Астана. 26 ноября. КАЗИНФОРМ
Должно быть, произойдет то, о чем уже давно говорят в политических кругах Казахстана. В Правительстве близки к тому, чтобы Национальный фонд, совокупные активы которого составляют чуть больше 4,4 млрд. долларов, приступил к финансированию государственных расходов. Точнее, его стабилизационная часть теперь будет покрывать недостающую сумму республиканского бюджета.
Тут надо сразу сказать, что это далеко не радикальные меры: сначала хранить все деньги за рубежом, а потом вдруг сразу решиться отдать часть из них. Даже не на инвестпроекты, а на нужды бюджета. Особенность в том, что прежде чем финансировать бюджет, Национальный фонд (НФ) отныне будет забирать все прямые налоги со всех нефтедобывающих компаний, а это, по оценкам Минфина, 26% доходов бюджета. Сейчас система такая, что Нацфонду со специального транзитного счета перечисляются налоги от организаций сырьевого сектора с доходов, превышающих утвержденные объемы. У Правительства есть перечень таких организаций. Раньше их было 12, в том числе предприятия горнодобывающей промышленности, сейчас же их 6, и все они - нефтедобывающие компании. Утвержденный объем поступлений в бюджет берется из расчета 19 долларов за баррель нефти, следовательно, поступления от доходов нефтяников сверх этой суммы идут в НФ в качестве стабилизационных ресурсов. Кроме того, госбюджет перечисляет официальные трансферты в размере 10% от планируемых поступлений по налогам и иным обязательным платежам в Нацфонд для выполнения своей сберегательной функции. Стабилизационная и сберегательная функции являются основными направлениями в работе НФ. Однако, в 2000 году, когда создавался фонд, мало кто мог представить, что он станет еще и главным инструментом для стерилизации избыточной валюты и сдерживания инфляции.
Новая модель формирования и управление активами Нацфонда, которая рассматривается в Правительстве в рамках проекта среднесрочной концепции НФ, является так называемым методом сбалансированного бюджета. Как выразился премьер-министр Даниал Ахметов, такая модель "обладает массой преимуществ с точки зрения независимости бюджета от колебаний конъюнктуры на мировых рынках нефти". Надо заметить, что над проектом концепции работали Минфин, Нацбанк, Минэкономики, а также Ассоциация финансистов Казахстана и эксперты Всемирного банка.
Относительно сути предлагаемых изменений. Разработчики концепции предложили в будущем, чтобы республиканский бюджет по структуре поступлений был полностью не нефтяным. Доходы от нефти в виде налогов должен забирать НФ. Уже не будет перечня организаций, отчисляющих деньги со сверхдоходов, и надо полагать, не будет и утвержденного объема в 19 долларов, и 10-процентного официального трансферта. Напротив, Нацфонд теперь сам будет давать трансферты бюджету, чтобы закрыть бюджетный дефицит, который неминуемо образуется в результате разницы суммы расходной части бюджета и планируемых не нефтяных поступлений. Единственно неясно, будет ли бюджет с учетом трансфертов Нацфонда бездефицитным, что фактически снимет необходимость заимствования Министерством финансов. Как же в таком случае будет решаться проблема обеспечения инвестиционными инструментами пенсионных фондов? Отвечая на этот вопрос, вице-министр финансов Гани Узбеков пояснил, что речь идет о не нефтяном дефиците, образующемся путем вычитания из общей суммы расходов бюджета суммы поступлений от не нефтяного сектора. Но дело в том, что и с сегодняшними 26% поступлений от нефтяных организаций бюджету все равно недостает на покрытие расходов суммы в 1,8 ВВП.
В целом же, сближение Нацфонда с бюджетом намного упрощает систему их взаимодействия. Другое дело, что НФ фактически становится оператором огромной части потенциальных бюджетных средств, что предполагает больший контроль его деятельности со стороны Министерства финансов. Зато, в случае кризиса, появляется возможность не афишировать состоянием бюджета, а пополнять его дефицит за счет фонда в текущем режиме. Это лучше, чем делать заявления о том, что Правительству придется задействовать стабилизационную часть НФ, что может отразиться на рейтинге страны. К тому же, "отчленение" нефтяных поступлений от других доходов наглядно показывает практические результаты деятельности не сырьевого сектора и степень его развития. По словам Премьера, "это станет дополнительной мотивацией наращивать ресурсы в рамках индустриально-инновационной политики".
Но если в системе пополнения активов Нацфонда произойдут заметные изменения, то в плане их управления все должно остаться по-прежнему. Казахстан продолжит вкладывать деньги НФ в высоколиквидные, хотя и малодоходные ценные бумаги зарубежных государств. "Изначально выбранная концепция сохранности средств фонда признана правильной, и вряд ли что-нибудь изменится", сообщил журналистам заместитель Национального банка РК Аскар Елемесов. По его словам, в мире существуют две модели управления активами – традиционная или индексная модель и альтернативная. В основном фонды, включая нефтяные, инвестиционные и пенсионные работают по индексной модели. В качестве же примера альтернативной модели представитель Нацбанка привел деятельность фонда Сороса, не упускающего интересные, но рисковые проекты. "В Казахстане принципиальная модель такова, что мы должны использовать данные деньги очень разумно и консервативно. С момента образования НФ совокупные доходы фонда увеличились на 13,86% или в среднем на 3,86% ежегодно. Значит, за это время ничего не было потеряно", говорит А.Елемесов. Однако, если взять уровень инфляции за 4 года в среднем по 6% каждый год, то внутри республики активы НФ подешевели на 24%. А если к этому добавить потери от падения курса доллара - валюты, в которой хранится большая часть денег Нацфонда, то потери фонда кажутся очевидными. При этом в счет не берется тот факт, что процентные ставки предоставляемых Казахстану займов на порядок выше доходности сбережений государства.
Казахстан далеко не единственная страна, которая для надежности хранит свои сбережения за рубежом. Именно вопрос гарантии сохранности средств НФ - главный мотив действующей сегодня инвестиционной политики фонда. Это может служить объяснением, почему Национальный фонд не инвестирует какую-то часть денег в промышленность страны, даже если речь идет о стопроцентно окупаемых проектах. Кто может однозначно гарантировать защиту инвестиционных средств фонда от административного вмешательства в политику НФ и лоббирования тех или иных бизнес-структур? К тому же, по словам А.Елемесова, для Казахстана правильней было бы ставить вопрос не о проблеме инвестиций, а о наличии заслуживающих внимания инвестиционных проектов. Тенденции последних лет освоения инвестиционных расходов бюджета лишний раз подтверждают верность такой позиции или, по крайней мере, систематические ошибки исполнительных органов при выборе инвестпроектов. Так что, денег в Казахстане достаточно. Их даже приходится уводить из оборота, чем одновременно занимается Национальный фонд.
Никакого потолка для накопления средств фонда в проекте концепции не предусматривается. Как говорит А.Елемесов, по отношению к ВВП накопления фонда весьма незначительны. В трудные времена, которые, хотелось бы надеяться, для нас не наступят, этих денег хватит на 1,5-2 года. Поэтому будем продолжать копить деньги, что не раз советовал президент Назарбаев делать каждому казахстанцу. |