Дмитрий Коптюбенко, РБК, 9 ноября
Российская тенденция усиления государственного вмешательства в нефтяную отрасль не обошла стороной и соседнюю Украину. В минувшую пятницу Верховная Рада приняла неожиданный для специалистов закон, временно запрещающий приватизацию предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Неожиданным он является потому, что в ближайшее время официальный Киев приватизировать ничего не и планировал. Впрочем, по словам экспертов, инициатива парламентариев может помешать государству создать вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК) на базе НАК "Нефтегаз Украины", которая, по замыслу ее создателей, будет контролировать до 40% местного рынка нефтепродуктов. Эксперты считают, что инициатором принятия антиприватизационного закона могла стать одна из финансово-промышленных групп, "обделенных" в ходе создания ВИНК. Среди прочих называются структуры, близкие к "Укрсиббанку" и контролирующие крупный пакет акций Кременчугского НПЗ.
Принятый в минувшую пятницу парламентом Украины закон временно запрещает приватизацию, в том числе путем внесения государством в уставные фонды хозяйственных обществ всех форм собственности пакетов акций предприятий нефтеперерабатывающей промышленности страны, которые находятся в государственной собственности, до принятия госпрограммы приватизации на 2004-2006 гг. и закона Украины "Об особенностях приватизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Украины". Действие закона распространяется на правовой режим пакетов акций, которые на момент вступления в силу этого закону находятся в государственной собственности. Авторы законопроекта – депутаты Верховной Рады Василий Цушко и Станислав Косинов – накануне выхода статьи были недоступны для комментариев, но ранее заявляли, что цель закона – оставить компании нефтеперерабатывающего комплекса в госсобственности.
Закон оказался неожиданным для специалистов. "Для принятия этого закона не было объективных предпосылок, учитывая, что в потенциально наиболее привлекательной для приватизации компании "Укрнефть" планировалось сохранить долю государства на уровне текущих 50%", – сказал RBC daily начальник отдела аналитических исследований украинского "Альфа-Банка" Александр Печерицын. "О такой возможности говорили, но вероятность принятия этого закона была небольшой, тем более что в ближайшее время приватизировать никто ничего вроде не собирался", – соглашается с ним исполнительный директор украинской консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. По мнению специалистов, действие закона не может быть направлено и против российских нефтяных компаний, развивающих бизнес на Украине. "В ближайшее время российские компании не рассчитывали на приватизацию нефтяных активов на Украине, хотя такие компании, как "ТНК-BP" и особенно "Татнефть", считают украинский рынок очень перспективным для себя", – сказал RBC daily аналитик ИК "Совлинк" Лев Сныков.
Впрочем, как отмечают эксперты, закон все же может помешать планам официального Киева. Государство владеет существенными пакетами активов в украинском ТЭК. Это контрольный пакет "Укрнафты", 43% "Укртатнафты" и по 25% в двух крупных НПЗ на западе страны. "От этого закона может пострадать "Укртатнафта", пакет акций которой планировалось приватизировать, а также "Укрнефть", пакет которой потенциально интересен для инвесторов ввиду своей уникальности для Украины", – отмечает Александр Печерицын. Кроме того, сейчас активно создается ВИНК на базе НАК "Нефтегаз Украины. "Для Украины такая мера целесообразна, и закон будет мешать этому", – сообщил RBC daily директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Владимир Сапрыкин. Поэтому, считает он, высока вероятность того, что президент Украины воспользуется правом вето в отношении нового закона.
По мнению экспертов, в антиприватизационном законе могли быть заинтересованы украинские финансово-промышленные структуры, недовольные схемой создания ВИНК. "Возможно, это акция оппозиции. Однако более вероятно, что новый закон – это плод борьбы нефтепромышленных групп за контроль над нефтеперерабатывающими активами, передаваемыми в уставной капитал "Нефтегаза Украины", – полагает Сергей Куюн. – Не все финансово-промышленные структуры были рады схеме создания ВИНК". Один из специалистов в беседе с корреспондентом RBC daily предположил, что речь может идти о структурах "Укрсиббанка", контролирующих крупный пакет "Укртатнафты". "Несмотря на то, что госпакет этой нефтяной компании не является контрольным, его владелец имеет право назначать председателя ее правления, – полагает он. – В результате он фактически получает контроль над всем предприятием. То, что этот пакет остается в госсобственности, да еще и переходит к другим управленцам, не может не расстраивать других акционеров, которые хотели бы самостоятельно управлять крупнейшим в стране НПЗ с хорошим географическим расположением и хорошими перспективами". Получить официальное подтверждение или опровержение этой версии не удалось. Запрос корреспондента RBC daily в пресс-службу "Укрсиббанка" о том, имеет ли банк какое-либо отношение к "Укртатнафте" и принятому закону, остался без ответа. |