть право на получение специальных государственных пособий всем труженикам тыла в размере одного месячного расчетного показателя.

Государственная социальная политика направлена на обеспечение минимального уровня поддержки тем, кто не может работать. Он не должен быть ниже прожиточного минимума. А тот, кто способен работать, будет получать дополнительный доход к этому минимуму за счет своих отчислений в фонды страхования.

Я убежден, мы не должны стимулировать иждивенчество. Наша политика направлена на стимулирование человека к труду, чтобы он был способен обеспечить свою старость сам.

Четвертое. Мы начали реализацию беспрецедентной по масштабам и нацеленной на долгосрочную перспективу жилищной программы.

Она основана на общепризнанных, эффективных рыночных механизмах (ипотечное кредитование, система стройсбережений), а также мерах государственного стимулирования роста предложения недорогого и доступного для населения жилья.

Программа рассчитана на три года. За этот период мы должны построить около двенадцати миллионов квадратных метров жилья, а это значит, что сто девяносто пять тысяч семей смогут приобрести новые квартиры.

Для социально защищаемых групп населения в эти годы необходимо построить пять тысяч новых квартир.

Главным, приоритетом, на предстоящие годы становится диверсификация экономики.

Другая, не менее важная задача – динамичное развитие сектора малых и средних предприятий.

Именно вокруг них формируется сегодня наш средний класс, опора устойчивого развития любого государства.

Я предлагаю два направления наших действий до две тысячи десятого и на период до две тысячи пятнадцатого года.

Первое. Индустриализация.

Это, развитие секторов экономики, сегодня определяющих экономический потенциал страны (нефтегазовый и металлургические секторы), с упором на внедрение более высоких переделов, и формирование новых индустриальных кластеров.

У нас значительный потенциал развития в машиностроении, химии и нефтехимии, стройиндустрии и легкой промышленности.

Перспективное направление – переработка сельхозпродукции и формирование агроиндустриальных кластеров, в частности хлопкового и винодельческого в южном Казахстане.

Второе. Формирование и развитие "точек" прорыва для создания качественно новой экономики, экономики основанной на знаниях.

Казахстан в перспективе должен стать сервисно-технологическим центром региона, ориентированным на производство высокотехнологичных товаров и услуг для обслуживания близлежащих быстрорастущих экономик.

Для нас показателен пример таких стран как Канада, Австрия, которые, как и мы, граничат с крупнейшими индустриальными странами мира.

А наш потенциал сегодня - это ориентированные на экспорт финансовые, телекоммуникационные, транспортные, торговые и информационные услуги.

В Алматы есть все возможности создать международный финансовый центр, специализированный на предоставлении широкого спектра финансовых услуг международного класса, как для Казахстана, так и для всего региона.

Отдельное направление – обеспечение прорыва в области космической деятельности, и нам необходимо принять соответствующую программу до конца этого года.

Ежегодно, Всемирным Экономическим Форумом готовится отчет о глобальной конкурентоспособности государств по многим параметрам: технологичности, состоянию макроэкономической среды, развитию общественных институтов.

Как это не удивительно, но первым в списке, опережая даже США, по потенциалу национальной конкурентоспособности стоит Финляндия, которая за последние годы за счет активного внедрения новых технологий и инноваций вошла в число наиболее динамично развивающихся стран мира.

Со следующего года Казахстан также будет рассматриваться в этом отчете. Я, думаю, что мы перед собой должны поставить амбициозную задачу – войти в число пятидесяти стран, возглавляющих этот список.

По моему поручению в настоящее время проводится работа по определению наиболее конкурентоспособных секторов нашей экономики в региональном и международном масштабе, оценке рынков.

Наша задача – максимально развить такие отрасли и сферы услуг, которые смогут не только освоить внутренний рынок, но выйти и закрепиться на региональном рынке. А это вся Центральная Азия, Западный Китай, Сибирь, Урал и Поволжье Российской Федерации.

В предстоящий период на реализацию вышеназванных задач должна быть направлена и налоговая политика государства.

Она должна ориентироваться на стимулирование разработки и внедрения новых технологий, обновление изношенных основных фондов, через изменение амортизационной политики, внедрение систем международных стандартов качества и экологического менеджмента ИСО 9000 и 14000.

Переход к активной фазе реализации индустриально-инновационной Стратегии потребует от нас усиления институциональных возможностей и эффективного взаимодействия институтов развития.

Мы сегодня по темпам экономических реформ, в том числе и в финансовом секторе, добились очевидных успехов по сравнению с государствами Содружества.

И это, прежде всего, обусловлено успешным проведением экономических реформ, состоянием государственных финансов и наличием Национального фонда.

Развитие финансовой системы надо продолжать.

Фондовый рынок так толком и не заработал. Обязательно должна кардинально расшириться его роль как важного звена экономики, обеспечивающего организованное перемещение финансовых ресурсов от потенциальных инвесторов к заемщикам.

Пути развития фондового рынка известны. Правительству и Национальному банку нужно решительно преодолеть возникшие здесь проблемы и, соответственно, отставание в развитии.

Перспективным видится развитие инвестиционного банкинга, создание венчурных фондов.

Для развития малого бизнеса, прежде всего на селе, необходимо расширить сеть микрокредитных организаций.

Сегодня основная доля кредитов банками выделяется в основном на финансирование проектов привилегированных крупных компаний и аффилированных с банками промышленно-торговых групп.

А почему наши банки так скупо кредитуют малый и средний производственный бизнес?!

В предыдущие годы для финансового сектора, в целях его становления как флагмана нашей экономики, были созданы привилегированные условия.

Теперь мы должны и будем требовать от него реальной отдачи.

Инвестиционные ресурсы сегодня в экономике есть. Быстро растут активы банков, пенсионных фондов, страховых компаний. Но они не работают в достаточной мере на долгосрочные цели.

В свете задач индустриально-инновационного развития финансовым институтам необходимо расширить кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, внедрить новые финансовые инструменты, доступные для всех субъектов рынка.

Необходимо задействовать для развития нашей экономики активы пенсионных фондов.

Как видите, задач стоит много, и для благодушия нет оснований.

Дальнейшая демонополизация, обеспечение равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности, развитие здоровой конкуренции – это непременное условие эффективного развития нашей экономики, прежде всего малого и среднего бизнеса.

Сегодня казахстанская экономика характеризуется высокой степенью концентрации. Около десяти мегахолдингов контролируют практически восемьдесят процентов всего ВВП Казахстана.

Эти холдинги помимо основной деятельности, через дочерние предприятия осуществляют целый ряд непрофильных функций, что приводит к неэффективности и отсутствию транспарентности их деятельности. Они, как правило, против возникновения конкурентов, а потому являются тормозом развития малого и среднего бизнеса.

Как следствие, уход от налогообложения и трансфертное ценообразование, проблемы в отношениях менеджер-акционер, наличие барьеров к развитию фондового рынка, малого и среднего бизнеса.

Поэтому мы должны провести большую и решительную работу по передаче непрофильных функций мегахолдингов малому и среднему бизнесу через налоговые и другие, в том числе, общественные, рычаги воздействия.

Поручаю Правительству внести конкретные предложения по этому вопросу.

Одновременно с проведением этой работы необходимо выделить стратегически важные и крупные государственные компании в отдельный блок и передать управление пакетами их акций специально созданной государственной холдинговой компании.

Это должно обеспечить профессиональное и эффективное управление ими, выработку эффективной стратегии развития, консолидировать разрозненные и несогласованные действия государственных компаний, оптимизировать затраты.

Международная практика создания подобных компаний показала свою эффективность.

Все наши замыслы могут не реализоваться, если мы не дадим развиться предпринимательской инициативе, не создадим благоприятный деловой климат, который будет способствовать быстрому росту числа конкурентов и интенсивности соперничества. Отрасли, производящие конечный продукт, порождают конкурентоспособные поддерживающие отрасли – это же аксиома!

В настоящее время, по моему поручению, разработана комплексная программа до десятого года, направленная на сокращение размеров теневой экономики, усиление мотивации юридических и физических лиц к легализации бизнеса.

В числе предусматриваемых программой мер одним из главных направлений должно стать совершенствование государственной разрешительной системы в рамках проводимых работ по дебюрократизации управления.

Государство должно помогать, а не препятствовать.

Для сокращения различных бюрократических процедур во взаимоотношениях государственных органов и предпринимателей необходимо ускорить создание Электронного Правительства.

Следует продолжить передачу в рыночную среду государством функций, связанных с оказанием различного рода конкурентных услуг, в том числе платных.

Кроме реализации вышеназванных мер, необходимо разработать комплекс специальных мер, направленных на искоренение коррупции в органах государственного управления.

Как известно, Казахстан первым из стран СНГ еще в 1998 году принял Закон "О борьбе с коррупцией" и выстроил стройную систему борьбы с этим социальным злом.

В результате принимаемых мер, правоохранительные органы стали расследовать подобные уголовные дела, а суды привлекать к ответственности лиц, виновных в подобных деяниях. И мы знаем, что ситуация в этом вопросе у нас гораздо лучше, чем у соседей.

Однако успокаиваться рано, нужна, более, системная работа, особенно профилактического характера.

В этой связи, необходимо весь институт государственной службы заключить в более жесткие антикоррупционные рамки функционирования.

Данный процесс должен сопровождаться системным совершенствованием нашей государственной службы, сокращением несвойственных госорганам функций, особенно, разрешительным и распределительным, поэтапным повышением заработной платы госслужащих, а также дальнейшим совершенствованием всей государственной службы.

В этой связи вопросы законодательного обеспечения этого направления государственной политики также должны находиться в поле зрения депутатского корпуса.

***

Продвигаясь по пути рыночных реформ в экономике, мы шаг за шагом двигались и по пути политической либерализации:

- мы обеспечили реальный политический плюрализм;

- действуют обладающие реальной социальной базой дееспособные политические партии, повышается их роль и влияние в избирательном процессе. Зарегистрирован ряд новых партий самой разной идейно-политической направленности;

- государственные институты работают на основе принципа разделения властей. Эффективно действует двухпалатный Парламент, в котором представлены самые различные политические партии, в том числе и оппозиционные;

- уже ведется активная и целенаправленная работа по реформе межбюджетных отношений, по децентрализации системы государственного управления;

- заложены прочные правовые и организационные основы создания независимой судебной системы, гуманизации уголовного наказания. Мы присоединились к международным конвенциям по правам человека;

- реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения;

- обеспечена реальная свобода слова – в стране действует свыше двух тысяч различных СМИ, отсутствует цензура, устойчивыми темпами развивается сфера масс-медиа.

Совершенно, закономерно, что именно на сегодняшнем этапе развития реформ, когда позитивные экономические преобразования стали необратимыми, мы выдвинули новую программу политической модернизации.

Она была изложена в моем выступлении на съезде партии "Отан" и получила поддержку большинства политических сил общества. Но в предвыборный период работа в этом направлении была приостановлена. Теперь необходимо приступить к выполнению практических задач по дальнейшей либерализации общества.

* * *

Как вы знаете, моим Указом, образована Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Я хочу, чтобы не остались без внимания любые позиции и точки зрения, в том числе альтернативные и оппозиционные.

Именно, эта комиссия является той площадкой, где должны выдвигаться и обсуждаться различные варианты политической модернизации страны в рамках Конституции и действующего законодательства.

Все выдвинутые конструктивные предложения самым внимательным образом будут рассматриваться как Главой государства, так и Парламентом. Двери для работы в составе этой комиссии остаются открытыми для всех партийно-политических сил нашего общества.

Следует и дальше принимать меры по законодательному совершенствованию нашей судебно-правовой системы, как гаранта необратимости реформаторского процесса в нашей стране.

Учитывая, что суды являются основным звеном в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина, следует обеспечивать прозрачность судебно-правовых процедур, справедливость и беспристрастность судей, демократизировать процедуры отбора судейских кадров.

В этом ряду особо выделяется вопрос введения суда присяжных.

Надо принимать соответствующие решения по введению этого важного института, который позволит обеспечить большую объективность и справедливость выносимых судебных решений, особенно по особо опасным видам преступлений.

Необходимо повышать авторитет и правозащитные возможности Уполномоченного по правам человека.

За недолгий период своей деятельности в Казахстане институт омбудсмена продемонстрировал себя достаточно эффективным и перспективным инструментом защиты прав и свобод. Надо дать ему законодательные возможности для дальнейшего раскрытия своего правозащитного потенциала.

Важным правозащитным институтом является и адвокатура. Практика показывает на необходимость повышения ее роли на всех стадиях уголовного и гражданского процесса. Именно, адвокат должен стать главным юридическим консультантом каждого гражданина в его повседневной жизни, причем необязательно в какой-либо экстремальной правовой ситуации.

* * *

Если говорить о внешней политике Казахстана, то ее основополагающие принципы остаются неизменными.

Многовекторность, прагматичность, конструктивизм диалог и сотрудничество – вот то, что укрепило репутацию нашего государства как ответственного партнера в мировом сообществе, и было подчинено интересам внутреннего развития.

Особенно, отчетливо видится правильность избранного курса в условиях нарастающих проблем и вызовов эпохи глобализации. Мы с вами остро ощутили, как изменился мир в XXI веке.

На повестку дня вышли вопросы безопасности, которая может быть обеспечена лишь совместными усилиями мировых держав в партнерстве с другими государствами. Такой диалог, особенно, важен именно сегодня, когда мы стоим перед необходимостью решения двух серьезнейших проблем - борьбы с международным терроризмом и урегулирования региональных или локальных конфликтов.

В условиях нестабильной внешнеполитической ситуации нельзя ослаблять внимание и к законодательным вопросам обеспечения национальной безопасности, борьбы с экстремизмом и терроризмом, обеспечения законности и правопорядка.

***

Надо повышать качество наших законов. Только при этом условии будет обеспечена стабильность законодательства. Мы не раз были свидетелями того, что в принятые законы, на которых, что называется, еще "чернила не обсохли", вносилась масса поправок. От этой законодательной "болезни" мы не избавились до сих пор.

Есть проблемы, связанные с нехваткой законов прямого действия, вместо которых принимаются бесчисленные подзаконные акты, искажающие или вовсе подменяющие волю законодателя. Поэтому Парламенту совместно с Правительством предстоит решать и эту задачу.

Важнейшим фактором обеспечения эффективности законодательной деятельности является, как и прежде, достижение взаимопонимания между Парламентом и Правительством. Именно этот фактор является основой создания сбалансированных регуляторов законодательного процесса.

Такое взаимопонимание предыдущим составом Парламента, в основном, достигалось. Надеюсь на вашу дальнейшую конструктивную работу с Правительством. Убежден, что конфронтация между ветвями власти лишь тормозит реформы. А значит, не служит делу процветания страны.

Министры должны лично отвечать за качество вносимых законопроектов и при необходимости лично отстаивать их в стенах Парламента. Ведь одним из постулатов нынешней административной реформы является освобождение министерств от контрольно-надзорных функций и функций оказания государственных услуг.

За министерствами отныне одна задача – выполнение стратегических функций, обеспечивающих формирование государственной политики, а это в первую очередь означает первостепенное внимание законопроектной работе, в которой воплощается эта самая государственная политика.

***

Уважаемые депутаты!

В своей речи я попытался показать вам масштабы огромной работы, которую вам предстоит проделать в стенах Парламента.

Все сказанное мной направлено на решение глобальных задач, а, следовательно, и принятие соответствующих законов и решений Правительства. Надеюсь, что через пять лет, мы сможем сказать друг другу: мы сделали все, что запланировали, жизнь казахстанцев стала более обеспеченной и безопасной.

Выполнив эту задачу, мы заложим основу следующего этапа развития. Я с большим оптимизмом могу заверить, что за предстоящее десятилетие Казахстан станет страной, которой всегда будут гордиться наши граждане.

Нам многое для этого еще предстоит сделать.

У нас могут быть различные точки зрения по тактике проведения реформ, срокам и механизмам их осуществления. Но мы должны сплотиться ради общего прогресса, будущего нашей страны.

У нашего поколения есть уникальный шанс выбрать правильную траекторию развития и привести Казахстан в число развитых и процветающих стран мира. А для этого нам нужны консолидация и сплоченность, стабильность и спокойствие.

Я думаю, народ Казахстана поддержит нас в этих начинаниях, проявит мудрость и захочет увидеть претворенными в жизнь эти планы.

Желаю вам успехов!

Объявляю первую сессию Парламента третьего созыва ОТКРЫТОЙ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр доложил Главе государства о текущей экономической ситуации в Казахстане 30.11.2004
Экономические итоги года 30.11.2004
Верховный суд РК отказал партии "Ак жол" в удовлетворении иска к ЦИК РК 30.11.2004
Еще раз о выборах и так называемой "оппозиции" 30.11.2004
Старый атаман нам не по ндраву… а люб утекший экс-зам по тылу?.. 30.11.2004
Хищения бюджетных денег 30.11.2004
Сергей Лавров: работа ОБСЕ пронизана двойными стандартами 30.11.2004
Выборы президента Румынии не выявили победителя 30.11.2004
Кучма готов согласиться на нулевой вариант 30.11.2004
Украина: на грани распада 30.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz