NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)








Поиск  
Четверг 12.12.2019 19:04 ast
16:04 msk

Политические реформы: к демократии через стабильность
Нурсултан Назарбаев: Все поставленные сегодня задачи по силам "Отану". Партия накопила значительные ресурсы. Настало время их эффективно использовать. Настало время объединить усилия всего депутатского корпуса по созданию правовой базы для поэтапного проведения политической модернизации
08.12.2004 / политика и общество

Евгений Кононович, "Казахстанская правда", 7 декабря

Вчера Глава государства Нурсултан Назарбаев в столичной резиденции встретился с депутатами парламентской фракции политической партии "Отан". Ключевой темой оживленного, двухчасового разговора стали приоритетные направления политической модернизации общества. Президент поделился с парламентариями размышлениями по этому поводу. Главным же итогом встречи явилось подписание Главой государства трех важнейших указов, положивших начало новому этапу политических реформ в стране. главную опору в проведении стратегического курса развития Казахстана. Партия выступает инициатором реформ, генератором новых идей. В то же время сформированное парламентское большинство налагает огромную ответственность. Успехи или неудачи этих лет будут связываться с деятельностью "Отана", и об этом необходимо помнить, сказал Нурсултан Абишевич.

Выступивший на встрече руководитель парламентской фракции "Отан" Амангельды Таспихов подчеркнул значимость этого совместного обсуждения задач и приоритетов деятельности партии.

Депутат Владимир Нехорошев, избранный от Карагандинской области, поблагодарил Главу государства за чуткость и внимание к жертвам недавней аварии в г. Шахтинске и их близким.

"Казахстан вышел на траекторию устойчивого роста. Мы видим вокруг целеустремленных людей, и я, как гражданин, горжусь своей страной", - сказал депутат.

Депутат Кенжегали Сагадиев поделился своими первыми впечатлениями от работы Парламента. В частности, он отметил, что нынешний депутатский корпус не уступает по уровню профессионализма предыдущему составу и всякие разговоры о "карманности" Парламента - "не более чем разговоры". И за такой качественный отбор нужно благодарить, прежде всего, избирателей, заметил он.

Выступивший также отметил необходимость сосредоточения усилий на реализации программ, принятых в последние годы, затронул проблемы введения полноценной амортизационной политики, социальной защиты населения, повышения качества законотворческой работы, партийного строительства. "Наша партия - партия, которая принимает на себя ответственность за страну. Поэтому в диалоге власти и населения инициатива должна быть за "Отаном", - подчеркнул Кенжегали Сагадиев.

Выступивший далее депутат Толебек Космамбетов рассказал об основных параметрах принятого Парламентом бюджета на 2005 год и акцентировал внимание на его социальной направленности. На социальные нужды планируется направить более 45 млрд. тенге, сказал депутат.

Представитель молодежного крыла "Отана" Танирберген Бердонгаров выразил Главе государства сердечную благодарность и признательность от имени студентов, обучающихся по государственному кредиту, за разрешение их проблемы.

Глава государства внимательно выслушал депутатов парламентской фракции партии "Отан" и высказал свое мнение по всем затронутым в выступлениях вопросам и предложениям. Прежде всего Нурсултан Назарбаев отметил, что нынешняя экономическая ситуация является надежной базой дальнейшего развития Казахстана.

- Недавно я встречался с директором Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном, который сказал, что, представляя лишь четверть населения Центральной Азии, Казахстан сегодня обеспечивает две трети всего ее совокупного дохода. Три ведущих международных рейтинговых агентства присвоили республике международный инвестиционный рейтинг. Это означает, что Казахстан вышел на экономический уровень восточноевропейских стран, вступивших в Евросоюз.

Объем валового внутреннего продукта ожидается на уровне 37 миллиардов долларов, что в пересчете на душу населения составит две с половиной тысячи долларов. Уровень инфляции ожидается ниже 7 процентов. Только в январе - сентябре 2004 г. рост реального ВВП в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 109,1 процента.

Среднедушевые денежные доходы населения выросли по сравнению с прошлым годом на 20,7 процента. Валютные резервы страны, включая активы Национального фонда, на 1 декабря т. г. достигли 12,9 миллиарда долларов США.

Сейчас мы реализуем масштабные социальные программы, нацеленные на повышение благосостояния граждан страны. В бюджете на 2005 год на социальную сферу приходится более трети всех его расходов. Они позволят приступить к решению такой острой проблемы, как жилищная, модернизировать систему образования и здравоохранения, улучшить систему социальной защиты и социального обеспечения, особенно пенсионеров, инвалидов, материнства и детства.

О задачах, стоящих перед экономикой, я сказал при открытии сессии нового Парламента. На IV Конгрессе финансистов поставлены перед Правительством задачи, касающиеся нового уровня нашего развития. Пользуясь случаем, хотел бы выразить вам признательность за то, что вы буквально с колес, "без разминки" включились в работу и сумели в короткие сроки принять главнейший финансовый документ страны, по которому мы будем жить в 2005 году.

И, конечно, самое главное, и об этом вы сегодня говорили, - успехи в экономике позволили создать надежный фундамент для продолжения политической модернизации общества. Демократизация - это наша стратегическая линия. Будущее Казахстана, безусловно, связано с демократией и рынком.

Модернизация страны, повышение ее конкурентоспособности в условиях глобализации, поэтапность и четкая последовательность реформ - это базовый принцип, которого наша страна придерживалась все эти годы.

И это не просто слова. Мы на деле уже на протяжении многих лет осуществляем демократизацию общества. И летом этого года на VII съезде партии "Отан" я обозначил новые стратегические направления дальнейшей политической модернизации страны.

Это децентрализация государственного управления путем разграничения полномочий между уровнями власти и введения межбюджетного "разделизма"; поэтапное введение выборности акимов; расширение полномочий Парламента прежде всего через участие в формировании Правительства на основе парламентского большинства; совершенствование системы государственной службы; дальнейшее укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества, сказал Нурсултан Абишевич.

Далее Глава государства подчеркнул, что уже сегодня можно подвести первые итоги работы в намеченном направлении. Приняты изменения в ряд законов по определению полномочий разных уровней управления и децентрализации. Они направлены на совершенствование системы госуправления за счет оптимального распределения функций, полномочий и ответственности между всеми уровнями власти.

В ноябре был подписан соответствующий Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений".

Правительством также разработан и направлен на рассмотрение Мажилиса Парламента еще один законопроект, предполагающий внесение изменений почти в 120 законодательных актов.

Также в ноябре этого года образована Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества.

В состав этого коллегиального органа вошли лидеры всех партий, в том числе оппозиционных. Комиссия наделена полномочиями и призвана стать действенным механизмом по выработке мер, направленных на дальнейшую модернизацию политической системы. Комиссия должна обсудить предложения всех политических групп и открыто выработать согласованные предложения. Это очень важный шаг, который говорит о реальном стремлении государства идти по пути либерализации и демократизации.

Более того, речь идет об организации широкого диалога с гражданским обществом по всем этим вопросам на системной и постоянной основе.

Предприняты конкретные шаги по совершенствованию системы государственного управления и государственной службы. Это один из основных приоритетов дальнейшей модернизации, так как в условиях переходных обществ, к каковым относится и Казахстан, именно государство и его аппарат выступают главным инструментом продвижения реформ. И именно от эффективности государственного управления в целом зависит успех преобразований.

В настоящее время административная реформа набирает обороты. Подготовлен законопроект "О гражданской службе", который скоро поступит на рассмотрение в Парламент.

Приводятся в соответствие с сентябрьским Указом "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" структура и полномочия Правительства и местных государственных органов.

Сделан также еще один важный шаг, который приблизит нашу систему государственного управления к современным мировым стандартам: подписан указ о создании "электронного правительства".

Борьба с коррупцией и ее искоренение в государственных органах - залог успешности решения задач модернизации. И здесь показательно сотрудничество, сложившееся между Правительством и Парламентом в этом вопросе. Постепенное повышение заработной платы госслужащих, сокращение разрешительной системы, прием на государственную службу по конкурсу, предстоящее внедрение правил и этики госслужбы, а также недавно принятые Парламентом изменения в действующее законодательство направлены на совершенствование механизмов борьбы с коррупцией. Очевидно, что они создают хорошую базу для развертывания этого процесса.

- При этом мы не должны забывать, что уровень коррупции во многом зависит от качества принимаемых законопроектов. Ведь коррупция разрастается, в том числе и благодаря "лазейкам" в законодательстве. Поэтому я предлагаю фракции "Отан" провести такую ревизию всего действующего законодательства сквозь призму борьбы с коррупцией, - сказал Нурсултан Абишевич.

Отметив, что одним из основных приоритетов является обеспечение прав и свобод граждан, Глава государства подчеркнул значимость работы в этом направлении всего государственного аппарата, и в первую очередь - правоохранительных органов: полиции, прокуратуры.

- Мной подписан указ о дальнейшем совершенствовании системы конституционных прав и свобод человека и гражданина, который значительно расширяет возможности уполномоченного по правам человека. Придавая большое значение институту омбудсмена, мы сохраняем Комиссию по правам человека при Президенте страны. Уверен, что таким образом мы создали достаточно эффективный механизм обеспечения и защиты прав человека, - сказал Президент.

Далее он затронул вопросы судебной реформы, главной целью которой является обеспечение прозрачности судебно-правовых процедур, справедливости и беспристрастности судей, демократизация механизма отбора судейских кадров.

Президент предложил поручить специальной рабочей группе проработку вопросов, касающихся совершенствования судебной системы с учетом международного опыта. "Необходимо определить независимость судей, их материальное обеспечение, включая пенсионное, ответственность судей, когда судья, нарушивший закон, терял бы не только право заниматься судебной практикой, но лишался бы и всех льгот, в том числе пенсионных. Это непростые вопросы, но их надо решать", - отметил Нурсултан Абишевич.

Далее он ознакомил депутатов с проектом указа о поэтапных, начиная с 2005 года, выборах акимов аульных (сельских) округов, аулов и поселков. В следующем году мы начнем этот выборный процесс, а в 2006-2007 годах сделаем выборы сельских акимов повсеместными, сказал Президент. (Этот указ был подписан вчера вечером с учетом предложений депутатов.)

Этот вопрос вызвал среди депутатов оживленные дискуссии. И если ряд депутатов отметили необходимость внесения, прежде всего, изменений в Закон "О местном самоуправлении", другие высказали опасение, что выборы потенциально могут привести к разладу в сельской среде.

В частности, депутат Серик Абдрахманов, сославшись на опыт Франции, акцентировал внимание на необходимость четкого ограничения функций местных акимов вопросами только местного значения. Он подчеркнул, что, как во Франции, вышестоящим акимам, представителям Президента, Правительства нужно дать полномочия по контролю, к примеру - право приостанавливать решения выборного органа сроком на 2 месяца, а органам местного самоуправления - через суд доказывать свою правоту.

"Если мы перейдем к выборности акимов, мы можем посеять зерна раздора", - высказал свои опасения Валерий Котович. На это возразили депутаты Нуртай Сабильянов, Багила Баймагамбетова, Турарбек Асанов.

"Этот вопрос - из назревших. И значительно возросший уровень политической культуры на селе позволяет его решить", - отметил Нуртай Сабильянов.

"Я тоже считаю, что когда-то надо начинать. Как раз на селе знают, кого избирать. Что касается законодательной базы, то времени на ее подготовку достаточно", - подчеркнула депутат Багила Баймагамбетова.

Президент ознакомил также депутатов с проектом указа о проведении в порядке эксперимента выборов акимов отдельных районов. Центризбирком должен определить поэтапность этой работы и предложить оптимальную модель проведения выборов акимов данной категории. (И этот указ также был подписан вчера Главой государства.)

Резюмируя прозвучавшие мнения, Президент отметил, что проведенные ранее эксперименты по выборам акимов в 28 аульных (сельских) округах выявили различные точки зрения. Нужно не забывать также уроки соседних государств, в частности России, где сейчас именно в сторону укрепления вертикали власти изменяется вся система выборности глав субъектов Федерации. Необходимо крайне взвешенно подойти к вопросу введения выборности акимов на местах, и именно такой подход позволит принять наиболее сбалансированное и безошибочное решение, отражающее все имеющиеся в обществе точки зрения.

- И сегодня, принимая эти указы, я рассчитываю, что они придадут новый импульс процессам демократизации нашего общества, - сказал Нурсултан Абишевич.

Также он проинформировал депутатов, что поручил акимам областей, городов Астаны, Алматы организовать и провести с 15 января по 1 марта 2005 года в областных центрах отчетные встречи с населением. Отчеты в каждом районном центре (городе) и сельском округе с широким участием общественности должны провести также все акимы городов и районов.

Целью этих встреч является информирование казахстанцев о ходе проводимых в стране социально-экономических и политических реформ, решения насущных проблем региона, обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам развития конкретного населенного пункта.

Президент страны также поручил акимам всех уровней и руководителям местных исполнительных органов разработать и реализовать конкретные мероприятия по предложениям и замечаниям, поступившим в ходе встреч, и обеспечить контроль за их выполнением.

- Было бы правильным внедрить эту практику на постоянной основе, и депутаты как выразители чаяний населения могли бы принимать активное участие в таких отчетах, - отметил Нурсултан Абишевич.

Далее Глава государства остановился на вопросах дальнейшего повышения роли Парламента в жизнедеятельности государства. Как известно, реализация части из них потребует внесения изменений и дополнений в Конституцию страны, в соответствующие законодательные акты. Эти решения принимать будет депутатский корпус, большинство которого составляют отановцы.

- Поэтому именно с вашей стороны крайне важен скрупулезный, профессиональный и ответственный подход в выработке эффективных правовых механизмов и оптимальных подходов при увеличении численности депутатов обеих палат Парламента; расширении контрольных функций Парламента, в том числе его участия в контроле за исполнением государственного бюджета; введении института формирования Правительства через механизм парламентского большинства; обеспечении участия обеих палат в формировании Центризбиркома и Конституционного совета; усилении полномочий Конституционного совета в сфере защиты Основного закона страны, - отметил Президент.

Вместе с тем Нурсултан Абишевич выдвинул ряд новых инициатив, которые могут быть реализованы депутатским корпусом уже в ближайшее время. Речь идет о том, что действующее законодательство позволяет комитетам Парламента по предложению Президента обсуждать кандидатуры министров при формировании состава Правительства, и эту возможность нужно на практике активно применять.

Завершая встречу, Глава государства акцентировал внимание депутатов на необходимости обеспечения высокого качества законопроектной работы. "Это главный критерий вашей работы", - подчеркнул Президент.

Он отметил, что для этого фракция может инициировать проведение тематических парламентских слушаний, выездных заседаний постоянных комитетов с привлечением к ним неправительственных организаций, общественных объединений, деятелей науки и культуры, лидеров общественного мнения, поддерживающих государственный курс. Немаловажно, что это также позволит обеспечить общественную поддержку инициативам "Отана".

Необходимо чаще встречаться с избирателями, знать и поднимать проблемы регионов. "Отан", и в первую очередь - депутаты-отановцы, должен отражать чаяния и интересы простых людей, стать поистине народной партией.

Следует активно использовать такой значительный ресурс партии, как сильные позиции в маслихатах. Нужно усилить координацию работы партийных групп в маслихатах всех уровней в рамках общепартийной линии и государственных программ.

"Ваш созыв принципиально отличается от всех предыдущих. Впервые парламентское большинство сформировано на основе одной партии, партии, Лидером которой я сознательно являюсь и которую сознательно поддерживаю. Все поставленные сегодня задачи по силам "Отану". Партия накопила значительные ресурсы. Настало время их эффективно использовать. Настало время объединить усилия всего депутатского корпуса по созданию правовой базы для поэтапного проведения политической модернизации.

Реализовав эти важнейшие направления реформы, вы выполните свои предвыборные обязательства, вошедшие в партийную программу "Казахстанский путь-2009", и таким образом сможете отчитаться перед народом, отчитаться своей эффективной работой", - заключил Президент страны.

-----

Время объединять усилия
Событие , знаменующее новый этап политических реформ в Казахстане
"Экспресс-К", 8 декабря

Текущая неделя началась с важного события в политической жизни Казахстана. Таковым стала встреча в минувший понедельник Нурсултана Назарбаева с депутатами парламентской фракции партии "Отан". На ней глава государства сделал целый ряд принципиальных заявлений, знаменующих новый этап в демократических реформах страны.

- Настало время сообща обсудить задачи, которые стоят перед нами, в том числе и те, о которых шла речь на съезде "Отана", - сказал, начиная разговор, президент. - Партия добилась доверия нашего народа на выборах. Это большая честь и огромная ответственность. В новом составе мажилиса парламента она заняла лидирующее положение. Из 77 избранных депутатов 53 - представители "Отана" (семь мест - по партийному списку, 35 - официально выдвинутых съездом по одномандатным округам и 11 самовыдвиженцев), что составляет более половины всего депутатского корпуса. "Отан" представляют спикер, вице-спикер мажилиса и четыре из семи руководителей комитетов. Поддержка казахстанцами партии "Отан" означает поддержку проводимых в стране политических и экономических реформ. Я вижу в "Отане" главную опору в проведении стратегического курса развития Казахстана. Партия выступает инициатором реформ, генератором новых идей. В то же время сформированное парламентское большинство налагает огромную ответственность. Успехи или неудачи этих лет будут связываться с деятельностью "Отана", и об этом необходимо помнить.

Выступившие на встрече руководитель парламентской фракции "Отана" Амангельды Таспихов, депутаты Владимир Нехорошев, Кенжегали Сагадиев, Толебек Космамбетов, Танирберген Бердонгаров, Валерий Котович, Нуртай Сабильянов и другие народные избранники поделились своими первыми наблюдениями о работе обновленного состава мажилиса и своим видением его первоочередных задач. Глава государства внимательно выслушал депутатов и высказался по затронутым вопросам.

О базе развития

По мнению президента, нынешняя экономическая ситуация является надежной базой дальнейшего развития Казахстана.

- Недавно я встречался с директором Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном, который сказал, что, представляя лишь четверть населения Центральной Азии, Казахстан сегодня обеспечивает две трети всего ее совокупного дохода, - сообщил депутатам глава государства. - Три ведущих международных рейтинговых агентства присвоили республике международный инвестиционный рейтинг. Это означает, что Казахстан вышел на экономический уровень восточно-европейских стран, вступивших в Евросоюз.

Объем валового внутреннего продукта ожидается на уровне 37 миллиардов долларов, что в пересчете на душу населения составит две с половиной тысячи долларов. Уровень инфляции ожидается ниже 7 процентов. Только в январе-сентябре 2004 года рост реального ВВП в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 9,1 процента. Среднедушевые денежные доходы населения выросли по сравнению с прошлым годом на 20,7 процента. Валютные резервы страны, включая активы Национального фонда, на 1 декабря достигли 12,9 миллиарда долларов США.

- Сейчас мы реализуем, - продолжил президент, - масштабные социальные программы, нацеленные на повышение благосостояния граждан страны. В бюджете на 2005 год на социальную сферу приходится более трети всех его расходов. Они позволят приступить к решению такой острой проблемы, как жилищная, модернизировать систему образования и здравоохранения, улучшить систему социальной защиты и социального обеспечения, особенно пенсионеров, инвалидов, материнства и детства.

- О задачах, стоящих перед экономикой, я сказал при открытии сессии нового парламента, - напомнил Нурсултан Назарбаев. - На IV конгрессе финансистов поставлены перед правительством задачи, касающиеся нового уровня нашего развития. Пользуясь случаем, хотел бы выразить вам признательность за то, что вы буквально с колес, "без разминки", включились в работу и сумели в короткие сроки принять главнейший финансовый документ страны, по которому мы будем жить в 2005 году. И, конечно, самое главное, и об этом вы сегодня говорили: успехи в экономике позволили создать надежный фундамент для продолжения политической модернизации общества. Демократизация - это наша стратегическая линия. Будущее Казахстана, безусловно, связано с демократией и рынком.

О политической модернизации

- Модернизация страны, повышение ее конкурентоспособности в условиях глобализации, поэтапность и четкая последовательность реформ - это базовый принцип, которого наша страна придерживалась все эти годы, - заявил президент. - И это не просто слова. Мы на деле уже на протяжении многих лет осуществляем демократизацию общества. И летом этого года на VII съезде партии "Отан" я обозначил новые стратегические направления дальнейшей политической модернизации страны.

Это децентрализация государственного управления путем разграничения полномочий между уровнями власти и введения межбюджетного разделизма; поэтапное введение выборности акимов; расширение полномочий парламента прежде всего через участие в формировании правительства на основе парламентского большинства; совершенствование системы государственной службы; дальнейшее укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества.

Далее глава государства подчеркнул, что сегодня можно подвести первые итоги работы в намеченном направлении. Изменены положения ряда законов для определения полномочий разных уровней управления и децентрализации. Они направлены на совершенствование системы госуправления за счет оптимального распределения функций, полномочий и ответственности между всеми уровнями власти.

В ноябре был подписан соответствующий конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений". Правительством также разработан и направлен на рассмотрение мажилиса еще один законопроект, предполагающий корректировку почти 120 законодательных актов.

Также в ноябре этого года образована Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Предприняты конкретные шаги по совершенствованию системы государственного управления и государственной службы. Это один из основных приоритетов дальнейшей модернизации, так как в условиях переходных обществ, к каковым относится и Казахстан, именно государство и его аппарат выступают главными инструментами продвижения реформ. И именно от эффективности государственного управления в целом зависит успех преобразований.

Об административных преобразованиях

В настоящее время административная реформа набирает обороты, отметил глава государства. Подготовлен законопроект "О гражданской службе", который скоро поступит на рассмотрение парламента. Приводятся в соответствие с сентябрьским указом "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" структура и полномочия правительства и местных государственных органов. Сделан также еще один важный шаг, который приблизит нашу систему государственного управления к современным мировым стандартам: подписан указ о создании электронного правительства.

О борьбе с коррупцией

Борьба с коррупцией и ее искоренение в государственных органах - залог успешности решения задач модернизации, считает Нурсултан Назарбаев. И здесь показательно сотрудничество, сложившееся между правительством и парламентом в этом вопросе. Постепенное повышение заработной платы госслужащих, сокращение разрешительной системы, прием на государственную службу по конкурсу, предстоящее внедрение правил и этики госслужбы, а также недавно принятые парламентом изменения в действующее законодательство направлены на совершенствование механизмов борьбы с коррупцией. Очевидно, что они создают хорошую базу для развертывания этого процесса.

Отметив, что одним из основных приоритетов является обеспечение прав и свобод граждан, глава государства подчеркнул значимость работы в этом направлении всего государственного аппарата, в первую очередь правоохранительных органов.

- Мной подписан указ о дальнейшем совершенствовании системы конституционных прав и свобод человека и гражданина, который значительно расширяет возможности уполномоченного по правам человека, - сказал президент. - Придавая большое значение институту омбудсмена, мы сохраняем Комиссию по правам человека при президенте страны. Уверен, что таким образом мы создали достаточно эффективный механизм обеспечения и защиты прав человека.

О судебной власти

Далее глава государства затронул вопросы судебной реформы, главной целью которой является обеспечение прозрачности судебно-правовых процедур, справедливости и беспристрастности судей, демократизации механизма отбора судейских кадров. Президент предложил поручить специальной рабочей группе проработку вопросов, касающихся совершенствования судебной системы с учетом международного опыта.

- Необходимо определить независимость судей, - отметил Нурсултан Назарбаев, - их материальное обеспечение, включая пенсионное, ответственность судей, когда судья, нарушивший закон, терял бы не только право заниматься судебной практикой, но лишался бы всех льгот, в том числе пенсионных. Это непростые вопросы, но их надо решать.

О выборности акимов

Президент ознакомил депутатов с проектом указа о поэтапных, начиная с 2005 года, выборах акимов аульных (сельских) округов, аулов и поселков.

- В следующем году мы начнем этот выборный процесс, а в 2006-2007 годах сделаем выборы сельских акимов повсеместными, - сказал президент.

Этот вопрос вызвал среди депутатов оживленную дискуссию. И если часть из них отметила необходимость внесения прежде всего изменений в закон "О местном самоуправлении", то другая часть высказала опасение, что выборы потенциально могут привести к разладу в сельской среде.

Резюмируя прозвучавшие мнения, президент отметил, что проведенные ранее эксперименты по выборам акимов в 28 аульных (сельских) округах выявили различные точки зрения. Нужно не забывать также уроки соседних государств, в частности России, где сейчас именно в сторону укрепления вертикали власти изменяется вся система выборности глав субъектов федерации. Необходимо крайне взвешенно подойти к вопросу введения выборности акимов на местах. Именно такой подход позволит принять наиболее сбалансированное и безошибочное решение, отражающее все имеющиеся в обществе точки зрения.

Президент ознакомил депутатов также с проектом указа о проведении в порядке эксперимента выборов акимов отдельных районов. Центризбирком должен определить поэтапность этой работы и предложить оптимальную модель проведения выборов акимов данной категории.
- Сегодня, принимая эти указы, я рассчитываю, что они придадут новый импульс процессам демократизации нашего общества, - подчеркнул Нурсултан Абишевич.

О подотчетности народу

Глава государства информировал депутатов, что поручил акимам областей, Астаны и Алматы организовать и провести с 15 января по 1 марта 2005 года в областных центрах отчетные встречи с населением.

Президент считает, что отчеты в каждом районном центре (городе) и сельском округе с широким участием общественности должны провести все акимы городов и районов. Целью этих встреч являются информирование казахстанцев о ходе проводимых в стране социально-экономических и политических реформ, решение насущных проблем региона, обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам развития конкретного населенного пункта. Президент также поручил акимам всех уровней и другим руководителям местных исполнительных органов разработать и реализовать конкретные мероприятия с целью проведения в жизнь предложений, которые поступят в ходе подобных встреч от населения.

- Было бы правильным внедрить эту практику на постоянной основе, и депутаты как выразители чаяний населения могли бы принимать активное участие в таких отчетах, - отметил Нурсултан Назарбаев.

О повышении роли парламента

Глава государства остановился на вопросах дальнейшего повышения роли парламента в жизнедеятельности государства. Как известно, реализация части из них потребует внесения изменений и дополнений в Конституцию страны и соответствующие законодательные акты. Эти решения будет принимать депутатский корпус, большинство которого составляют отановцы.

- Поэтому именно с вашей стороны крайне важен скрупулезный, профессиональный и ответственный подход в выработке эффективных правовых механизмов и оптимальных подходов при увеличении численности депутатов обеих палат парламента; расширении его контрольных функций, в том числе участия в контроле за исполнением государственного бюджета; введении института формирования правительства через механизм парламентского большинства; обеспечении участия обеих палат в формировании Центризбиркома и Конституционного Совета; усилении полномочий Конституционного Совета в сфере защиты Основного Закона страны, - заявил президент.

Новые инициативы

Во время встречи с парламентариями Нурсултан Назарбаев выдвинул ряд новых инициатив, которые могут быть реализованы депутатским корпусом уже в ближайшее время. Речь идет о том, что действующее законодательство позволяет комитетам парламента по предложению президента обсуждать кандидатуры министров при формировании состава правительства, и эту возможность нужно на практике активно применять.

Завершая встречу, глава государства акцентировал внимание депутатов на необходимости обеспечения высокого качества законопроектной работы.

- Это главный критерий вашей работы, - подчеркнул президент.

Он отметил, что для этого фракция "Отана" может инициировать проведение тематических парламентских слушаний, выездных заседаний постоянных комитетов с привлечением неправительственных организаций, общественных объединений, деятелей науки и культуры, поддерживающих государственный курс. Немаловажно, что это также позволит обеспечить общественную поддержку инициативам "Отана".

Необходимо чаще встречаться с избирателями, знать и поднимать проблемы регионов, считает глава государства. "Отан" и в первую очередь депутаты-отановцы должны отражать чаяния и интересы народных масс, стать поистине народной партией. Следует активно использовать такой значительный ресурс партии, как сильные позиции в маслихатах. Нужно усилить координацию работы партийных групп "Отана" в маслихатах всех уровней в рамках общепартийной линии и государственных программ.

- Ваш созыв, - заявил глава государства, - принципиально отличается от всех предыдущих. Впервые парламентское большинство сформировано на основе одной партии, лидером которой я сознательно являюсь и которую сознательно поддерживаю. Все поставленные сегодня задачи по силам "Отану". Партия накопила значительные ресурсы. Настало время их эффективно использовать. Настало время объединить усилия всего депутатского корпуса на создании правовой базы для поэтапного проведения политической модернизации. Реализовав эти важнейшие направления реформы, вы выполните свои предвыборные обязательства, вошедшие в партийную программу "Казахстанский путь-2009", и таким образом сможете отчитаться перед народом, отчитаться своей эффективной работой.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пусть Новый год 2005 год приумножит благополучие Казахстана 31.12.2004
Сорос из избы 31.12.2004
Одна голова хорошо, две – совсем плохо 31.12.2004
Постсоветское пространство: время "оранжевых" элит 31.12.2004
Премьер в розыске 31.12.2004
Казахстанцы вступают в качественно новый этап преобразования нашего государства 30.12.2004
Песня моя - Ушконыр 30.12.2004
Прокуратура Алматы требует ликвидации "Народной партии "Демократический выбор Казахстана" согласно Конституции РК 30.12.2004
Нуркадилов хочет во власть, но для этого он должен развалить оппозицию 30.12.2004
"Шантажи" сенатора пугают 30.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
12.12.19 Четверг
85. МАРДЕНОВ Жукен
82. БАЗЫЛОВ Казыкен
82. БАЙЗАКОВ Сайлау
77. САППАЕВ Мендыгали
73. МОСКАЛЕНКО Борис
66. ИОВОВ Эдуард
65. ШАМКЕНОВА Роза
62. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
62. ИСКАКОВ Саулебек
61. АБУОВ Мирбулат
59. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
53. НУРБАЕВ Орман
48. ИСКАКОВ Марлен
46. КИСИКОВ Бекнур
44. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.19 Пятница
91. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
80. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
80. ИХСАНОВ Утеген
76. ИСКАКОВ Кайрат
72. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
72. СВОИК Петр
68. МАСЕЛЕЕВА Майдан
64. ЧАРАПИЕВ Туратбек
63. ЕРМЕКОВА Несипбала
62. АСКАРОВ Тулеген
62. БОЙКО Ольга
61. НУРБАЕВА Маржан
55. КАППАРОВ Нуржан
53. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
53. ТОЙБАЕВ Амангельды
...>>>
14.12.19 Суббота
88. БЕКТУРОВ Есен
71. РЫСБЕКОВ Марат
70. АКМУРЗИН Ерлан
66. ТАСКИНБАЕВ Косан
61. БАТПЕНОВА Гульнар
56. ЕРАЛИЕВ Ержан
49. БАКИШЕВ Дулат
48. ЕСТЕНОВ Жасулан
47. БАЗАРХАНОВ Еркин
45. САМОЙЛОВ Александр
44. КАЙРБАЕВ Багитжан
44. ОСПАНОВ Амиржан
42. АУБАКИРОВ Тимур
40. МАНТАЕВА Асем
40. УТЕГЕНОВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz