Виталий Воронов, "Мегаполис", 25 ноября
Очень многих "политически озабоченных" граждан нашей, да и не только нашей страны по вполне понятным причинам волнует вопрос предстоящих очередных президентских выборов в Казахстане. Отсюда и активизация оппозиции, и раскол правящей элиты, и появление новых лидеров, прямо или плохо скрываемо, но заявляющих о своих претензиях на высший государственный пост. Думаю, что к началу предвыборной президентской кампании таковых наберется не один десяток, поскольку, несмотря на публично демонстрируемую оппозицией в последние дни готовность объединиться и выдвинуть единого кандидата в президенты, шансы на такое объединение, по моему мнению, буквально ничтожны по общеизвестным причинам.
С учетом этого обстоятельства, а также того, что в соответствии с Постановлением Конституционного совета Республики Казахстан от 20 июня 2000 года №12/2 "Об официальном толковании пункта 5 статьи 42 Конституции Республики Казахстан" действующий Президент страны имеет право на участие в очередных выборах Президента Республики Казахстан. Нурсултан Назарбаев обладает всеми реальными возможностями для избрания на новый семилетний срок.
Однако многие известные и далеко не рядовые политики, госчиновники, политологи, политтехнологи, депутаты парламента, юристы и пр. на мой вопрос о том, когда же состоятся очередные президентские выборы в Казахстане (поскольку институт досрочных выборов действующей Конституцией страны вообще не предусмотрен и слухи о задумываемых властью досрочных выборах являются, по моему мнению, безосновательными), отвечали примерно так: в 2005 или в 2006 году в январе или декабре.
Между тем серьезный политик, как мне представляется, должен просчитывать свои действия во временном разрезе, иначе он просто не может называться таковым. А поскольку любая толковая, претендующая на успех избирательная кампания не может не иметь четкого, расписанного по дням, даже по часам и минутам плана, подобные ответы в первую очередь говорят либо о несерьезности намерений, либо о несерьезности самой личности претендента на высший должностной пост в государстве.
Попытка самостоятельного исследования вопроса о дате предстоящих очередных президентских выборов привела к довольно-таки интересным правовым выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан (ч.1 ст.4 конституционного Закона "О Президенте РК") Президент страны избирается сроком на 7 лет .
Часть 2-я этой же статьи совершенно однозначно вроде бы называет дату очередных президентских выборов: первое воскресенье декабря.
(Кстати, норма о первом воскресенье декабря, как о дате президентских выборов, впервые появилась еще в Конституции РК от 28 января 1993 года).
Если мы вспомним новейшую историю Казахстана, то в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 15 января 1999 года №3/182 "Об установлении и опубликовании итогов состоявшихся 10 января 1999 года выборов и регистрации избранного Президента Республики Казахстан" избранным и зарегистрированным Президентом РК считается "Назарбаев Нурсултан Абишевич, 1940 года рождения,казах, Президент Республики Казахстан, проживающий в городе Астане".
Статья 42 Конституции (ст.3 конституционного Закона "О Президенте Республики Казахстан") устанавливает, что Президент республики вступает в должность с момента принесения народу присяги во вторую среду января. Я уже не помню, когда в январе 1999 года приносил присягу вновь избранный президент (вторая среда января выпадала на 13-е число), но то, что его полномочия исходя из вышеприведенных норм должны истечь в январе 2006 года, сомнению не подлежит.
Если эти полномочия истекают в январе 2006 года ( в день вступления в должность вновь избранного Президента республики) , то вполне логично напрашивается вывод о том, что очередные выборы Президента не могут состояться позднее первого воскресенья декабря, то есть позже 4 декабря 2005 года .
Не может же, скажет себе любой логически мыслящий человек, лицо, конституционные полномочия которого истекли, исполнять эти очень и очень серьезные полномочия Президента страны (во внешнеполитической сфере, в области обеспечения обороно- способности и безопасности государства, в отношении парламента, правительства, Конституционного совета, органов прокуратуры, Центризбиркома, Национального банка, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, акимов и других государственных органов, непосредственно ему подчиненных, в течение почти что года, то есть до первого воскресенья декабря 2006 года?
Да и общемировая практика свидетельствует о том, что вступление вновь избранного президента в должность может наступить даже через несколько месяцев после его избрания (в частности, несмотря на то, что президентские выборы в США проходят в ноябре, избранный президент вступает в должность только в январе следующего года). И это нормально…
Если придерживаться этой логики, то опять же следует вывод о том, что очередные выборы Президента Казахстана не могут не состояться в декабре 2005 года.
А объявлены они должны быть не позднее первого воскресенья августа 2005 года ( об этом гласит ст.53 конституционного Закона "О выборах в Республике Казахстан"), то есть 7 августа 2005 года.
Все вроде бы ясно, однако есть одно НО…
Статья 51-я конституционного Закона "О выборах…" устанавливает, что "очередные выборы Президента проводятся раз в семь лет…". Из этого следует, что начиная с января 1999 года на протяжении семи лет ( то есть в 1999-2005 годах) других президентских выборов просто быть не может, в том числе и в декабре 2005 года.
Об этом же говорит и "хитрая" норма, появившаяся в ч.1 ст.94 Конституции республики в результате внесенных в нее 7 октября 1998 года изменений: "Президент …осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента республики, избранного на очередных президент- ских выборах, которые должны быть проведены ПОСЛЕ семи лет в первое воскресенье декабря". При всем желании сказать, что первое воскресенье декабря 2005 года наступает ПОСЛЕ истечения 7-и лет от выборов января 1999 года, не получается.
Таким образом, как это ни печально осознавать, приходится прийти к неизбежному выводу о том, что заложенные в Конституции нормы не позволяют провести очередные президентские выборы в любой другой день, кроме первого воскресенья декабря, то есть 3-го числа, но 2006 года!
А этот вывод неизбежно ведет к возникновению других вопросов: не слишком ли рано некоторыми претендентами на пост президента взят старт, ведь до выборов еще более двух лет? (Когда-то марафонцы и стайеры, с которыми мне довелось тренироваться, шутили в отношении быстро стартовавших, но рано выдохнувшихся бегунов: "Быстро начал, яйца стер". Это звучит пусть несколько грубо, но достаточно актуально).
Случайно ли появление таких конституционных норм, позволяющих как ныне действующему, так и будущим президентам страны или их правопреемникам править Казахстаном, причем совершенно легально, на протяжении почти года после истечения 7-летнего срока пребывания в должности, сложно сказать. Такие "ошибки" в Конституции вряд ли случайны. Как не случайным представляется мне и изменение законом от 7 октября 1998 года нормы, содержащейся в ч.5 ст. 41 Конституции, путем исключения из нее положения о том, что "президентом …может быть избран гражданин не старше 65 лет…".
Может быть, я ошибаюсь и даже сгущаю краски, однако боюсь оказаться правым. Вполне вероятно, что для точного ответа на вопрос о дате предстоящих очередных президентских выборов понадобится специальное постановление Конституционного совета.
Тем не менее, поскольку я всегда по стечению обстоятельств сочувствовал оппозиции, видя ее не совсем политически грамотные и продуманные действия (в отличие от действий власти, просчитанность которых, как мне представляется, я наглядно показал на примере), уже сейчас хотелось бы обратить внимание активизировавшихся политиков из ее лагеря на непростоту вроде бы ясного вопроса, касающегося только даты выборов.
В связи с этим мне вспоминаются давние циничные высказывания одного скептически настроенного журналиста, пытавшегося на заре перестройки и гласности умерить мой истинный "перестроечный" пыл словами: "Знаешь, для чего выдумана вся эта перестройка и гласность? Чтобы все дерьмо всплыло и его кэгэбэшники черпаком вычерпали и выкинули…".
Я тогда с ним не согласился, не согласился бы и сейчас. Однако тенденция настораживает…События, происходящие в России, да и собственный опыт участия в прошедших парламентских выборах, говорят о том, что впереди нас ждут непростые времена… |