Игорь ВОРОТНОЙ, "Известия-Казахстан", 5 ноября
Выборы председателей комитетов, которыми занялся вчера новый состав мажилиса, прошел по предполагаемому сюжету. Сил, а главное - времени, у новых мажилисменов еще много, Закон о бюджете следующего года их "накроет" только на днях, а потому вся энергия пока тратится на процедурные вопросы. Справедливости ради надо сказать, что наибольшую активность в "выпускании пара" проявляют "старослужащие" депутаты, сумевшие сохранить мандаты во время последних выборов.
Само по себе желание устроить все "по регламенту" - вещь хорошая, если, конечно, не сопровождается словесным фехтованием и не становится самоцелью. Тем более что "драчку" за кресла председателей комитетов мажилиса предрекал депутат Ерасыл Абылкасымов, который еще во время работы мажилиса прежнего созыва продемонстрировал свою способность подобные "драчки" устраивать. Правда, на этот раз объяснялось все не обычным для депутата желанием "мочить" кого-либо, а тем обстоятельством, что "есть выбор". В нынешнем созыве - более 20 экономистов и 12 врачей, что само по себе предполагало противоборство как минимум за два председательских кресла - Комитета по социально-культурному развитию и Комитета по экономической реформе и региональному развитию. На деле же вышло, что самый большой спор пошел за кресло председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, а наименьшей кровью новому созыву дался Комитет по аграрным вопросам.
Однако началось все с обсуждения процедурного вопроса: каким голосованием - открытым или закрытым - должны утверждаться кандидатуры председателей. Парламентская фракция партии "Отан" предложила голосовать открыто. Нурбах Рустемов, бывший депутат предыдущего созыва, напомнил коллегам, что по регламенту парламента такие решения принимались с помощью тайного голосования.
На что другой "старый новый" депутат - Валерий Котович - заявил о "новаторстве" коллеги и зачитал соответствующий пункт регламента, согласно которому председатели комитетов избираются голосованием открытым. В свою очередь, еще один старейшина депутатского цеха - Тито Сыздыков - высказался в пользу предложения Рустемова, попутно попросив Котовича "не комментировать выступления других депутатов":
- Есть Закон о комитетах и комиссиях парламента РК, статья 7 которого гласит, что председатель комитета избирается открытым или тайным голосованием. Посудите, что выше, - регламент или закон. Действительно, в прошлый парламент мы избирали и председателя, и зама тайным голосованием. У нас никогда не было разногласий, никогда не было взаимных претензий. Валерий Котович, не комментируйте, кто в какой иерархии находится. Давайте не будем ярлыки друг другу вешать и будем корректны друг к другу.
В итоге процедурный вопрос разрешился в пользу открытого голосования, а к просьбе Тито Сыздыкова - "не комментировать" - мало кто прислушался, что и показал дальнейший ход событий. Примечательно в этом отношении обсуждение кандидатур на кресло председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. На это место были предложены изначально два кандидата - Сергей Жалыбин и Мухтар Тиникеев. Причем последний готов был снять свою кандидатуру в пользу первого, но здесь вмешался глас народа в лице опять-таки "старослужащего" Узакбая Караманова. Он попытался обратить преимущество Сергея Михайловича (защищенную докторскую диссертацию по юриспруденции) в недостаток. Упирал коллега Сергея Жалыбина на то, что "мы с Сергеем Михайловичем много проработали, комитет работал плохо (С. Жалыбин был председателем этого комитета в прошлом созыве. - Прим. авт.), потому что председатель занимался защитой докторской". Комитет, по оценке Караманова, держался благодаря тому, что в нем "рядовыми" состояли "сильные юристы", которые "всегда были недовольны работой председателя". И попросил Сергея Михайловича "найти мужество и снять кандидатуру в пользу Рауана Шаекина".
Здесь пришло время Ерасыла Абылкасымова, заявившего, что депутаты имеют право "заниматься научной, педагогической, творческой деятельностью, и то, что Жалыбин работал над диссертацией, - только положительно". Однако главной мыслью выступления стала не поддержка Жалыбина, а претензии к Шаекину, "который работал в Комитете по экономической реформе и региональному развитию, теперь хочет в юридический, был в аграрной фракции, а потом стал в "Отане". "Я таких людей не понимаю", - заявил Е. Абылкасымов. И тут же получил сдачи: в ответном слове господин Шаекин довольно ехидно подчеркнул свою непричастность к КПСС, имея в виду прошлогодние метаморфозы, происходившие с Е. Абылкасымовым, когда он сначала обещал заколотить последний гвоздь в гроб коммунистических идей, а потом вступил в ряды Коммунистической партии Казахстана.
Дабы не утомлять читателя большой порцией парламентского "компромата", скажем, что на момент сдачи материала были избраны председатели семи парламентских комитетов. Заметим лишь, что в выборе Ромина Мадинова на должность председателя Комитета по аграрным вопросам мажилисмены проявили редкое единодушие. Из 71 присутствовавшего в зале депутата за него проголосовали 69. Правда, и здесь не обошлось без иронии: голосуя за предложенного депутатом Абылкасымовым Мадинова, как минимум два мажилисмена не отказали себе в удовольствии подчеркнуть тот факт, что "это тот редкий случай, когда палата поддерживает высказывание данного депутата".
Кроме него председателями комитетов стали: по законодательству и судебно-правовой реформе - Сергей Жалыбин; по международным делам, обороне и безопасности - Серик Абдрахманов; по социально-культурному развитию - Зауре Кадырова; по экологии и природопользованию - Ерлан Нигматуллин; по финансам и бюджету - Кенжегали Сагадиев; по экономической реформе и региональному развитию - Вера Сухорукова.
Хочется надеяться, что развернутое выяснение личных отношений будет сопровождать работу нынешнего состава мажилиса только при обсуждении процедурных вопросов, а свою основную - законотворческую - деятельность они будут исполнять в более конструктивной атмосфере. Иначе принятие законодательных актов затянется на неопределенное время. Между тем первый законопроект, на котором опробует свои силы новый мажилис - бюджет страны 2005 года, - должен быть принят до 15 декабря. |