NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:48 ast
18:48 msk

Экономические итоги года
Правительство приняло принципиальное решение о том, что в скором времени все прямые нефтяные налоги будут аккумулироваться в национальном фонде
30.11.2004 / политика и общество

Жети кун, 28 ноября

Правительство приняло принципиальное решение о том, что в скором времени все прямые нефтяные налоги будут аккумулироваться в национальном фонде. Это значит, что государственная казна будет наполняться за счет поступлений от несырьевых отраслей. Ожидается, что такой порядок формирования бюджета начнет действовать примерно через год. Президент Назарбаев однажды сравнил экономику Казахстана с самолетом, который летит на одном крыле, имея в виду сильную зависимость бюджета от нефтяных доходов. Действительно высокие мировые цены на нефть позволили нам добиться в последние четыре года впечатляющего роста. Но вряд ли этот "нефтяной подъем" является реальным показателем конкурентоспособности экономики. Когда-нибудь цены на нефть начнут снижаться и тогда наполняемость бюджета может резко снизиться, как это уже было в конце девяностых годов прошлого века. Сейчас в структуре бюджетных доходов поступления от продажи нефти составляют примерно 30 процентов. Сможет ли экономика восполнить такой дефицит за счет других отраслей? Это вопрос наш корреспондент Данил Москаленко адресовал министру экономики и бюджетного планирования Кайрату Келимбетову, который специально для нашей программы прокомментировал экономические итоги года и предстоящие бюджетные реформы.

- Кайрат Нематович, на этой неделе правительство обсуждало сразу несколько важных аспектов экономической политики. Один из наиболее интересных, на наш взгляд, вопросов это проект развития Национального фонда. Премьер-министр предложил в будущем полностью освободить бюджет от поступления нефтяных налогов, которые должны перечисляться в Национальный фонд. Сейчас доля нефтяных поступлений в бюджете оценивается примерно в 25 процентов. Как Вы думаете, начиная с какого года наша экономика позволит формировать бюджет исключительно за счет поступлений от несыревого комплекса?

- В связи с поручением главы государства, данном на Совете управляющих фонда, правительство занимается разработкой Концепции развития национального фонда и одним из вопросов является то, что в связи с бюджетным законодательством Национальный фонд с 1 января 2005 является частью бюджетной системы, то есть республиканский бюджет и Национальный фонд - два сообщающихся сосуда. Если проанализировать структуру бюджета, то есть текущий бюджет и бюджет развития, в примерном соотношении 75 на 25. То есть 75% программ – текущие (выплата пенсий, пособий, заработной платы), остальная часть 25% - это бюджет развития (строительство школ, больниц, транспортно-коммуникационного комплекса, разработка инвестиционных проектов, формирование уставных капиталов институтов развития). Вы правильно говорите, что где-то 75% это поступления от несырьевого сектора, и 25% (в этом году – 26%) - это нефтяной сектор. То есть уже в текущем бюджете превалируют поступления от несырьевого сектора. Сегодня Национальный фонд формируется от организаций сырьевого сектора - это 5-6 организаций, которые при превышении цены 19 долларов за баррель всю сверхпрбыль переводят в Национальный фонд. Но это не все предприятия нефтяного сектора. Новое предложение разработчиков концепции – все поступления от нефтяных предприятий направлять в Национальный фонд и если на программы развития будет не хватать, то трансфертам из фонда направлять средства в бюджет. То есть средства из Фонда станут источником пополнения бюджета. На наш взгляд, это очень прозрачная схема и она в целом соответствует тому лучшему мировому опыту, который мы изучили.

- Насколько я знаю, при обсуждении концепции развития Национального фонда рассматривались различные варианты использования его накоплений. Сейчас сформировались два основных подхода: первый - активное использование денег фонда в социальных программах. Я бы назвал такой подход "политическим", поскольку во время парламентской предвыборной кампании некоторые партии – особенно оппозиционные – настаивали на "дележе" денег Национального фонда среди населения. Второй поход – более консервативный – сводится к тому, чтобы задействовать накопления только в стабилизационных целях, т.е. в периоды экономических спадов. На какой из этих подходов ориентируется правительство?

- Та сумма, которая накоплена сегодня в Национальном фонде - свыше 4 миллиардов долларов - покрывает полуторогодовой временной период в случае падения цен на нефть, то есть на полтора-два года нам хватит денег, чтобы выполнять те социальные обязательства, которые государство на себя приняло. Но сама большая задача Национального фонда – это функция стерилизации. Не секрет, что перед Казахстаном стоит угроза так называемой "голландской болезни", то есть риск "перегрева" экономики очень велик. Если мы в следующем году планируем добывать 60 миллионов тонн нефти, то к 2010 году эта цифра перевалит за 100 миллионов тонн. Кода такая большая нагрузка будет на рынок валюты, тенге будет укрепляться, а с укреплением тенге с надеждами на диверсификацию экономики можно будет попрощаться. Поэтому важно, на наш взгляд, стерилизовать ту валютную массу, которая к нам поступает в связи с высокими ценами на нефть. Если мы не будем этого делать, тогда возникает проблема – несырьевой сектор становиться не конкурентоспособным. Далее. Когда предлагают раздать деньги поровну… Здесь -два аспекта: политический и экономический. С экономической точки зрения, понятно, растет денежная база - это вызывает рост инфляции, рост инфляции вызывает инфляционные ожидания, растут ставки банков, кредитование становиться дорогим, его становиться меньше, и в целом, доходы населения и государства будут обесцениваться. То есть это сказывается на эффективности экономики в целом – это с одной стороны. С другой. Что мы стимулируем? Мы провели структурные реформы и признано, что социальная помощь должна оказываться адресно, а когда мы их раздаем деньги всем …. тем более, что эти деньги обесценятся…

- На этой неделе сенат одобрил ряд принципиальных поправок в налоговое законодательство, которые предусматривают налоговые льготы для предприятий, которые рассматриваются как двигатели программы инновационно-индустриального развития. В некоторых отраслях эти льготы будут действовать более 10 лет. Не опасаетесь, что эти налоговые послабления серьезно скажутся на доходах бюджета?

- Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, прежде всего, имело целью дальнейшего развития несырьевого сектора экономики. То есть это совершенствование амортизационной политики, стимулирование предприятий с высокой добавленной стоимостью и третье - это стимулирование вновь созданных налогоплательщиков, которые будут создавать предприятия в стратегически важных для экономики секторах. Именно их предлагается стимулировать на пять или десять лет. Это формально не потери для бюджета, более того - мы предполагаем, что вокруг новых предприятий будет возникать целая технологическая цепочка и это скажется на состоянии налогооблагаемой базы.

- Все же прямые потери бюджета в будущем году какие?

- В соответствии с тем вариантом, который внесло правительство прямые потери - 26 миллиардов тенге, но поскольку мы договорились, что новая амортизационная политика будет действовать с 1 января 2006 года, то прямые потери составят 21 миллиард тенге и пять миллиардов тенге были перераспределены в ходе работы согласительной комиссий после первого чтения бюджета.

- Кайрат Нематович, недавно премьер-министр Даниал Ахметов довольно жестко высказался по поводу неосвоенных бюджетных денег. В некоторых министерствах миллиарды тенге остаются неистраченными. Почему это происходит? Это результат ошибок при планировании или ошибки менеджмента, неумение правильно распорядиться деньгами?

- Знаете, планирование бывает ежегодное и месячное. Планирование помесячное – этим должны заниматься министерства и ведомства. Естественно, главный вопрос - это несвоевременное проведение конкурсов, тендеров, которые часто откладываются и поэтому у нас порядка 80 миллиардов тенге в бюджете остались неосвоенными - это касается и местного, и республиканского бюджетов. Недавно на заседании правительства был очень строгий разбор полетов, я думаю по итогам года мы окончательно подведем итоги и дисциплинарную ответственность будут нести руководители министерств и ведомств. Предваряя вопрос можем ли мы перекидывать неосвоенные деньги с одного министерства на другое, скажу - нет не можем. В соответствии с бюджетным кодексом, этого можно достичь при уточнении бюджета, поэтому единственный выход из ситуации мы видим уточнении паспортов бюджетных программ, которое может провести республиканская бюджетная комиссия.

- Кайрат Нематович, теперь несколько вопросов, не связанных с бюджетной политикой. Недавно Президент страны заявил о возможной реформе в области управления крупнейшими национальными компаниями. Говорилось, в частности, о том, что будет создан некий единый государственный холдинг, которому будут переданы акции национальных компаний. Известны ли Вам детали этой реформы? Каким образом предполагается объединить совершенно разно профильные компании под одной крышей?

- Что такое государственные активы? Это не только госпакеты акций, но и средства институтов развития, средства Национального фонда, это многочисленные объекты инфраструктуры, в том числе - многочисленные транспортно-коммуникационные и коммунальные объекты. То есть - вопрос правильного управления активами государства, правильная логистика, правильный менеджмент. И здесь вопрос не в том, что холдинг будет заниматься обычными финансово-хозяйственными функциями, которые они осуществляют сегодня, главный вопрос – координация усилий всех национальных компаний по реализации тех задач, которые стоят перед нашей страной. Это прежде всего реализация стратегии индустриально-инновационного развития. Именно в таком аспекте была поставлена задача главой государства, мы сейчас изучаем мировой опыт. Очень много говорилось о компании "ТИМОСЕК" в Сингапуре. Крупнейшие транснациональные гиганты как "Сингапур эйр лайнз", "Сингапур текнолоджис", компания "Кепел" - все они были доведены холдингом "ТИМОСЕК" до уровня транснациональных, поэтому важна задача скоординировать усилия национальных компаний, направить их работу на реализацию задач, поставленных главой государства.

- Тем не менее экономические эксперты считают, что этот проект (передача акций национальных компаний в управление государственному холдингу) будет "пробуксовывать", поскольку национальные компании - это такие маленькие финансовые империи и их руководители вряд ли захотят делиться властью с кем-либо еще. Не столкнется ли здесь правительство с негласным бойкотом этого проекта?

- Ну, у любой реформы всегда есть противники и сторонники поскольку есть политическое решение главы государства и поручение правительству, а правительство является акционером всех национальных компаний, я каких-либо проблем не вижу

- Президент Назарбаев считает, что в рамках административной реформы правительству следовало бы приглашать на руководящие посты в некоторые министерства и национальные компании иностранных менеджеров. Насколько оперативно может быть реализована эта идея? Кто-нибудь из иностранных управленцев уже получил такие приглашения?

- У нас в национальных компаниях уже работают иностранные менеджеры. Могу привести пример компании Air Astana. Иностранные менеджеры есть и в институтах развития, к примеру, в инновационном фонде есть советник из Голландии, в Центр маркетингово-аналитических исследований мы пригласили советников и консультантов из Канады и Сингапура. Как раз-таки они нам и помогают привносить те лучшие достижения мирового опыта в менеджменте, которые необходимы нашей стране. Что касается широкого привлечения такого рода консультантов, то сейчас мы прорабатываем в целом изменения в политику заработной платы, которые позволят нам привлечь ведущих иностранных менеджеров, но и лучших отечественных экспертов получивших образование за рубежом. Здесь вопрос в оплате труда.

- Кайрат Нематович, наверное, последний вопрос. Год подходит к концу. Как бы Вы оценили его итоги? C точки зрения исполнения поставленных задач, реализации новых программ и проектов, взаимоотношений бизнеса и правительства?

- К концу подходит второй год подготовительного этапа индустриально-инновационной стратегии и, на мой взгляд, правительство много интересных программ в этой сфере разработало и до конца года предстоит ряд программ доработать. Я напомню, что в соответствии с поручениями главы государства, данными на Конгрессе финансистов, до конца года будут доработаны программы развития рынка ценных бумаг, программы развития микрокредитования, развития накопительной пенсионной системы. Кроме того в начале года предстоит доработать программу сокращения теневого сектора экономики и я думаю, что правительство провело большую работу по оптимизации своей деятельности. Речь идет о децентрализации государственных функций, о проведении первого этапа административной реформы, кроме того очень важные исследования были проведены совместно с Гарвардским университетом по кластерным инициативам. Исследования которые готовят мастер-план в сфере нефтехимического сектора и одно из важных исследований - это подготовка концепции развития Алматы как финансового центра. Вот такие большие документы они говорят в целом об очень эффективных шагах страны в рамках диверсификации экономики

- Спасибо, Кайрат Нематович, я вас благодарю за это интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр доложил Главе государства о текущей экономической ситуации в Казахстане 30.11.2004
Экономические итоги года 30.11.2004
Верховный суд РК отказал партии "Ак жол" в удовлетворении иска к ЦИК РК 30.11.2004
Еще раз о выборах и так называемой "оппозиции" 30.11.2004
Старый атаман нам не по ндраву… а люб утекший экс-зам по тылу?.. 30.11.2004
Хищения бюджетных денег 30.11.2004
Сергей Лавров: работа ОБСЕ пронизана двойными стандартами 30.11.2004
Выборы президента Румынии не выявили победителя 30.11.2004
Кучма готов согласиться на нулевой вариант 30.11.2004
Украина: на грани распада 30.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz