NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:07 ast
12:07 msk

Мажилис открыт для всех точек зрения
У.Мухамеджанов: Если наше Правительство считает, что новый состав Мажилиса окажется для него более удобным, оно сильно ошибается. Представительная власть всегда будет иметь несколько иные взгляды, чем власть исполнительная
29.11.2004 / политика и общество

Наталья АБСАЛЯМОВА, "Казахстанская правда", 27 ноября

Кажется, еще вчера в стране шумела выборная парламентская кампания, горячо обсуждались ее итоги. Между тем новый Мажилис уже успел преодолеть немалую законодательную дистанцию: депутаты третьего созыва обсудили несколько сложных и принципиально важных законов, в том числе приняли республиканский бюджет будущего года. Постепенно начало проявляться лицо обновленной палаты, ее стиль работы. Словом, появилось уже достаточно поводов, чтобы побеседовать о сегодняшнем и завтрашнем дне нового депутатского "призыва" с председателем Мажилиса Парламента РК Уралом Мухамеджановым.

- Урал Байгунсович, позвольте начать разговор "с персоналий". Как вы чувствуете себя в роли спикера?

- Ощущений много, отчетливо разобраться в них, наверное, можно только с течением времени. Прежде всего, значительно расширился масштаб работы и ответственности. Ведь Парламент всегда является "перекрестком" общественных дискуссий, мнений, идей. В этих стенах все сконцентрировано, спрессовано. Здесь обостренно чувствуешь, что твоя деятельность находится в фокусе общественного внимания, что ты причастен к рождению законов государства. Это ко многому обязывает.

Конечно, на первых порах приходится довольно трудно. Но постепенно осваиваюсь - во многом благодаря моральной поддержке коллег-депутатов.

- Девять лет назад вы избирались депутатом Верховного Совета 13-го созыва. Тот парламентский опыт сегодня приходит на выручку?

- Хотя среди моих коллег тогда было немало ярких личностей, вряд ли ту работу можно назвать существенным опытом. И дело даже не в том, что последний Верховный Совет просуществовал лишь около года. Просто время было совсем другое. Старая экономика разрушалась буквально на глазах - соответственно, принимаемые в ту пору законы большей частью носили сиюминутный "пожарно-спасательный" характер. О системном, фундаментальном, рассчитанном на перспективу законотворчестве говорить не приходилось. Теперь же, когда проведенные реформы начали давать отдачу, когда растет экономика, ожила социальная сфера, жизнь востребовала именно такие законы - законы развития. А это, согласитесь, уже иные критерии, другой опыт.

- В то же время порой можно услышать мнение, что состав нынешнего Мажилиса выглядит как-то однородно, без "интриги". Следовательно, Парламент станет лишь безгласным оформителем законодательных идей Правительства. Вы согласны с этим утверждением?

- Я бы не стал ничего упрощать. Прежде всего, у самих депутатов истина всегда будет рождаться в спорах. Каждый из моих коллег - личность со своим профессиональным багажом, с собственными убеждениями. Со своим пониманием долга перед страной и избирателями. Кроме этого, в силу самой своей природы Мажилис всегда открыт для всех существующих в обществе точек зрения.

Это обязательно будет сказываться на взаимоотношениях палаты с исполнительной властью. Да, собственно, уже сказывается. Возьмите, к примеру, недавнее обсуждение поправок в законодательство о разграничении полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений. Не только депутаты-"ветераны", но и "новички" ясно дали понять Правительству, что на ура здесь ни один законопроект не пройдет. Все так или иначе будет подвергаться сомнению, анализу, пропускаться через призму интересов всех казахстанцев.

В общем, если наше Правительство считает, что новый состав Мажилиса окажется для него более удобным, оно сильно ошибается. Представительная власть всегда будет иметь несколько иные взгляды, чем власть исполнительная - особенно по вопросам социального развития страны. Иначе не бывает, в этом суть принципа разделения властей. Другое дело, что надо всегда стремиться к равноправному, эффективному сотрудничеству, а не искать надуманные поводы к противостоянию.

- Наверняка вы анализируете законодательное наследство, доставшееся от предыдущего состава Мажилиса. Вы уже увидели в нем пробелы, которые нужно восполнить?

- Скорее, это не прием наследства, а передача эстафеты. Ведь единый и непрерывный законодательный процесс продолжается. Законодательные заслуги предшествующего созыва неоспоримы. Принято более 600 законов, в том числе семь кодексов. Тем самым укреплена и усовершенствована вся законодательная база страны. Но ведь жизнь не стоит на месте. Политическая стабильность и рост экономики постепенно приносят свои плоды: государство получает больше возможностей, чтобы реализовывать принципы социальной справедливости. В этой связи главная задача нашего созыва - создать прочную законодательную основу для активизации социального развития республики.

О направлениях этой деятельности на открытии нашей первой сессии говорил Глава государства. Это, в частности, качественное развитие систем образования и здравоохранения, создание эффективной трехуровневой системы социального обеспечения, реализация программы жилищного строительства. Я надеюсь, что уже в близком будущем Правительство начнет вносить в Мажилис проекты соответствующих законов.

При этом, как известно, социальные возможности государства напрямую зависят от прогресса экономики. Поэтому следующий приоритет нашей работы - законодательное обеспечение развития наиболее перспективных для Казахстана сфер производства: от создания современной обрабатывающей промышленности до модернизации телекоммуникаций, информатики, транспорта. По-прежнему повышенного внимания законодателей требуют развитие сельского хозяйства и обустройство жизни сельчан. Несомненно, многие накопившиеся здесь проблемы поможет решить именно этот, четко обозначившийся "социальный вектор" развития нашей страны.

- На ваш взгляд, достаточно ли проявляется этот "вектор" в принятом бюджете на 2005 год?

- Судите сами. Расходы на здравоохранение на будущий год возрастают по сравнению с текущим годом практически в два раза, на образование - в полтора раза, на социальное обеспечение - на 19 процентов. Культура, спорт и СМИ получат на 28 процентов больше государственных средств, чем в нынешнем году. Конечно, пока никто не обещает скорого решения всех социальных проблем. Но в данном случае важна тенденция, динамика. На мой взгляд, бюджет-2005 ярко подчеркивает и закрепляет главную примету последних лет: государство начинает жить самыми насущными заботами своих граждан.

- Одно время, работая в аппарате Правительства, вы, в частности, курировали вопросы культуры. Означает ли это, что отныне культурное законодательство будет находиться под вашим особым вниманием?

- Я действительно всегда был неравнодушен к культуре во многих ее проявлениях, независимо от занимаемых мной должностей. Но это, конечно, не означает, что культуре я намерен уделять больше внимания, чем другим аспектам законодательной работы. Ведь в законотворчестве, в принципе, не может быть второстепенных вопросов.

Тем не менее убежден, что настало время разработать и принять закон "О культуре" - для того чтобы четко определить место культуры в нашей жизни и системе ценностей. Я думаю, кроме всего прочего, это станет и достаточно символичным событием. Ведь чем определяется уровень культуры любого общества, как не степенью внимания к человеку? Именно по этому пути сегодня и движется наше государство.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр доложил Главе государства о текущей экономической ситуации в Казахстане 30.11.2004
Экономические итоги года 30.11.2004
Верховный суд РК отказал партии "Ак жол" в удовлетворении иска к ЦИК РК 30.11.2004
Еще раз о выборах и так называемой "оппозиции" 30.11.2004
Старый атаман нам не по ндраву… а люб утекший экс-зам по тылу?.. 30.11.2004
Хищения бюджетных денег 30.11.2004
Сергей Лавров: работа ОБСЕ пронизана двойными стандартами 30.11.2004
Выборы президента Румынии не выявили победителя 30.11.2004
Кучма готов согласиться на нулевой вариант 30.11.2004
Украина: на грани распада 30.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz