NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:03 ast
16:03 msk

Чеболы: государство берет верх над олигархами
Борьба с мега-холдингами по корейскому образцу
29.11.2004 / политика и общество

Николай Кузьмин, "Республика", 26 ноября

В начале ноября в Казахстане побывал мэр города Сеула. Установил побратимские отношения с Астаной. Провел переговоры с разными официальными лицами. Заявил об "огромном потенциале сотрудничества" между двумя столицами, заодно прорекламировав достижения Кореи в области высоких технологий.

В ходе встречи с корейcким гостем казахстанский премьер-министр Даниал АХМЕТОВ выразил сожаление, что в области инновационных технологий между Казахстаном и Южной Кореей сотрудничество развито недостаточно. Мне лично не совсем понятно, что он имел в виду. Если создание в Казахстане производств на базе корейских технологий - то это у нас уже есть. Результатом такого рода сотрудничества стало появление "отверточных" производств - сборка телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники.

Была даже попытка наладить с помощью корейцев выпуск "казахстанского" автомобиля. В апреле 1997 года прошла презентация модели Kia Sportage, названная "Тулпаром". Предполагалось, что мы будем собирать ежегодно около 40 тысяч таких машин то ли в Актюбинске, то ли в Петропавловске. Проект остался нереализованным, потому что мы по непонятной причине из всех южнокорейских автомобильных компаний выбрали в партнеры именно ту, которая в тот момент находилась на грани банкротства (Kia Motors). О чем, кстати, нетрудно было узнать, просто заглянув в корейские газеты.

Корейский опыт

Если речь шла о совместной инновационной деятельности, то есть о создании новых продуктов или технологических процессов, то партнер, как мне кажется, был выбран не слишком удачно. Во время своей работы в Сеуле я обнаружил, что сами корейские компании к инновационной деятельности охотно привлекают инженерно-технических работников из России, Беларуси и Украины, поскольку их уровень квалификации (и особенно образования) выше, чем у корейских специалистов.

Компания KMW даже построила многоквартирный дом специально для российских инженеров. Казахстан же "поставляет" на работу в Корею в основном чернорабочих, то есть людей, занятых на производстве, которое сами корейцы с иронией называют "3D" - "dirty, difficult, dangerous" (грязное, тяжелое, опасное). Хотя есть в Корее уже наши программисты, встречал я там и одного инженера-металлурга. Так что реальное "инновационное сотрудничество" будет, скорее всего, развиваться в направлении "утечки мозгов" из Казахстана в Корею.

Пожалуй, инвестиции в отечественную науку и образование были бы более эффективным путем инновационного развития страны.

А еще глава казахстанского правительства заметил, что сейчас "перед Казахстаном стоит задача по диверсификации экономики", и наша страна заинтересована в изучении опыта Кореи в данной сфере. Хотя задача диверсификации экономики стояла перед Казахстаном всегда. Во всяком случае, об этом говорили главы всех предыдущих правительств. А вот сегодня на повестке дня стоит задача как раз борьбы с диверсификацией. Правда, не всей экономики, а лишь десятка мега-холдингов.

Их называют по-разному: мега-холдинги, бизнес-конгломераты. В Японии это "дзайбацу" и "кейрецу", в Корее - "чеболы". Но суть у них одна - монополистическая и олигархическая концентрация капитала и высокодоходных отраслей в руках ограниченного числа компаний.

Как сказал президент Назарбаев в своем выступлении на открытии первой сессии нового парламента, "эти холдинги, помимо основной деятельности, через дочерние предприятия осуществляют целый ряд непрофильных функций, что приводит к неэффективности и отсутствию транспарентности в их деятельности". Поэтому, добавил президент, "мы должны провести большую и решительную работу по передаче непрофильных функций мега-холдингов малому и среднему бизнесу".

Так вот, в области борьбы с мега-холдингами у Южной Кореи как раз имеется богатый и довольно успешный опыт. И изучить этот опыт имеет смысл не только тем, кому предстоит проводить эту самую "большую и решительную работу", но и тем, кто после выступления президента стал вычислять, "по ком звонит колокол".

Конечно, изучать - не значит слепо копировать. К чему это может привести, мы уже видели на примере кампании по "добровольной" сдаче золота населением. Вроде бы взяли за образец корейский опыт, но на самом деле ничего общего с тем, что происходило в Корее, не было. За исключением, пожалуй, экономической неэффективности и бессмысленности этой акции. Разумеется, учитывая нефтяную специфику Казахстана, можно найти немало аналогий в других странах. Например, российский ЮКОС. Но все-таки именно корейский опыт представляется наиболее интересным с точки зрения взаимоотношений государства и крупного бизнеса.

Сходства и различия

Как мы сегодня гордимся своей банковской системой, считая ее почти что образцовой, так и корейцы гордились своими мега-холдингами (чеболами). Если у нас, по словам Назарбаева, "около десяти мега-холдингов контролируют практически 80% всего ВВП Казахстана", то в Корее "большая пятерка" (Samsung, Daewoo, Hyundai, LG, SK) в конце прошлого века контролировала более половины ВВП. То есть концентрация экономики была даже выше, чем у нас. Хотя и высокие темпы роста этого самого ВВП в Корее обеспечивались теми же самыми мега-холдингами.

Как и у нас, в Корее появление мега-холдингов было невозможно без благожелательного отношения (да и прямой поддержки) со стороны власти. Фактически главы чеболов были отобраны на роль будущих "олигархов" лично генералом Пак Чжон ХИ в 60-е годы. Им также предоставлялись налоговые, таможенные, инвестиционные и прочие льготы, практиковалось списание задолженностей, применялись административные рычаги при борьбе с конкурентами. Как и у нас, в Корее многие холдинги являлись фактически семейными предприятиями.

В то же время между нашими и корейскими холдингами есть серьезные различия. Речь не только о том, какого рода продукцию они производили. Понятно, что сырьевой характер всей казахстанской экономики проявляется и в деятельности наших компаний. Хотя в обеих странах мега-холдинги формировались в изначально высокодоходных отраслях экономики. (Это, кстати, ответ на вопрос Ахметова о том, как диверсифицировалась корейская экономика: если у тебя нет ни нефти, ни каких-либо полезных ископаемых, поневоле приходится производить полипропилен из ввозимой нефти и сталь из ввозимой руды).

Например, их холдинги, в отличие от наших, были лишены возможности иметь в своем составе банки, поэтому "цементировались" в основном за счет перекрестного владения акциями. И важнейшая привилегия, которую имели чеболы, - доступ к неограниченным кредитам в банках, которые в 60-е годы были национализированы. Кроме того, в становлении отечественных мега-холдингов огромную роль сыграл льготный (и часто закрытый) механизм приватизации, а в разрушенной войной Корее приватизировать было практически нечего. И, разумеется, в Корее не то что стать олигархом, а просто вести бизнес до последнего времени мог только кореец (а у нас, как известно, не только).

Как бы то ни было, в Корее тепличные условия обеспечили быстрый рост мега-холдингов. Параллельно развитию и укрупнению шла и их диверсификация. В состав каждого из них входило около 40 дочерних компаний. Большинство чеболов к 90-м годам работало в отраслях, никак не связанных друг с другом, производя буквально все: от зубной пасты до крупнотоннажных танкеров.

В конце 1997 года в Восточной Азии разразился финансовый кризис, вскоре переросший в общеэкономический. Затронул он и Корею. От, казалось бы, неминуемого коллапса экономику страны спас кредит МВФ в размере $57 млрд. По иронии судьбы простые корейцы именно на МВФ и возложили всю вину за кризис. А вот правительство пришедшего к власти в разгар кризиса президента Ким Дэ ЧЖУНА обвинило в случившемся в первую очередь чеболы.

Не буду вдаваться в экономические подробности, приведу лишь одну цифру. На момент кризиса у 30 ведущих корейских компаний показатель отношения заемных средств к капиталу составлял 5,2. Понятно, что финансовый кризис сразу сделал их всех де-факто банкротами. В вину им поставили многопрофильность, семейно-клановый характер управления фирмами и отсутствие транспарентности.

Ким Дэ Чжун, получивший Нобелевскую премию за развитие демократии, не стеснялся при необходимости применять методы, достойные диктатора Пак Чжон Хи. Например, когда профсоюзы выступили против массовых увольнений (неизбежного следствия "оптимизации" корейских компаний), начались массовые аресты профсоюзных активистов. В результате, по данным Конфедерации корейских профсоюзов, за первые полгода пребывания у власти Ким Дэ Чжуна в тюрьмы было брошено больше людей, чем при любом другом президенте (включая диктаторов).

А с владельцами крупнейших мега-холдингов он провел встречи, напоминавшие партхозактивы советских времен. Чеболам было предложено провести реструктуризацию или умереть. Лидеры чеболов согласились (хотя их мнением и не интересовались, это был приказ).

Чеболы и государство

Говоря о взаимоотношениях мега-холдингов и государственной власти, стоит остановиться еще на одном существенном различии между Южной Кореей и Казахстаном. Когда мега-холдинги превращаются в группы влияния, имеющие контроль над значительным объемом финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, то большинство из них де-факто превращается в политических субъектов.

В отличие от "официальных" политических игроков (обычно представленных партиями), они предпочитают действовать на теневой политической сцене, но реально участвуют в борьбе за власть. Для воздействия на принятие решений государственными структурами используются внеинституциональные методы или, попросту говоря, подкуп. Такие группы влияния привносят в процесс борьбы за контроль над рычагами управления обществом правила игры, основанные на нормах и ценностях кланово-корпоративной (олигархической) субкультуры, размывая границы дозволенного и недозволенного, официального и неофициального.

Опасность этих теневых политических субъектов для государства состоит, прежде всего, в том, что они способны оказывать влияние на государственную власть, не вступая с ней в открытый конфликт, а просто производя подмену государственных интересов собственными. Можно вспомнить знаменитую фразу главы "General Motors" Чарльза ВИЛЬСОНА, назначенного в 50-е годы на пост министра обороны США: "Что хорошо для "General Motors" , хорошо для Америки".

Часто это обусловлено гипертрофированной ролью в экономике страны того или иного сектора, что может приводить к феномену "банановых республик", где политические процессы контролируются иностранными компаниями.

В Корее чеболы возникли и развились в условиях военной диктатуры, просуществовавшей с начала 60-х до конца 80-х годов. Ни о каком влиянии бизнеса на власть тогда и речи быть не могло. Поэтому коррупция стала разъедать правительственный аппарат сравнительно поздно, и чеболы на отеческую заботу правительства отвечали безусловным исполнением всех его рекомендаций.

По требованию правительства чеболы согласились выбрать определенную специализацию и избавиться от тех производств, которые становились непрофильными. Например, LG продала свое производство полупроводников, Samsung - свое автомобильное подразделение.

Судьба Daewoo и Hyundai

Формально ко всем чеболам предъявлялись одинаковые требования. Однако показательна разница в судьбе двух самых крупных (и в то же время самых "проблемных") корейских мега-холдингов - Daewoo и Hyundai.

Глава Daewoo Ким У ЧЖУН, по слухам, профинансировал предвыборную кампанию человека, проигравшего в итоге президентские выборы. Да и вообще был близок к той партии, которая после выборов из правящей превратилась в оппозиционную. Кроме того, он не откликнулся на просьбу президента принять в свой холдинг обанкротившееся подразделение другого чебола (определенное как "непрофильное"). По мнению многих экспертов, именно это послужило причиной того, что Daewoo подвергся прямо-таки показательному разгрому.

Хотя Daewoo пытался как-то реформировать свой бизнес, положение холдинга постоянно ухудшалось, и к 1999 году задолженность достигла $57 млрд. (что равно сумме, собранной МВФ на спасение всей корейской экономики). Аудит, проведенный в подразделениях, показал, что настоящая стоимость активов Daewoo составляет менее половины от официально заявленной.

Прокуратура возбудила против Ким У Чжуна уголовное дело, обвинив его в фальсификации отчетности в целях сокрытия убытков, незаконном переводе за границу $7 млрд. и даче взяток. Олигарх был вынужден бежать из страны. К уголовной ответственности были привлечены и главы практически всех дочерних подразделений чебола. А сам мега-холдинг был разделен на 12 независимых специализированных компаний, большинство из которых, впрочем, сохранили слово "Daewoo" в своем наименовании. Например, Daewoo Motors (автомобилестроение) и Daewoo Electronic (электроника). Но ничего общего ни с Ким У Чжуном, ни с его империей они уже не имеют.

У другого крупнейшего чебола - Hyundai - отношения с властью складывались как нельзя лучше. Именно он стал спонсором прошедшей в июне 2000 года в Пхеньяне встречи глав двух корейских государств - Ким Дэ Чжуна и Ким Чен Ира. Встреча эта была объявлена "историческим прорывом", однако вскоре выяснилось, что Ким Чен Ир согласился на эту встречу только после того, как южнокорейская сторона заплатила ему $500 млн. Деньги эти по "просьбе" правительства перечислил Hyundai.

Кроме того, чебол занимался заведомо убыточными инвестиционными проектами в КНДР, поддерживая "солнечную политику" Ким Дэ Чжуна в отношении Севера. Поэтому Hyundai в процессе реструктуризации пользовался максимальной благосклонностью правительства, которое принуждало банки-кредиторы к отсрочке выплаты и конвертации в ценные бумаги долгов.

Однако закончил Hyundai точно так же, как и Daewoo - он был разделен на несколько независимых компаний. После смерти основателя компании отношения с правительством стали не такими тесными и теплыми, а его наследники, возглавлявшие дочерние предприятия холдинга, перессорились. Поддержка правительства лишь продлила агонию чебола, но не спасла его. Схожая участь постигла практически все корейские мега-холдинги.

Олигархи всегда проигрывают?

Конечно, все аналогии между Казахстаном и Кореей достаточно условны. А различных публикаций на тему расцвета и гибели чеболов больше, чем достаточно. И каждый волен делать из их истории собственные выводы. А я рискну предложить вниманию тех, кто заинтересовался корейским опытом, несколько собственных.

Во-первых, в борьбе с государством олигархи всегда проигрывают. Если олигарх считает, что он в безопасности, поскольку его компании являются "социально значимыми" и мега-холдинг слишком большой, чтобы его могли разрушить, то он ошибается. Сам-то бизнес останется, но вот командовать и владеть им будут другие.

Во-вторых, для мега-холдинга жертва части своих активов может означать сохранение основного бизнеса (об этом говорил еще Остап Бендер в "Золотом теленке").

Наконец, решения правительства могут быть политически мотивированы. Следовательно, финансирование политических проектов правительства может оказаться полезным для олигарха. Но пожизненной индульгенции не даст.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр доложил Главе государства о текущей экономической ситуации в Казахстане 30.11.2004
Экономические итоги года 30.11.2004
Верховный суд РК отказал партии "Ак жол" в удовлетворении иска к ЦИК РК 30.11.2004
Еще раз о выборах и так называемой "оппозиции" 30.11.2004
Старый атаман нам не по ндраву… а люб утекший экс-зам по тылу?.. 30.11.2004
Хищения бюджетных денег 30.11.2004
Сергей Лавров: работа ОБСЕ пронизана двойными стандартами 30.11.2004
Выборы президента Румынии не выявили победителя 30.11.2004
Кучма готов согласиться на нулевой вариант 30.11.2004
Украина: на грани распада 30.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz