Николай Кузьмин, ведущий аналитик ЦКТ "Репутация", "Столичная жизнь", 4 ноября
В своем выступлении на открытии первой сессии парламента третьего созыва президент Нурсултан Назарбаев уже фактически сообщил депутатам, над чем им придется работать в ближайшие годы. Вообще-то слова президента имеют характер программно-установочный, то есть во многом рекомендательный. Но нельзя не признать того, что во времена работы прежнего мажилиса подавляющее число законопроектов вносилось правительством. Пусть Жармахан Туякбай прав, говоря о том, что прошлый мажилис не был карманным или марионеточным, но все-таки законодательная инициатива была явно в руках исполнительной власти.
В выступлении президента сильный акцент был сделан на социальных вопросах. Предполагается повышение зарплаты учителей, базового социального индикатора прожиточного минимума и многое другое. В частности, предложено ввести бесплатное лекарственное обеспечение детей от одного года до пяти лет, детей и подростков, состоящих на диспансерном учете, и беременных женщин. По имеющимся сведениям, соответствующий законопроект об охране материнства и детства уже практически готов, причем в его разработке самое активное участие приняли эксперты партии "Ак жол". И это далеко не единственный законопроект, подготовленный с их участием. А вот будут ли в дальнейшем акжоловцы участвовать в законотворческой деятельности, пока не ясно.
Один из сопредседателей партии Алихан Байменов заявил об отказе от депутатского мандата, пояснив в интервью, что такое решение он принял уже после первого тура выборов. Интересно, что незадолго до этого заявления на пресс-конференции пяти сопредседателей партии "Ак жол" Байменов утверждал, что решение об использовании единственного партийного мандата будет принимать не он лично, а вся партия. Сам он, дескать, прав на него не имеет, хоть и стоит первым номером в партийном списке. А вот сопредседатель "Отана" Туякбай полагал, что первый номер дает ему право рассчитывать на пост спикера.
Кстати, это не единственный пример плюрализма мнений среди наших политиков. Например, ряд депутатов прежнего мажилиса выразил недовольство излишней, на их взгляд, поспешностью, с какой была завершена его работа. А Владислав Косарев заявил: "Мы не учли того обстоятельства, что вновь избранный Парламент должен приступить к работе месяц спустя после выборов, 3 октября состоялись выборы, 3 ноября они должны приступить". На самом деле не месяц спустя и не после выборов, а в течение месяца после опубликования их официальных итогов.
Возвращаясь к участию "Ак жола" в работе парламента, можно предположить, тема отказа от мандата должна была стать одной из центральных на партийном съезде и своего рода финальным аккордом к оценке партией прошедших выборов. Поскольку внезапное начало работы нового мажилиса не позволило вовремя провести съезд, Байменову пришлось взять на себя персональную ответственность за мандат. Но можно не сомневаться, что за его решением стояла все же партия (точнее, ее лидеры). Поэтому теоретически можно ожидать таких же заявлений от второго, третьего и прочих "номеров" акжоловского списка. Но, скорее всего, будет сделано какое-то общее заявление, в котором партия откажется от своего места в мажилисе. Поскольку законодательство не предусматривает каких-либо вариантов замещения "партийного" кресла, оно, видимо, останется пустым. Как говорится, "на этом месте могла бы быть ваша реклама".
Остается открытым вопрос о том, что будет делать со своим мандатом Амалбек Тшанов - самовыдвиженец, член партии "Ак жол", прошедший в мажилис по одномандатному округу. Впрочем, вне зависимости от его решения, можно считать несбывшимися предположения о том, что "Ак жол" сумеет-таки сформировать в парламенте свою фракцию, завербовав в нее других депутатов сената и мажилиса (случай с созданием фракции "Асара" показывает, что в нашем парламенте ничего невозможного нет).
Как бы то ни было, на повестке дня уже не парламентские, а президентские выборы. И выступление президента это только подтверждает. Например, коммерческим банкам президент посоветовал заняться кредитованием малого и среднего бизнеса. А крупному бизнесу, вероятно, придется искать средства не столько в банках, сколько на фондовом рынке, к развитию которого призвал Назарбаев. Кроме того, была поставлена задача передачи непрофильных функций мега-холдингов малому и среднему бизнесу "через народные и другие, в том числе общественные, рычаги воздействия".
Что касается критики в адрес тех, "кого в народе именуют олигархами", то она, конечно, вызовет ассоциации с Россией и путинской политикой "равноудаленности". Хотя, на мой взгляд, по сути это ближе к проводимой в Южной Корее в конце 90-х годов политике разукрупнения тамошних бизнес-конгломератов - ДЭУ, Самсунга и прочих.
А вот слова о "народных или общественных рычагах" наводят на мысль о том, что у нас может появиться новая политическая партия, представляющая интересы мелких и средних предпринимателей.
Осталось подождать неизбежных перемен в структурах исполнительной власти - администрации президента и правительстве. А также перемен в нашей жизни, которые, хочется верить, наступят в результате совместной работы парламента и правительства над теми задачами, которые поставил президент. |