NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 08:42 ast
06:42 msk

Выборы в Казахстане: неудача ОБСЕ?
Хотя Мажилис парламента уже приступил к работе в новом составе, споры о прошедших выборах не утихают
19.11.2004 / политика и общество

Джеральд ФРОСТ, Генеральный директор Каспийского информационного центра, Великобритания, "Литер", 18 ноября

Хотя мажилис парламента уже приступил к работе в новом составе, споры о прошедших выборах не утихают. Сегодня мы публикуем перевод материала Генерального директора Каспийского информационного центра Джеральда ФРОСТА, который был наблюдателем нашей электоральной кампании. "Литер" намеренно постарался сделать так, чтобы перевод был максимально близок к оригиналу, с тем, чтобы наши читатели могли проследить весь ход мыслей британского аналитика.

Когда я собирался в Казахстан наблюдать за ходом парламентских выборов, у меня было обоснованное предубеждение, что выборы в мажилис здесь не могут быть такими же прозрачными, как, например, в Дании, Британии или Швейцарии. Двести лет в составе империи, а затем семьдесят четыре года советской диктатуры – не лучшая платформа для выбора и развития демократии.

Но уже на месте, к моему удивлению, уже на первой пресс-конференции чиновники Центризбиркома, решительно заявившие о стремлении доказать, что страна значительно продвинулась к статусу современного демократического государства, отвечали на любые, даже самые острые вопросы журналистов. Вообще за время кампании со стороны прессы не было жалоб на давление со стороны властей, как не было и попыток закрыть какие-либо средства массовой информации.

В Казахстан прибыло огромное количество журналистов из-за рубежа и международных наблюдателей, и у всех была возможность поехать в любую точку страны и побеседовать с кем угодно. К примеру, один из наблюдателей, член Европейского парламента, рассказывал о том, как он и его коллеги неожиданно встретились с президентом Казахстана, и ему был задан прямой вопрос, насколько справедлива ситуация с его дочерью, которая является владелицей медиа-холдинга и одновременно лидером партии, участвующей в выборах. К его удивлению, президент ответил, что в будущем закон запретит подобное совмещение.

Вообще, забегая вперед, скажу, что у меня в итоге сложилось впечатление, что, несмотря на ряд нарушений, казахстанцы впервые за историю парламентаризма получили возможность реального выбора, и не было никаких признаков фальсификации результатов голосования.

Односторонняя критика

Естественно, международные организации, наблюдавшие ход выборов, отличались повышенной требовательностью. Наиболее статусная из них – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – в своем предварительном докладе 20 сентября сделала заключение о том, что выборы прошли с изъянами и по ряду позиций не соответствовали высоким стандартам ОБСЕ и Европейского союза. Впоследствии и правительство США разделило это мнение. За редким исключением средства массовой информации США и Европы в своих публикациях использовали эти оценки. "Экономист" даже закавычил сочетание "результаты выборов", давая однозначную оценку результатам выборов.

На деле же ОБСЕ в своем отчете отметила "некоторые улучшения по сравнению с предыдущими выборами", но эту часть доклада западная пресса проигнорировала. Трое независимых наблюдателей – бывший посол Австралии в Казахстане Дуглас Таунсенд, Фредрик Старр и Даниел Уит, присутствовавшие на протяжении всей предвыборной кампании, прямо заявили о том, что заключения официального отчета ОБСЕ ("Выборы в Казахстане: действительный шаг вперед", октябрь 2004) предвзяты.

Если мы заинтересованы в дальнейшем прогрессивном развитии Казахстана, было бы разумно искать здесь не только минусы, но и плюсы.

Вот именно о плюсах ОБСЕ и забыла. Она взяла на себя роль суровой нянюшки из стран, в которых выборы проходят без единого изъяна, нянюшки, грозящей пальцем, но скупой на похвалу. Более того, рисовать однобокую и искаженную картину – значит, демонстрировать отсутствие педагогических навыков. Казахстан заслуживает порицания, и это было сделано, но Казахстан заслуживает и одобрения, а в этом ему отказано. Если же о прошедших выборах судить беспристрастно, то Казахстан, безусловно, сделал существенный и значительный шаг вперед. Об этом должны знать не только население страны, но и западная общественность. Демократия в Казахстане – не пустой звук.

Старр, Таунсенд и Уит согласны с тем, что критика ОБСЕ была обоснованной, но она грешит изъянами вследствие неопытности. Основные нарушения связаны с тем, что местные власти оказывали давление на избирателей, чтобы они проголосовали за пропрезидентские партии. Тем не менее, утверждают они, эти нарушения оказали незначительное влияние на результаты выборов. Кроме того, Казахстан достойно воспринял справедливую критику и согласен с тем, что ему еще многому предстоит научиться.

Улучшения в электоральной системе Казахстана

Признавая недостатки во время выборов, Старр, Таунсенд и Уитт назвали десять признаков "существенного прогресса" в электоральном процессе в Казахстане.

Первое. Изменения в законодательстве, благодаря которым эти выборы были значительно лучше предыдущих. Но, несмотря на это, ОБСЕ предлагает продолжить совершенствование законодательства.

Второе. Выборы, несомненно, были конкурентными. Около трети кандидатов пошли на второй тур, что было бы исключено в случае систематических манипуляций. Не обошлось без сюрпризов. Партии дочери президента Дариги Назарбаевой "Асар" прогнозировали второе место, что обеспечило бы, как утверждали, преемственность власти. Для этого у Дариги было все необходимое: неограниченные финансовые ресурсы и легкий доступ к СМИ. Но, несмотря на это, ее партия еле-еле вышла на третье место, оставшись позади умеренно-оппозиционной партии "Ак жол". А блок либералов и коммунистов не смог перешагнуть и семипроцентный барьер.

Третье. На выборы пришло около 57% зарегистрированных избирателей. Ранее ОБСЕ утверждала, что казахстанцы не собираются активно принимать участие в выборах. Институт Джорджа Сороса "Открытое общество" предсказывал, что только 29% избирателей примут участие в выборах в Алматы. Несмотря на такие мрачные прогнозы, казахстанские избиратели действовали в соответствии с убеждениями, что выборы действительно важны.

Четвертое. Существенное отличие нынешних выборов в Казахстане от прошлых в том, что были официально зарегистрированы все десять партий и блоков, включая оппозиционные. ОБСЕ признала, что это обстоятельство повлияло на активность населения 19 сентября, поскольку был реальный выбор.

Пятое. Несмотря на различие в финансовых и информационных ресурсах, партии впервые получили возможность участвовать в дебатах на национальном телевидении. Их было семь, и они охватывали различные проблемы жизни страны. Избиратели заявляют, что дебаты повлияли на их решение, за кого проголосовать.

Шестое. Впервые представители всех участвующих партий наравне с официальными органами могли наблюдать за процессами голосования и подсчета голосов. Зная, что их законные права защищены, тысячи добровольцев серьезно подошли к выполнению этих обязанностей. Жалобы рассматриваются прокуратурой страны.

Седьмое. Даже ограниченный опыт электронного голосования должен рассматриваться как достижение. По отзывам подавляющего большинства избирателей, голосовавших с помощью электронной системы, у них трудностей не было.

Восьмое. Несмотря на нарекания по поводу неравного доступа к СМИ, ни одна газета не была закрыта, ни одно из сообщений не было пресечено, ни один журналист не был потревожен, как это происходило на предыдущих выборах. ОБСЕ, кстати, вскользь отмечает этот прогресс.

Девятое. Из 700 кандидатов в парламент 17% были женщины – значительно больше, чем на прошлых выборах. Президент Назарбаев в своем телеобращении призвал избирателей внимательнее отнестись к кандидатам-женщинам, к какой бы партии они ни относились.

И, наконец, десятое. 1029 зарубежных наблюдателей приехали на выборы в Казахстан. Были даже представители таких стран, как Индия и Таиланд. Это рекордное число наблюдателей для стран бывшего союза. Казахстанское правительство, приглашая их, понимало, что они, как и тысячи местных наблюдателей, полны решимости найти ошибки, которые всегда случаются. Казахстан верит, что ему нечего скрывать, готов учиться, воспринимать критику.

В предварительном отчете ОБСЕ, опубликованном на следующий день после выборов, упоминаются лишь некоторые из вышеназванных достижений, и о них говорится поверхностно. Так или иначе, выборы действительно были конкурентными и дали возможность избирателям голосовать согласно своему предпочтению. Надо ставить вопрос принципиально: другие достижения Казахстана, перечисленные Старром, Тоунсендом и Уиттом, проигнорированы, и доклад в целом был изложен в отрицательном тоне.

Вопросы, поднятые ОБСЕ

Существенные недостатки отчета ОБСЕ логично вызывают вопрос о сущности и назначении организаций, наблюдающих за выборами. Во время исполнения этой миссии ОБСЕ попыталась подогнать выборы к универсальным демократическим стандартам. При составлении отчета ОБСЕ должны были провести объективное сравнение с предыдущими выборами, но в случае с Казахстаном они не пожелали делать это. Не принимая во внимание исторические и культурные аспекты, невозможно добиться объективной оценки достигнутого.

Очевидно, что ОБСЕ обязана гарантировать, что критика, содержащаяся в итоговом отчете или в заявлениях по ходу кампании, должна основываться на всестороннем анализе информации. И если в отчетах обнаруживаются существенные ошибки и упущения, они сразу же должны исправляться. Но это правило не всегда соблюдалось по отношению к выборам в Казахстане. Например, в отчете ОБСЕ на протяжении всей предвыборной кампании говорилось о беспокойстве населения по поводу использования электронной системы голосования в сельских регионах. Но никто не удосужился упомянуть, что система будет использоваться в качестве эксперимента лишь на 10% избирательных участках. Также ничего не было сказано о том, что избиратели, не желающие голосовать новым методом, могут выбрать традиционный способ голосования. Представители ОБСЕ знали об этом и должны были включить это в свой отчет.

В отчетах о ходе предвыборной кампании ОБСЕ выражает надежду оказать влияние на процесс. Очевидно, это удалось, что не должно быть самоцелью. В ходе выборов в странах бывшего Союза партии, как правило, обвиняют в нечестности своих политических оппонентов. На выборах 19 сентября представители ОБСЕ, чьи заявления были сделаны на основе мнений оппозиционных партий, усугубили эту тенденцию.

Не случайно поэтому заявление ОБСЕ вызвало негодование проправительственных партий, часть которых обвинили ОБСЕ во враждебном отношении к руководству страны и антиказахстанской политике. Можно легко понять это изумление менторским тоном, как будто все без исключения члены этой организации обладают безупречно функционирующими демократиями.

Двойной стандарт Запада

У казахстанцев есть и другие причины считать критику неоправданной. ОБСЕ, наблюдая за выборами, требует применения общепринятых стандартов, но не для всех. Пример – работа ОБСЕ на выборах в Афганистане 9 октября. Было обнаружено, что чернила, которыми красили пальцы избирателей для того, чтобы избежать многоразового голосования одним и тем же человеком, можно было смыть. Открытие тем не менее не удержало председателя ОБСЕ и министра иностранных дел Болгарии Соломона Пасси от заявления, что выборы в Афганистане превзошли все ожидания. Министр обороны США Дональд Рамсфелд назвал выборы в Афганистане огромным достижением. При этом Хамид Карзай был объявлен победителем еще до того, как начался подсчет голосов.

Очевидно, при оценке выборов в Афганистане ОБСЕ, подобно многим западным политическим лидерам, приняла во внимание, что у жителей Афганистана недостаточное понимание демократических процессов. Такая же позиция, вероятно, распространится и на предстоящие выборы в Ираке в январе 2005 года. Это не критика позиции США по отношению к Афганистану или Ираку. Хрупкость политических систем в этих странах объясняет отчаянные попытки политиков США оказать им наибольшую поддержку. Но в то же время такая позиция дает повод таким странам, как Казахстан, возражать против несправедливой критики в свой адрес. Если Казахстан и продвинулся значительно дальше на пути к демократии, чем Ирак и Афганистан вместе взятые, демократические институты здесь еще не укоренились и процесс политических реформ не завершен. В таком случае, если незрелость демократической традиции принимается во внимание в одних странах, почему в этом отказывают другим?

Многие казахстанцы могут воспринять менторский тон ОБСЕ в качестве отражения западного снобизма, а не как наличие мотивов для критики страны. Такое мнение чревато созданием атмосферы недоверия и подозрения, а не симпатии к Западу. Это вряд ли на пользу процессу демократических реформ, которые являются основой взаимной безопасности и сотрудничества как главных целей ОБСЕ.

К обвинениям в двойных стандартах казахстанцы могут вполне добавить и те многочисленные случаи, когда западные страны сами не следуют демократии, признавая, что иногда возникают ситуации, в которых желательно отстоять позиции, идущие вразрез с демократическими принципами.

ОБСЕ с каждыми выборами, за которыми наблюдают ее представители, пытается установить планку как можно выше. Это способ усилить свою роль и влияние. Но это нужно делать при условии недопущения конфликта с государствами, еще не достигшими финиша в демократических преобразованиях.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр доложил Главе государства о текущей экономической ситуации в Казахстане 30.11.2004
Экономические итоги года 30.11.2004
Верховный суд РК отказал партии "Ак жол" в удовлетворении иска к ЦИК РК 30.11.2004
Еще раз о выборах и так называемой "оппозиции" 30.11.2004
Старый атаман нам не по ндраву… а люб утекший экс-зам по тылу?.. 30.11.2004
Хищения бюджетных денег 30.11.2004
Сергей Лавров: работа ОБСЕ пронизана двойными стандартами 30.11.2004
Выборы президента Румынии не выявили победителя 30.11.2004
Кучма готов согласиться на нулевой вариант 30.11.2004
Украина: на грани распада 30.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz